Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Любовник леди Чаттерлей из Интернета
- Криптовалюта и блокчейн: основы для начинающих
- Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
- Александр Ралот. «Дама пик и другие прототипы». Рассказ
- Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы
С вдохновением на «ты». Будут в ТОТ и ТШТ
25.12.2021
Московский Театр Олега Табакова, Психологический институт Российской академии образования и факультет психологии МГУ имени Ломоносова подписали трёхстороннее соглашение о сотрудничестве в вопросах психологического сопровождения в сфере театрального образования.
Познать самого себя, по сведениям античных авторов, призывала древних греков одна из надписей-граффити на стене храма Аполлона в Дельфах. Уточнил, что это означает в своих рассуждениях Сократ. По его мнению, человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа.
В сегодняшнем мире её жизнь, судя по названию дисциплины, изучают учёные-психологи, ибо «психология» в переводе с древнегреческого, как известно, «наука о душе» (psyche – душа, logos – понятие, учение).
Художественный руководитель Театра Олега Табакова (ТОТ) и Театральной Школы Табакова (ТШТ) Владимир Машков мечтает научить своих студентов и артистов, призвав в помощницы науку, как самопознанию, так и глубокому познаванию жизни в целом.
Исследования психологических особенностей студентов уже идут, а полученные научные данные станут основой для разработки индивидуального образовательного маршрута каждого из будущих артистов.
«Год науки продолжается, — сказал В. Машков на церемонии подписания соглашения. – И хотя календарно он подходит к концу, для нашего театра и нашей школы работа с психологами и работа с собой не заканчивается, она будет продолжаться».
По словам Владимира Львовича, психологический русский театр без науки невозможен. Он напомнил слова Станиславского, который в конце жизни сказал, что главное счастье человека – познавание, познавание себя, искусства в себе.
«Познавать жизнь – это высшее счастье творческого человека, тем более артиста, — продолжил худрук Табакерки. — Хочу ещё раз напомнить, что существует актёр – талантливый исполнитель и артист – создатель, творец. И, мне кажется, то сотрудничество, которое мы начали и продолжаем, принесёт нам очень много полезного в понимании себя, жизни своего человеческого духа и поможет понять, как нам ближе всего подойти к вдохновению».
У психологов свой интерес к сотрудничеству. О новом периоде взаимодействия психологии с театром говорил на церемонии декан факультета психологии МГУ, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко.
Он сказал, что учёным очень важна тесная связь с практикой, а потому интересно взаимодействие с молодыми артистами. «Но это, — сказал Ю. Зинченко, — не вопрос каких-то экспериментальных исследований или изучение репрезентативной выборки студентов театрального вуза. Это изучение новых подходов, когда психология, как наука помогает не только освоить актёрскую профессию, но и одновременно познать себя».
По словам декана факультета психологии первого вуза страны, процесс этот актёр осознаёт раньше других, к тому же перед ним ставят такую конкретную задачу педагоги во время обучения в театральном вузе.
«И, наверное, — считает Ю. Зинченко, — во многом от этого зависит и профессиональный успех, поэтому очень важно, как у нас говорят, что 50% решённой задачи – это правильно поставленная проблема. И познания себя – через когниции, через эмоции, познание себя рационального, иррационального – и есть, наверное, цельность этой профессии».
Полезен подобный путь, по мнению психолога, и другим, получающим высшее образование, людям. В противовес модным сейчас IT-навыкам человеку полезно развивать эмоциональный интеллект, учиться узнавать и развивать личностные компетенции.
«Отсюда, — сказал Ю. Зинченко, — начинается саморегуляция и все те возможности, которые позволяют нам выстраивать эффективные коммуникации и пережить любой ковид и любую пандемию».
Доцент кафедры психологии образования, и педагогики факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Александра Долгих рассказала, что программа обучения психологическим знаниям воспитанников Театральной школы будет развивать их представления об эмоциях, о проявлении эмоций, о том, как понимать и распознавать чужие эмоции.
«Мы запланировали разработку первой в России методики совместно со Школой Табакова на распознавание чужих эмоций, — сказала А. Долгих, – такой ещё не существует. Сейчас мы имеем только американскую с фотографиями актёров, которая не отражает ни менталитета, ни культуры, ни истинности страстей и эмоций. И поэтому в ближайший год мы планируем заняться разработкой стимульного материала для методики, которую можно будет запатентовать и использовать в научной и образовательной сфере в театральной среде».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ