Написать о великом земляке…
27.03.2022
/
Редакция
Рецензия на книгу:
С.В. Картавенко «Николай Платонов – Платон Оскольский – человек, музыкант, педагог, ученый и…».
Первая книга.
Научно-популярный жанр.
Белгород: Константа, 2017. 124 с.
Перед нами необычное издание: автор, преподаватель кафедры оркестровых инструментов Белгородского государственного института искусств, уже свыше тридцати лет изучает творчество Николая Ивановича Платонова (1897-1967), разыскивает материалы о нём в архивах, встречается с учениками знаменитого флейтиста, изучает жизненный путь своего земляка. Всё, казалось бы, ожидаемо. Однако… И первые, и все последующие страницы посвящены живой, реально работающей философии – включению своего кумира в полноценный ряд людей известных и не очень. Да что философия, здесь и педагогика, и теория искусства, и буддийские афоризмы, и цитаты, представленные весьма своеобразно, с выделением в тексте и расположением их в знаковом формате. Не сразу изложение касается Николая Платонова, но и здесь он осмысливается как носитель истины и вписывается в общий ряд, например, с великим тёзкой Николаем Ивановичем Пироговым. Однако формального смешения нет, все подчинено логике автора, логике, написанной ярко, эмоционально, с частыми обращениями к читателю.
Нельзя не вспомнить в связи со сказанным публикацию, вышедшую в 2011 году в журнале «Нева». В своей статье «Философия в университетском сообществе» Герман Сунягин пишет, что у нас «вместо философии преподают историю философии». И в этой подмене просматривается большая недоработка. «В химии нужны специалисты разного уровня подготовки, а в философии ты должен и читать лекции, и писать книги сам, служа философии прежде всего своим личным примером, который нельзя повторить, но за которым можно последовать» (2011, № 2. С. 147-156). И вот, оказывается, перед нами та самая живая, повседневная философия, помогающая осмысливать и судьбу музыканта, и чаяния автора, и поведение нас, читающих эти размышления.
Но мы поведем речь, конечно же, главным образом о Николае Платонове. Кто он? Заслуженный деятель искусств (1966), флейтист, композитор (опера «Лейтенант Шмидт», балет «Оринэ», музыка к драматическому спектаклю «Мария Стюарт», концерты, сюита, сонаты, вариации на тему М. Глинки, романсы на стихи А. Пушкина, многочисленные этюды для флейты…). Но Николай Платонов был еще и замечательным педагогом, его перу принадлежат «Техника игры на флейте» (1931), «Школа игры на флейте» (1933), «Методика обучения игре на духовых инструментах» (1953), «Вопросы обучения игре на духовых инструментах» (1958). Все эти книги изданы в Москве.
Родился композитор на белгородской земле, в Новом Осколе. После окончания гимназии поступил на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, вскоре началась учеба в московской консерватории. Будучи студентом, Н.И. Платонов уже вел преподавательскую работу на рабфаке в 1924-1933 гг., а с 1933 – в самой консерватории, где прошел путь от студента к доктору искусствоведения. Биография Николая Платонова охватывает, как мы видим, советские годы, что примечательно. Описывать выдающихся людей советского периода непросто. Наслаиваются тяготы периода революции, послереволюционных лет, сталинских репрессий. Казалось бы, музыка далека от этих баталий, но нет, приведём всего один эпизод из книги.
18 апреля 1932 состоялся пленум духовой кафедры ВМШ – Высшей Музыкальной Школы им. Ф. Кона (так именовали МГК). На пленуме присутствовало пять профессоров: С.В. Розанов – председатель КДИ; Ф.Ф. Эккерт; Г.А. Гек; И.И. Костлан; В.М. Блажевич и шесть преподавателей: Н.И. Платонов – зам. председателя КДИ; С. Турилкин; Н.Д. Румянцев; К.Д. Юдин; Г.А. Орвид; А. Тарасов. В повестке пленума доклад Платонова «Комплекс в специальных классах». Это был один из первых докладов Николая Ивановича в ранге молодого педагога.
Фото обложки
Но как встретили этот доклад, что прозвучало в дискуссии? Представим всего один фрагмент из нескольких выступлений.
«…Комплексный метод как сумма равноценных частей, как система по созданию универсального человека всезнайку уже выброшена за борт из практики советского воспитания, и потому, сейчас, когда главный акцент поставлен на специализацию, научно – доказывать эффективность комплексного метода нецелесообразно».
И в конце общее решение:
«Комплексная система в нашем вузе должна быть отменена. Ведущим звеном должна быть специальность. На специальном предмете попутно необходимо закреплять и другие, близкие теоретические знания».
Как оценивает эту публикацию автор книги С.В. Картавенко?
Но, даже учитывая трактовку особого мнения Платонова секретарём напечатанной страницы, можно вынести суждение о Н.И. Платонове как о мужественном и справедливом человеке. Ведь нашёл в себе и равновеликие силы, что всегда сопутствовали его духу-дыханию, и достойное терпение, отразившееся в умении не зубоскалить, а быть вежливым.
Мы подробно остановились на протоколе заседания, чтобы показать, как теория Николая Платонова преодолевала барьеры, как стал композитор еще и инициатором нового направления в преподавании духовых инструментов и – шире – провозвестником поворота в саморазвитии человека. Это важнейшая сторона деятельности Николая Платонова, не случайно в книге поднимаются, прежде всего, глубинные вопросы, связанные с самим творческим процессом.
Да, автор цитирует и самого Платонова, и философов, педагогов, включая музыканта в густой ряд предшественников, пополняя наше знание о людях ушедших, но оставивших нам свои дела, свои мысли. Упоминаются идеи Генриха Гейне, М.В. Ломоносова, А.С. Грибоедова, М. Горького, Дмитрия Ушакова, В. Вернадского, И. Гердера, К. Юнга… Говорится об Андерсене, о древних философах Сократе, Диогене. Причем эти упоминания приводятся всегда к месту, и цельность книги от этого не страдает, они делают книгу значительно шире той темы, которая была заложена в названии.
Эдвард Бульвер-Литтон еще в 1864 году в «Заметках о культуре мышления» писал: «Новые книги воспринимают и подновляют старые идеи, старые книги предлагают новые идеи и вдохновляют на их создание». С.В. Картавенко в своей книге о музыканте-композиторе Николае Платонове удалось задействовать широчайший спектр идей, почерпнутых из обильного чтения древних и новых опусов. Как видим, здесь задействована и лично переработана не только философия, но и культура, и педагогика, и психология, и нейролингвистика, и этика, но прелесть книги таится еще и во внимании к мелочам, например к звуку колокола.
Человеческая сущность должна быть непрерывной, но как бы творимой заново. Так вновь рождается звук колокола либо звук других музыкальных инструментов. Как бесконечно зарождается и оживает флора и фауна на планете Земля, беспрекословно выполняя своё собственное предназначение, так и ценность любого настоящего человека с годами возрастает.
Автор раскрывает суть теории естественного звукоизвлечения. Это особая тема, и сейчас мы её касаться не будем. Скажем только, во-первых, о показательной мысли С.В. Картавенко, относящей нас к советским школам игры на духовых инструментах. Имя Николая Платонова вписано в ряд других имен: Н. Назарова, С. Розанова, В. Солодуева, Г. Орвида, В. Блажевича. Коренное отличие новых педагогических трудов от зарубежных и русских дореволюционных заключалось в определённой органической связи технического и художественного материала. А во-вторых, тема правильного дыхания – это как раз то, что требует внедрения в практику, и книга С.В. Картавенко раскрывает аспекты такого внедрения.
Но книга – это еще и язык, тот самый, который заставляет читать, размышлять, соглашаться, иногда спорить. Приведем характерный отрывок из книги, чтобы показать существо стиля автора.
Николай Платонов – третий и последний ребёнок своих родителей, Анны Фёдоровны и Ивана Алексеевича. Старшие брат и сестра, как и младший – желанные дети, а значит равновеликие. Безусловно, все платоновские чада были любимыми и уважаемыми родителями и друг другом. Тем не менее, общеизвестно, младшим в русских сказках Алёнушкам и Иванушкам почему-то всегда везёт больше, чем предшествующим детям семьи. Именно так и произошло в жизни соотечественника Платонова Николая Ивановича. … Из бесконечного перечня благ и всевозможных сокровищ, полученных «вовсе дураками» не в начале, а в конце сказки, моё внимание всегда привлекало лишь одно из благ и лишь одно из сокровищ. Благо – видеть глазами – взгляд. Сокровище – слышать ушами – слух. Остальные богатства, гипотетически возможные и невозможные в силу определённых процессов и явлений, по моему глубокому убеждению, являются производными от бесчисленного множества разнообразнейших вариантов синтеза взгляда и слуха.
И сколько внимания автор уделяет ученикам Платонова (в частности, Н.Н. Бабину, А.М. Голышеву), его последователям (в частности, Ю.Н. Должикову)! И слова благодарности каждому, кто помог с уточнением сведений по Николаю Платонову. Редко встречается в книгах, когда в самом тексте (!) столь подробно описывается помощь других людей в подборе материала. Сердечно упомянуты Елена Сорокина, Тигран Алиханов, заведующая архивом консерватории Раиса Трушкова и еще многие-многие.
Лаубис вёл в ВГИИ класс тромбона, демонстрируя ученикам из урока в урок высокопрофессиональную технику естественного звукоизвлечения. Многим он помогал восстановить своё изначально человеческое дыхание, в том числе и мне, валторнисту, чтобы безошибочно овладевать природосообразными методами игры. Спасибо, и ещё раз спасибо, Геннадий Львович!
(с. 23)
Итак, С.В. Картавенко в своей книге продемонстрировал, как можно писать о музыканте Николае Ивановиче Платонове с учетом очень многих веяний культуры и философии, как актуально звучит его теория, разрабатываемая и самим автором, как пишется книга, близкая монографии по исполнению и вместе с тем доступная читателю.
1 комментарий
Сергей Картавенко
27.03.2022Искренне признателен Вере Константиновне Харченко за внимание и благодушие к моему труду !!! Желаю счастья, успехов, здоровья !!!
Сотрудникам и руководству Журнала здравствовать во славу отечественной культуры и науки !!!
С уважением, Сергей Картавенко.