Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

С вдохновением на «ты». Будут в ТОТ и ТШТ

Московский Театр Олега Табакова, Психологический институт Российской академии образования и факультет психологии МГУ имени Ломоносова подписали трёхстороннее соглашение о сотрудничестве в вопросах психологического сопровождения в сфере театрального образования.

Познать самого себя, по сведениям античных авторов, призывала древних греков одна из надписей-граффити на стене храма Аполлона в Дельфах. Уточнил, что это означает в своих рассуждениях Сократ. По его мнению, человек есть не тело и не целое, состоящее из тела и души, но именно душа.

В сегодняшнем мире её жизнь, судя по названию дисциплины, изучают учёные-психологи, ибо «психология» в переводе с древнегреческого, как известно, «наука о душе» (psyche – душа, logos – понятие, учение).

Владимир Машков и Юрий Зинченко на церемонии подписания соглашения о сотрудничестве

Художественный руководитель Театра Олега Табакова (ТОТ) и Театральной Школы Табакова (ТШТ) Владимир Машков мечтает научить своих студентов и артистов, призвав в помощницы науку, как самопознанию, так и глубокому познаванию жизни в целом.

Исследования психологических особенностей студентов уже идут, а полученные научные данные станут основой для разработки индивидуального образовательного маршрута каждого из будущих артистов.

«Год науки продолжается, — сказал В. Машков на церемонии подписания соглашения. – И хотя календарно он подходит к концу, для нашего театра и нашей школы работа с психологами и работа с собой не заканчивается, она будет продолжаться».

По словам Владимира Львовича, психологический русский театр без науки невозможен. Он напомнил слова Станиславского, который в конце жизни сказал, что главное счастье человека – познавание, познавание себя, искусства в себе.

«Познавать жизнь – это высшее счастье творческого человека, тем более артиста, — продолжил худрук Табакерки. — Хочу ещё раз напомнить, что существует актёр – талантливый исполнитель и артист – создатель, творец. И, мне кажется, то сотрудничество, которое мы начали и продолжаем, принесёт нам очень много полезного в понимании себя, жизни своего человеческого духа и поможет понять, как нам ближе всего подойти к вдохновению».

У психологов свой интерес к сотрудничеству. О новом периоде взаимодействия психологии с театром говорил на церемонии декан факультета психологии МГУ, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко.

Студенты Театральной школы Олега Табакова на занятиях по хореографии

Он сказал, что учёным очень важна тесная связь с практикой, а потому интересно взаимодействие с молодыми артистами. «Но это, — сказал Ю. Зинченко, — не вопрос каких-то экспериментальных исследований или изучение репрезентативной выборки студентов театрального вуза. Это изучение новых подходов, когда психология, как наука помогает  не только освоить актёрскую профессию,  но и одновременно познать себя».

По словам декана факультета психологии первого вуза страны, процесс этот актёр осознаёт раньше других, к тому же перед ним ставят такую конкретную задачу педагоги во время обучения в театральном вузе.

«И, наверное, — считает Ю. Зинченко, — во многом от этого зависит и профессиональный успех, поэтому очень важно, как у нас говорят, что 50% решённой задачи – это правильно поставленная проблема. И познания себя – через когниции, через эмоции, познание себя рационального, иррационального – и есть, наверное, цельность этой профессии».

Полезен подобный путь, по мнению психолога, и другим, получающим высшее образование, людям. В противовес модным сейчас IT-навыкам человеку полезно развивать эмоциональный интеллект, учиться узнавать и развивать личностные компетенции.

«Отсюда, — сказал Ю. Зинченко, — начинается саморегуляция и все те возможности, которые позволяют нам выстраивать эффективные коммуникации и пережить любой ковид и любую пандемию».

Доцент кафедры психологии образования, и педагогики  факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Александра Долгих рассказала, что программа обучения психологическим знаниям воспитанников Театральной школы  будет развивать их представления об эмоциях, о проявлении эмоций, о том, как понимать и распознавать чужие эмоции.

Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь» Театральной школы Олега Табакова

«Мы запланировали разработку первой в России методики совместно со Школой Табакова на распознавание чужих эмоций, — сказала А. Долгих,  – такой ещё не существует. Сейчас мы имеем только американскую с фотографиями актёров, которая не отражает ни менталитета, ни культуры, ни истинности страстей и эмоций. И поэтому в ближайший год мы планируем заняться разработкой стимульного материала для методики, которую можно будет запатентовать и использовать в научной и образовательной сфере в театральной среде».

Наталья Косякова

Фото: Ксения Бубенец


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика