У Есенина в «Инонии»
25.02.2022
/
Редакция
Иеремия – один из громокипящих пророков – мог ли внять посвящению Есенина, поставившему оное над «Инонией»?
…иная страна, утопия, которую не воплотить, волшебный Китеж, мерцающий узорочьем из-под метафизических вод; входы и выходы, открываемые поэтическими каналами того, кто:
Не устрашуся гибели,
Ни копий, ни стрел дождей,—
Так говорит по Библии
Пророк Есенин Сергей.
Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Копья небесные – такие же, как стрелы дождей; но…являются ли кощунственными строки относительно выплёвывания Христова тела?
Ни в коей мере – Есенин: потаённый эзотерик: от сектантских корней, от народного чувствования; а классическое причастие есть следствие лобового чтения евангельского стиха, без вникания в потаённый смысл.
Ешьте – хлеб-плоть-суть моего учения, и – пейте вино-кровь-сущность моих слов, тогда сможете построить нечто приемлемое на земле, и уходить в смерть без страха, даже со светом.
Вот почему – выплёвываю изо рта…
…размашист стих Есенина, он, словно ведущий поэта, мыслит сразу мириадами пространств, где и Млечный путь близок – руку протяни, духовный луч зрения направь:
Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.
Я иное узрел пришествие —
Где не пляшет над правдой смерть.
Как овцу от поганой шерсти, я
Остригу голубую твердь.
Но – поганая шерсть нарастает на землю, где вновь и вновь распинают Христа суммами пороков: в том числе и – слишком примитивными толкованиями его слов.
С земли – рвётся это тёмное, поганое ввысь, рвётся, мешая световым сгусткам…
…есть богоборчество в «Инонии», есть – но и оно уложено в такие эстетические ряды дара и музыки оного, что не воспринимается кощунством: скорее – борьбой со старым, худо-ветхим, неизмеримо-наивным:
Лай колоколов над Русью грозный —
Это плачут стены Кремля.
Ныне на пики звездные
Вздыбливаю тебя, земля!
Протянусь до незримого города,
Млечный прокушу покров.
Даже Богу я выщиплю бороду
Оскалом моих зубов.
…ощиплю – потому, что нельзя же воспринимать Бога стариком на облаке: как считали многие, и сейчас считают…
Нельзя же всё сводить к примитиву антропоморфности…
Плачь и рыдай, Московия!
Новый пришел Индикоплов.
Все молитвы в твоем часослове я
Проклюю моим клювом слов.
Недаром Косьма Индикоплов входит в свод есенинской «Инонии»: есть византийская роскошь, пиршество красок в поэме: неистовое, киноварь мешается с лазурью, зажигается кобальт, и кармин, расплёсканный по духовному небу, вспыхивает совершенно необычными письменами.
И Радонеж возникнет, и Вавилон – на реках которого мы плакали:
Твое солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу, как нож.
На реках вавилонских мы плакали,
И кровавый мочил нас дождь.
Все времена близки поэту: как все люди, и бывшие библейскими персонажами, и шаровые бродяги, с которыми сводила судьба.
Есть и футурология – предсказание железных кораблей технологий, что будут, будут – и будут чреваты:
И тебе говорю, Америка,
Отколотая половина земли,—
Страшись по морям безверия
Железные пускать корабли!
…и зазвучит финальная песня, изменяя размер, давая русско-византийского Христа, а по сути – странно-вселенского, философского, крестьянского, столько смешивающего в себе, ибо:
Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.
Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!”
Второе ли пришествие подразумевается?
Огонь ли правды о человеке вспыхивает?
Так, или иначе, таинственный град «Инония» возвышен Есениным с такою яркостью, что и разгадок многие его загадки не требует – хватает феноменального эстетического ряда стиха.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ