Вы здесь: Главная /
ЛитПремьера /
Римма Кошурникова. «Ужасный ребёнок». Пьеса по повести С.В. Михалкова «Праздник непослушания»
Римма Кошурникова. «Ужасный ребёнок». Пьеса по повести С.В. Михалкова «Праздник непослушания»
14.03.2022
/
Редакция
Действующие лица:
МАЛЫШ, «ужасный ребёнок»
МАМА Малыша
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ
Жители «мятежного» города:
РЕПКА и ТУРНЕПКА, близнецы – брат и сестра
МАМА близнецов
ПАПА близнецов
ДЕДУШКА близнецов
БАБУШКА близнецов
ТАРАКАШКА, мальчик
ПИСТОЛЕТИК, тоже мальчик
БУЛОЧКА, ещё один мальчик
КОСТОЧКА, девочка
УХОГОРЛОНОС, доктор
ГЛОБУС, учитель
КРЕНДЕЛЬ, кондитер
ПАРИКМАХЕР
ФАНТИК, клоун местного цирка
ОТВАЖНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК, памятник на главной площади
(а также – прохожие, другие «ужасные дети» и прочие несчастные родители этого города)
Картина первая.
По авансцене — двое: МАЛЫШ и его МАМА. Вернее, она тащит упирающегося сына за руку, который в знак протеста топает ногами, падает на колени и вопит, что есть мочи: «Не пойду!.. Отпусти!.. Не буду!..» Прохожие качают головами: «Какой ужасный ребёнок!».
МАМА (сердито). Прекрати немедленно!.. Люди оглядываются!..
МАЛЫШ (сел посреди улицы). Купи мороженое, тогда пойду!
МАМА. Не куплю. Не заслужил.
МАЛЫШ (театрально рыдает). А-а-а!.. Хочу мороженого! Мороженого хочу!..
МАМА. Погоди, придём домой, ответишь за все свои художества. (Взяла в охапку сына и потащила, не обращая внимания на его вопли и крики).
Небольшая комната, по убранству, это – детская. Входит МАМА, тянет за руку МАЛЫША.
МАМА. Становись в угол.
МАЛЫШ. Что я сделал, что сделал?.. Не буду! Не хочу!
МАМА. Кто в школе доску натёр парафином и сорвал урок?..
МАЛЫШ. Ещё доказать надо!
МАМА. А белую мышь зачем на стол учительнице посадил? Бедняжка в обморок упала!
МАЛЫШ. Это был подарок на 8 марта!..
МАМА. А кто из лейки прохожих поливал с нашего балкона? Инопланетянин?
МАЛЫШ. Это был день Ивана Купала! Жарко, хоть бы спасибо сказали!
МАМА. Короче, будешь стоять, пока я тебя не прощу. (Отключает питание компьютера и телевизора, забирает кабели с собой).
МАЛЫШ (с тревогой наблюдая за действиями матери). А что мне делать?
МАМА. Думать!
МАЛЫШ. О чём?
МАМА. О том, что ты ужасный ребёнок!.. (Уходит, закрыв дверь на ключ).
МАЛЫШ (колотит кулачками в дверь). Так не честно!.. Не честно!.. Маленьким ничего нельзя, а большим можно?.. Вот погодите, вырасту, тогда узнаете!..
В окно кто-то постучал, Малыш насторожился, подбежал к окну.
МАЛЫШ. Голубь прилетел! Сейчас я тебя покормлю. (Отдернул занавеску). Ой, что это?!..
Об оконную раму бился настоящий БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ с круглыми синими глазами, фиолетовым носом и оранжевыми губами, но украшением его был роскошный длинный хвост.
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. Не пугайся, я – Бумажный змей, летел, нечаянно зацепился. Одному мне не справиться, помоги мне, мальчик.
МАЛЫШ (открыл окно и помог Змею устроиться на подоконнике). Входи, пожалуйста.
ЗМЕЙ. Спасибо тебе, малыш. Как тебя зовут?.. Почему не гуляешь, как другие ребята?
МАЛЫШ. Меня зовут Ужасный ребёнок, и я арестован.
ЗМЕЙ. Что же ты натворил?
МАЛЫШ (вздохнул). Долго рассказывать. Никто меня не понимает. А наказала мама. И телек выключила, и комп тоже. И дверь заперла на ключ.
ЗМЕЙ. Вечная история. Я ещё не встречал детей, кого бы в детстве не наказывали. Впрочем, я знаю одно место, где с этим безобразием покончено. Именно туда я и направлялся, пока не зацепился за старую водосточную трубу.
МАЛЫШ (горячо). Возьми меня с собой! Пожалуйста!..
ЗМЕЙ. Почему бы и нет?.. Вдвоём нам, пожалуй, будет веселей. Цепляйся за мой хвост, да крепче держись. Да вниз не смотри, может голова закружиться с непривычки.
Дважды повторять не пришлось. Малыш взобрался на подоконник, ухватился за хвост Бумажного Змея, оттолкнулся ногами, и они полетели!.. Внизу проплывали города, поля, леса, реки и озёра. И это было восхитительно, и совсем не страшно!..
Картина вторая.
Действие происходит в «мятежном» городе. На городской башне часы пробили полночь. В комнате, где спят близнецы РЕПКА и ТУРНЕПКА, молча стоят у кровати их МАМА, ПАПА, ДЕДУШКА и БАБУШКА.
ПАПА (шёпотом). Смотрите, они ещё и улыбаются во сне!.. Наверное, банка с вареньем снится, которую эти неслухи опустошили на прошлой неделе.
ДЕДУШКА (сердито). Или тюбик с ультрамарином, которым выкрасили бедного кота.
БАБУШКА (смахнула слезинку, поправила одеяла у спящих). Нашёл, чего пожалеть: краску!
ДЕДУШКА. Не краску мне жалко, меня возмущает их самоуправство! Я только доверил им раскрасить Бумажного Змея, которого мы вместе собирались сегодня запускать. А они весь тюбик извели! На кота, которого пришлось отнести в химчистку!..
БАБУШКА. Но ведь жив котик, к чему же старое-то поминать.
ПАПА (решительно). Пора!.. Поторопимся: семеро одного не ждут!
МАМА. Может, останемся?.. (Порывается поцеловать детей).
ПАПА (останавливает её). Не трогай, они могут проснуться. На этот раз мы должны проявить характер. Наконец, так решило общегородское собрание родителей!
МАМА (с надеждой). А как же лётные испытания Бумажного Змея?.. Дети расстроятся…
ДЕДУШКА (таинственно). А их не придётся отменять. Я ещё вечером отпустил Змея в свободное плаванье!
МАМА и БАБУШКА. Но как же так?!.. Это не честно…
ДЕДУШКА. Неотвратимость наказания – залог порядка в обществе. И чем раньше наши шкодники это усвоят, тем лучше.
ПАПА. Правильно, хватит им потакать. Дети должны отвечать за свои поступки! Идём!..
Выходят, плотно прикрыв дверь: Папа – с рюкзаком; Мама – с корзиной, полной провизии; Дедушка – с этюдником, а Бабушка – со своим вязанием. Когда они подошли к Отважному Путешественнику, на городской площади уже собралось всё взрослое население города. Тут были врачи и учителя, парикмахеры и почтальоны, продавцы, кондитеры и водители всех видов транспорта. На пьедестале Памятника – доктор УХОГОРЛОНОС.
УХОГОРЛОНОС. Господа родители, коллеги по несчастью!.. Позвольте сказать несколько слов…
Не как доктору, а как многодетному отцу. У меня их тринадцать! Никакой благодарности, только и слышу: «Хочу!», «Не хочу!», «Я буду!», «А я не буду!». Я устал с ними воевать, поэтому решил: пусть эти капризные, упрямые, но бесконечно дорогие мне существа проснутся без отца.
ГЛОБУС. Мы все потеряли терпение! Выход один: сдать город нашим ужасным детям!
КРЕНДЕЛЬ. Правильно! Пусть живут, как хотят, и делают, что хотят!
ПАРИКМАХЕР. Пусть теперь ходят не стриженные и не причёсанные, как дикие обезьяны!
ПАПА БЛИЗНЕЦОВ. Мы должны найти силы и выполнить наше решение. А там посмотрим, сколько времени они продержатся без родителей!..
Часы на башне пробили два часа ночи. Родители «ужасных детей» покинули площадь. Женщины всхлипывали, мужчины тяжело вздыхали, многие украдкой смахивали слёзы…
Между тем, РЕПКА и ТУРНЕПКА проснулись…
РЕПКА (сдёрнул одеяло с сестры). Соня-засоня, вставай! В школу опоздаем.
ТУРНЕПКА (отмахиваясь). Отстань!.. Сегодня воскресенье!..
РЕПКА. Хватилась! А понедельник не хочешь?..
ТУРНЕПКА. Тогда почему нас никто не разбудил?.. Где мама и папа? Где бабушка и дедушка?..
РЕПКА (обежал комнату, нашёл на столе письмо). Смотри!.. Письмо!..
ТУРНЕПКА (подскочила к брату). Письмо?.. От кого?.. Читай!..
РЕПКА (читает). «Дети! Когда вы будете читать это письмо, мы будем уже далеко. Мы решили оставить вас одних. Никто не будет больше делать вам замечания, требовать или наказывать. Живите, как хотите. Мы устали от вашего непослушания. Не ищите нас. Еда в холодильнике». И подпись… Папа и Мама.
ТУРНЕПКА (растерянно). Они всё-таки ушли!.. Помнишь, мама говорила: «Если вы не прекратите безобразничать, мы уйдём от вас навсегда!».
РЕПКА. Ерунда! Просто они решили нас попугать. Вернёмся из школы, они уже будут дома.
ТУРНЕПКА. А если нет?.. (Готова расплакаться). Как мы будем жить без них, Репка?..
РЕПКА. Перестань хныкать, Турнепка! Никуда они не денутся. Собирайся, бежим скорей в школу! (Достаёт из холодильника бутерброды, бутылку сока, кладёт в пакет). По дороге слопаем!.. Догоняй, сестрёнка! (Убегает).
Турнепка, на ходу напяливая платье, схватив школьные рюкзачки – свой и брата, устремляется за ним.
Картина третья.
Запыхавшись, РЕПКА и ТУРНЕПКА вбежали в класс. Там царил неописуемый шум и гам. Мальчишки скакали со стола на стол, гонялись друг за другом, девчонки визжали от восторга и кидались тетрадками и книжками. На доске было написано: «Все уроки отменяются!»
В класс вбегают ПИСТОЛЕТИК и ТАРАКАШКА.
ТАРАКАШКА. Ребята, послушайте!..
ПИСТОЛЕТИК. Тихо!..
Но никто их не слушает, тогда они вскакивают на учительский стол, и Пистолетик стреляет из самодельного пистолета.
ТАРАКАШКА и ПИСТОЛЕТИК (хором). Внимание!..
ПИСТОЛЕТИК. Мы с Таракашкой обежали всю школу: учительская пуста…
ТАРАКАШКА. А на дверях кабинета директора висит замок… во-о-от такой!..
РЕПКА. Наконец-то нами никто не будет командовать!
КОСТОЧКА. И ставить двойки!
БУЛОЧКА. И вызывать в школу родителей!
ТУРНЕПКА. И наказывать!
ПИСТОЛЕТИК. И обзывать нас «ужасными детьми»!
ТАРАКАШКА. Да здравствует Праздник Непослушания! Ура!..
Все вместе кричат «Ура!» Кто-то уже стоял на голове, кто-то ползал на четвереньках, кто-то из рогатки палил по люстре…
БУЛОЧКА. Приглашаю всех в нашу с папой кондитерскую!
ПИСТОЛЕТИК (снова палит в воздух). Ребята! Булочка предлагает отметить праздник в «Сладкоежке»!
РЕПКА. А там есть мороженое?
ТУРНЕПКА. А пирожные?
БУЛОЧКА. У моего папы есть всё! Он самый лучший кондитер в городе!
ТАРАКАШКА. Бежим!.. Кто первый добежит, тот получит приз 10 порций самого замечательного, любимого мороженого.
И все дети, обгоняя друг друга, рванули из класса! На ходу освобождаясь от ненужных теперь школьных ранцев и рюкзачков. Возле Памятника из них выросла настоящая гора…
Картина четвёртая.
Домик ФАНТИКА. Он только что встал, умылся, полил цветы в саду и приготовился позавтракать, как вдруг услышал громкое и противное карканье. Он схватил половую щетку и побежал прогонять воровку.
ФАНТИК. Проклятые вороны, пошли вон! И так уже ягод на кустах не осталось, все поклевали!
(Но тут он поднял голову и ахнул). Что такое?.. Мальчик — на бумажном змее?!.. Но ведь это опасно, боже мой!.. (И стал махать руками, показывая, куда можно приземлиться). Сюда, сюда, на полянку!.. Держи правее!.. Зацепишься за пугало!.. Эх!..
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ всё-таки зацепился за Пугало, что стояло у забора и отпугивало ворон. Но в остальном приземление прошло благополучно, и МАЛЫШ появился перед Фантиком.
ФАНТИК. Как ты?.. Цел?.. Разве можно детям летать на бумажном змее!.. Даже мы, в цирке, не позволяем себе такие фокусы!..
МАЛЫШ. А ты кто?
ФАНТИК. Артист цирка, клоун, по имени Фантик.
МАЛЫШ. Клоун?.. Здорово!.. А я – Ужасный ребёнок.
ФАНТИК. В каком смысле?
МАЛЫШ. Мама меня наказала, закрыла в комнате, чтобы я образумился, а я взял, да и сбежал, улетел!..
ФАНТИК. Думаю, ты поступил легкомысленно.
МАЛЫШ (мстительно). Пусть теперь без меня живёт, раз я – ужасный ребёнок. Вот поступлю к вам в цирк и буду выступать вместе с тобой. Я умею и на голове ходить, и на батуте прыгать, и на воздушном змее летать. И мышей не боюсь, даже дрессировать могу. Фантик, возьми меня к себе!
ФАНТИК. С этим придётся повременить: цирк уехал на гастроли, а я здесь остался, потому что ногу подвернул. А пока…
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. А пока, Фантик, ты ему город покажи, может, малыш ещё и передумает.
МАЛЫШ. Домой я всё равно не вернусь.
ФАНТИК. Разумеется, покажу. Сейчас сядем на велосипед и покатим к Отважному Путешественнику. (Выводит велосипед). Садись!.. (Малыш усаживается на багажник). А ты, Змей, с нами?..
ЗМЕЙ. Да нет, я вас тут подожду. Отдохну немного в тенёчке: чую, скоро придётся снова лететь…
ФАНТИК. Ну как знаешь… Поехали!.. (Фантик и Малыш уезжают).
Картина пятая.
ФАНТИК и МАЛЫШ едут по городу, навстречу им попадались дети на самокатах, на велосипедах, на роликах. Но ехали они совершенно, не обращая ни на кого внимания, часто сталкивались, тут же вспыхивала ссора или потасовка.
ФАНТИК. Странно, почему не работают светофоры?.. И полицейских не видно, и вообще ни одного взрослого человека, кто мог бы навести порядок.
Тут при въезде на площадь Отважного Путешественника Фантику пришлось резко затормозить: два мальчика УХОГОРЛОНОСИК и ПИСТОЛЕТИК с вёдрами краски в руках пытались перебежать дорогу.
ФАНТИК. Как вам не стыдно! Я же мог вас сбить!.. Почему не соблюдаете правила уличного движения? Хотите, чтобы ваших родителей оштрафовали?
УХОГОРЛОНОСИК (хриплым голосом). У нас нет родителей! (И чихнул).
ПИСТОЛЕТИК. Они нас бросили! (И тоже чихнул).
ФАНТИК. А почему вы не в школе?
ПИСТОЛЕТИК. Да все разбежались!
ФАНТИК. Что значит «разбежались»?
УХОГОРЛОНОСИК. Что ты к нам пристал? С луны свалился? Будто не знаешь, что все взрослые покинули город. И теперь все дети живут, как хотят, и делают всё, что в голову взбредёт!.. Катишь, чистюля, на своих колёсах, так и кати дальше со своим малышом!..
ПИСТОЛЕТИК (уже издали). У нас Праздник Непослушания!..
В это время часы на городской башне прозвонили 12 раз.
ФАНТИК. Что случилось?.. Раньше дети были, как дети, послушные, вежливые, приветливые, а сейчас какие-то злюки и грубияны. Ничего не понимаю!..
МАЛЫШ. Зато я всё понимаю. Бумажный Змей, как и обещал, привёз меня в тот город, где вся власть принадлежит детям. Ура!.. (Он спрыгнул с велосипеда и побежал).
ФАНТИК. Куда, малыш?.. Ты заблудишься!.. (Побежал за ним).
Они бежали по улицам, где дети разрисовывали стены домов, витрины магазинов, столбы, заборы, будки и киоски. Тут и танки шли в бой, и самолёты бороздили небо, и ракеты стартовали в космос.
Малыш остановился возле РЕПКИ и ТУРНЕПКИ. На рисунке уже красовался Дом с трубой, к которому вела через сад извилистая тропинка. Рядом стояла девочка с воздушными шарами, очень похожая на Турнепку. А Репка рисовал синего кота.
ТУРНЕПКА (брату). Сделай ему зелёные глаза. (И синий кот тут же блеснул зелёными глазами). Как живой!.. (Засмеялась).
МАЛЫШ (Репке). Дай кисточку, я тоже хочу!
РЕПКА. Разбежался!.. Иди, откуда пришёл!
МАЛЫШ. Жадина-говядина!
РЕПКА (угрожающе). Что ты сказал?.. Повтори!
ТУРНЕПКА. Репка, дай, пожалуйста, мальчику кисточку. (Малышу). Что ты хочешь нарисовать?
МАЛЫШ. Моего друга Бумажного Змея.
РЕПКА. Змея?.. Интересно… Ну, рисуй. (Отдал кисточку).
Малыш быстро нарисовал летящего Бумажного Змея и себя, держащего его за хвост.
ТУРНЕПКА (брату). Да это же наш Змей!.. Которого мы вместе с дедушкой склеили, а ты нарисовал ему весёлое лицо!..
РЕПКА (озадаченно). Ну, да. И сегодня назначены лётные испытания. (Малышу). Откуда ты его знаешь?.. Ты не мог его видеть! Потому что он лежит у нас в беседке.
МАЛЫШ. А вот и видел!.. Мы вместе сюда прилетели, из другого города.
РЕПКА (Малышу). Прилетел?.. На Бумажном Змее?.. Ври, да не завирайся.
МАЛЫШ (запальчиво). Я никогда не вру! Почти.
ФАНТИК. Вынужден подтвердить слова этого молодого человека. Он прилетел, держась за хвост Бумажного Змея. И сейчас Змей отдыхает в моём саду на голове огородного пугала.
РЕПКА. Всё равно не верю!..
Мальчики уже готовы сцепиться, но Турнепка вдруг закашлялась и схватилась за горло.
ТУРНЕПКА (хрипит). Ой, больно, ой, не могу…
РЕПКА. Горло заболело?.. Так я и знал, говорил тебе: не жадничай! (Фантику и Малышу). Она мороженым объелась: десять порций пломбира шоколадного смолотила. Чуть к стулу не примёрзла. Еле утащил эту сладкоежку из кафе.
ФАНТИК (щупает лоб девочки). Да у неё температура!.. Срочно – в постель, и лечиться!.. Где вы живёте?.. Я её отвезу.
РЕПКА. Отвези, да только дома никаких лекарств нет. И больницы все закрыты, и аптеки тоже. И родителей нет.
МАЛЫШ (сочувственно). Вы сироты?..
ТУРНЕПКА (качает головой, шепчет). Они ушли, потому что мы… ужасные дети! (И заплакала).
РЕПКА. Сделаем так. Мы с ним (кивает на Малыша) сгоняем к Ухогорлоносикам, там наверняка остались нужные лекарства, а ты…
МАЛЫШ (подсказывает). Фантик, клоун из цирка.
РЕПКА. Клоун? Из нашего цирка?.. А я не узнал тебя без грима. Вспомнил!.. Ты появлялся верхом на маленьком пони, вдруг куда-то исчезал, а потом оказывался под куполом цирка в ящике с белыми голубями, да?.. Тем лучше. Отвези, пожалуйста, сестрёнку к нам домой, она покажет.
ФАНТИК. Не волнуйся, мальчик. Я знаю, что нужно сделать. Молоко, мёд у вас есть?
ТУРНЕПКА (качает головой, с трудом). Нет… Всё съели и всё выпили … Кажется…
ФАНТИК. Плохо. Тогда поедем в цирк, ко мне, там, по крайней мере, есть еда. (Усаживает Турнепку на багажник). Крепче держись!.. Поехали!..
РЕПКА. Спасибо, Фантик. А мы – за лекарством. (Малышу). Погнали. За мной! (убегают).
Картина шестая.
РЕПКА и МАЛЫШ, запыхавшись, подбежали к дому, из окна второго этажа валил дым.
МАЛЫШ (испуганно). Ой, пожар! Надо срочно звонить 01, вызывать пожарных!
РЕПКА. Никого вызывать не будем, потому что из города ушли ВСЕ взрослые, и пожарные тоже. Понимаешь?.. Кроме Фантика, он просто ростом такой маленький, лилипут.
МАЛЫШ. Но ведь пожар…
РЕПКА. Всё нормально. Это их окно, значит Ухогорлоносики дома. Потопали. Лифт всё равно не работает.
Мальчики поднялись на второй этаж. На двери висела табличка: «Доктор УХОГОРЛОНОС. Приём детей – в любое время дня и ночи». Репка толкнул дверь, и они вошли. В квартире царил полный ералаш. Все стены, двери и окна были тоже разрисованы, а «горе-художники» сидели и лежали – кто где, и курили!.. Несмотря на открытое окно, дым стоял такой, что дети с трудом различали друг друга.
РЕПКА. Эй, братцы-кролики, где вы?..
ГОЛОС ТАРАКАШКИ. Репка, ты?.. Хочешь прочистить горло?.. Иди сюда!
ГОЛОС ПИСТОЛЕТИКА. Мы с Таракашкой тебе сигару оставили, самую большую. По дружбе.
МАЛЫШ (испуганно). Репка, тут кто-то лежит, прямо на пороге.
РЕПКА (наклонился). Да это Косточка! (Тормошит). Ты чего тут разлеглась?..
КОСТОЧКА (открыла глаза). Я разве не умерла?..
РЕПКА. Не умерла, не умерла, если разговариваешь. Поднимайся!..
КОСТОЧКА. Не могу, у меня голова кружится.
МАЛЫШ. Давай, вытащим её на лестничную площадку.
Вдвоём мальчики вытащили на площадку Косточку.
КОСТОЧКА. Спасибо, мальчики, вы такие добрые, вы спасли меня…
РЕПКА. Свои люди – сочтёмся. Кто там ещё помирает?
КОСТОЧКА. Булочка…
РЕПКА. Ладно, ты тут очухивайся, а мы – за лекарствами: Турнепка заболела. (Мальчики возвращаются в квартиру).
ПИСТОЛЕТИК (лежит на полу и, набив табаком трубку, дымит, как паровоз. Репке). Ну, где ты ходишь?.. Присоединяйся!
РЕПКА. Где Ухогорлоносик?
ТАРАКАШКА (хрипит). Вон там… Под столом… Слабак…
РЕПКА. Понятно. (Убирает цветы из кувшина и поливает Ухогорлоносика). Очнись, доктор!..
УХОГОРЛОНОСИК. Отстань!.. Чего надо?..
РЕПКА. Лекарство для сестрёнки, срочно, у неё ангина!
УХОГОРЛОНОСИК. Приём в любое время дня и ночи… Но папы дома нету… Он… ушёл…
РЕПКА. Знаю, что нету!.. Лекарство дай!..
УХОГОРЛОНОСИК. Не могу: все – в шкафчике, а он закрыт…
РЕПКА (Малышу). Раз нет лекарства, нам тут делать нечего.
ПИСТОЛЕТИК (в сторону Малыша). А это кто?.. Из какого класса?
РЕПКА (расстроен). Инопланетянин. На Бумажном Змее прилетел. На праздник.
ПИСТОЛЕТИК. На Праздник непослушания?.. Ура!.. (Закашлялся).
ТАРАКАШКА (протягивает Малышу сигару). Может, покурим, братец по разуму?
РЕПКА. Он не понимает по-нашему. (Малышу показывает знаками). Идём!.. (Таракашке). Вот только Булочку заберём… Где она?
ТАРАКАШКА (шипит, как водопроводный кран, махнул рукой). Там…
РЕПКА. В ванной?.. (Заглядывает). Булочка, ты жива?
БУЛОЧКА. Не знаю…
РЕПКА. Скорая помощь пришла. Вставай. Идти можешь?..
БУЛОЧКА. Не знаю…
Репка и Малыш, взяв девочку под руки, уводят.
РЕПКА (обернулся в дверях). С улицы показалось, что у вас пожар. Но мешать не будем, – горите на здоровье!.. Если кто живой останется, ползите к цирку, к Фантику, он один, взрослый, остался с нами… ужасными детьми. Хоть и совсем маленький.
Картина седьмая.
Часы на городской башне пробили полночь. В домике и в саду Фантика полно детей: кто-то притулился на лавочке, на ступеньках крыльца, кто-то – в гамаке, или под деревом, на траве… ФАНТИК с карманным фонариком носится от одного ребёнка к другому: кому-то ставит примочки к подбитому глазу, кому – пятак на синяк, другому малышу рассказывал сказку, третьего – умывал, одевал, четвёртого уговаривал съесть хоть что-нибудь… Отовсюду слышится: «Хочу к маме!», «Мне страшно!»…«Фантик, расскажи сказку!»…«Фантик, посиди со мной!»… Головка болит!..
Вокруг садового столика сидят: РЕПКА, УХОГОРЛОНОСИК, ПИСТОЛЕТИК и ТАРАКАШКА, подперев щеки руками. На столе – садовый фонарь. Фантик подходит к ребятам.
ВСЕ (хором). Ну, как она?..
ФАНТИК (облегчённо вздыхает). После паровой процедуры температура спала. Хорошо было бы напоить Турнепку тёплым молоком с мёдом…
РЕПКА (мрачно). Нету молока. Все магазины закрыты.
ПИСТОЛЕТИК. В один залезли через окно, а там – оно прокисло.
РЕПКА. Понятное дело: холодильники-то не работают, электричества нет.
ТАРАКАШКА. В булочной – ни одной булки.
УХОГОРЛОНОСИК. Ни фруктов, ни соков, ни хлопьев, ни чипсов – ничего нет!..
ФАНТИК. И у меня кончились все запасы. Надо что-то делать.
ВСЕ (хором). Что?
ФАНТИК. Думайте!
Мальчики снова подпёрли головы руками и стали напряжённо думать. Вдруг из темноты ночи появляются ТУРНЕПКА, БУЛОЧКА и КОСТОЧКА.
ТУРНЕПКА. Я знаю!.. (Взяла за руки девочек). Мы знаем!
ВСЕ МАЛЬЧИКИ (хором). Что?!
ТУРНЕПКА. Вспомните: наши родители ушли из города, потому что мы – «ужасные дети».
БУЛОЧКА. Мы просто их довели своими капризами, баловством и проказами. Особенно мальчишки.
ПИСТОЛЕТИК. Но, но, полегче!.. Вы, конечно, белые и пушистые, а кто…
КОСТОЧКА. Не надо ссориться. Все хороши!.. Мы их просто «достали», и терпение их лопнуло.
ТУРНЕПКА. Значит нужно попросить прощения!..
БУЛОЧКА. И пообещать, что впредь…
КОСТОЧКА. Будем беспрекословно слушаться!..
ФАНТИК. Дети, надо сказать главное, что вы их очень любите!
РЕПКА. Решено – немедленно пишем письмо!
ВСЕ. Пишем! Немедленно!
ТУРНЕПКА. Но как его доставить? Ведь почта не работает. И мы совершенно не знаем, куда ушли родители.
Повисла тяжёлая пауза.
ФАНТИК. Кажется, я знаю, как это сделать. Где наш гость?
РЕПКА. Малыш?.. В саду, спит, наверное.
ФАНТИК. Надо срочно его разбудить.
ТУРНЕПКА. Боюсь, мы опоздали. Думаю, Малыш улетел. На своём Бумажном Змее. Он приходил ко мне прощаться.
РЕПКА. Не понравился, значит, наш праздник.
БУЛОЧКА и КОСТОЧКА. Ага!.. Он боится, вдруг его мама тоже уйдёт!
ФАНТИК. Тихо, успокойтесь. До рассвета они никуда не могут улететь. Просто потому, что ничего не видно. Малыша нужно найти! Объявляю всесадовый поиск. Вперёд!
И все дети устремились на поиски Малыша.
Картина восьмая.
МАЛЫША дети нашли в беседке, а на крыше отдыхал БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ.
ФАНТИК. Какое счастье, успели!..
ТУРНЕПКА (тормошит мальчика). Малыш, проснись!..
МАЛЫШ (увидев обступивших его ребят, испуганно). А?.. Что?.. Не трогайте меня!..
ФАНТИК. Успокойся, мальчик. Никто не собирается тебя обижать. Наоборот, мы просим тебя помочь нам.
МАЛЫШ. Помочь?.. Я не понимаю.
ФАНТИК. Не одолжишь ли ты на часок-другой нам своего Змея?
РЕПКА. Обещаю, мы вернём его в целости и сохранности, а потом полетишь домой.
МАЛЫШ. Всё равно ничего не понимаю!
Дети говорят, перебивая друг друга.
ТАРАКАШКА. Нужно письмо отправить!..
УХОГОРЛОНОСИК. Мы хотим попросить родителей вернуться.
БУЛОЧКА. Мы просим прощения.
ПИСТОЛЕТИК. И обещаем всегда слушаться
КОСТОЧКА. Нам без них плохо.
ТУРНЕПКА. Мы их очень любим…
ВСЕ ВМЕСТЕ А почта не работает!
МАЛЫШ. Но Змей… не мой.
РЕПКА. А чей?
МАЛЫШ. Он…самостоятельный!
ФАНТИК. Тем лучше. Тогда мы сами его попросим об этом одолжении. Где он сейчас?
МАЛЫШ (вздохнул). На крыше. Вон и хвост спустил, чтобы мне было удобнее за него ухватиться.
РЕПКА (посветил фонариком). И, правда…Знакомый какой-то хвост. Подозрительно…
ТАРАКАШКА (нетерпеливо). Дёрни, посильнее, чего ждёшь?
ГОЛОС БУМАЖНОГО ЗМЕЯ. Эй, эй, поосторожнее, Репка!
РЕПКА (удивлённо). Откуда ты меня знаешь?
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ (наклонился). Да ведь вы с дедушкой вместе сделали меня, а ты ещё и разрисовал, а сестрёнка твоя мне свои ленточки подарила, поэтому хвост такой роскошный получился!
ТУРНЕПКА (ахнула). Но как ты здесь оказался?!..
РЕПКА. Ты ведь должен лежать в нашей беседке и ждать лётных испытаний!
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. Лётные испытания, как видишь, я успешно выдержал. А здесь оказался по воле твоего дедушки, который отпустил меня в свободное плаванье. Тебе – в наказание, за непослушание и прочие, мягко говоря, шалости.
РЕПКА (грустно). Понятно…
ТУРНЕПКА. Милый Змей, но ты поможешь нам? Отвезёшь письмо?
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. Хоть я порядком устал, но дело важное…
Дети во время этого разговора стоят, раскрыв, что называется, рты от удивления.
ПИСТОЛЕТИК (опомнился первым). А как же ты найдёшь наших родителей? Они адреса не оставили.
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. Далеко они уйти не могли. Я непременно их обнаружу. (Лукаво). Мне сверху видно всё!.. Кроме того, дедушка предусмотрительно закрепил на моей шапочке радиомаяк.
ФАНТИК. Не будем терять время, друзья. Поспешим! Письмо должны подписать все дети: и те, кто учится, а другие, которые ещё не умеют читать и писать, пусть поставят крестик или нарисуют картинку.
РЕПКА. Решено!.. Бежим!..
МАЛЫШ (растерянно). А я?.. Как же я попаду домой?..
УХОГОРЛОНОСИК. Умолкни, не до тебя теперь!
ТАРАКАШКА. Змей не твой?.. Не твой. Когда свои дела обтяпаем, тогда и подумаем, что с тобой делать.
МАЛЫШ (чуть не плача). Но мне обязательно надо вернуться до завтрака. Если мама не найдёт меня в комнате, она ужасно расстроится, или даже… заболеет. У неё сердце… слабое.
БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ. Вот что, друзья-приятели. Мальчика я доставлю по тому адресу, откуда взял. И это не обсуждается. А вашу просьбу исполним вместе с Малышом, как говорится, по дороге. Приятное – с полезным.
МАЛЫШ (растроганно). Спасибо, Змеюшко! Ты настоящий друг!
ФАНТИК. Очень разумно. За дело, ребята!..
Все убегают.
Картина девятая.
Палаточный лагерь, который разбили родители «ужасных детей». Горит костёр, дедушки, бабушки, папы и мамы сидят возле него, но все мысли, разговоры – об оставленных «ужасных детях».
ГЛОБУС. Всё-таки я зря вас послушал, доктор, и не оставил нигде координат нашего пребывания. Вдруг нечто экстраординарное там произойдёт? Как они нам сообщат? Как найдут?..
УХОГОРЛОНОС. Ничего, пусть помучаются, пусть поймут, что есть права, но есть и обязанности! А наше, родительское попустительство лишь развращает детей. Отсюда – эгоизм, упрямство, лень и прочие пороки.
ДЕДУШКА БЛИЗНЕЦОВ. Кнут и пряник! Только кнут и пряник!..
БАБУШКА БЛИЗНЕЦОВ. Ой, ой, ой!.. Ты забыл, как яблоки из чужого сада таскал? А потом тебя отец, как учил?..
ДЕДУШКА (смущенно). Снял ремень и объяснил, что такое хорошо и что такое плохо.
ПАПА БЛИЗНЕЦОВ. А я, помню, сколько раз из дома убегал, хотел в отряд космонавтов попасть, ракеты запускал, однажды чуть дом не спалил. На счастье, дождь пошёл, обошлось… Но попало крепко…
ГЛОБУС. А я однажды лодку у соседа угнал, чтобы отправиться в кругосветное путешествие. Попал в плавни, мотор заглох, только через сутки меня нашли. Страху натерпелся… Ясно, что по головке не погладили.
КРЕНДЕЛЬ. У меня тоже случай был. Помню, мама не разрешала мне стряпать с ней пироги всякие, булочки, печенье. «Не мужское это дело!» – говорила, а мне страсть, как хотелось!.. Так что я учудил: вместо сахара в тесто для эклеров соль подсыпал! В отместку, разумеется… Можете представить, какая буря разразилась!.. И беспрерывно гром гремел, и в дебрях молнии блистали…
МАМА БЛИЗНЕЦОВ. Вот видите, все мы были «ужасными детьми»! Забыли?.. Чего же от своих-то требуем?..
КРЕНДЕЛЬ. И кстати, одна лишь бабушка тогда меня защитила: «Может, ребёнок великим кондитером станет, а вы его по рукам бьёте!
БАБУШКА БЛИЗНЕЦОВ. Вот-вот и я своим говорю – разберитесь сначала…А то сразу – наказать, лишить, заставить!..
УХОГОРЛОНОС. Говорю вам как доктор: этот урок дети запомнят надолго. Как там у дедушки Крылова: «Чем слёзы понапрасну лить, не лучше ль власть употребить?».
ГЛОБУС. Так-то оно так… Однако светает… Постойте, что это там, на горизонте?..
Все вглядываются в приближающуюся точку, которая всё увеличивается.
ПАПА БЛИЗНЕЦОВ. Птица, но очень крупная…
ГЛОБУС. Какая птица!.. А на хвосте у неё что болтается?..
МАМА БЛИЗНЕЦОВ. Неужели НЛО?..
БАБУШКА. Господи, спаси и сохрани!..
ДЕДУШКА. Змей!.. Бумажный Змей, что я вчера вечером отпустил в свободное плаванье! Вот и маячок у меня мигает. Чудеса, ей-ей!..
Между тем, БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ сделал круг над лагерем, и вниз полетел конверт. А ветер донёс слова МАЛЫША: «Письмо!.. Ловите!..» Все кинулись ловить письмо. Когда опомнились, то путешественников и след простыл.
УХОГОРЛОНОС. Это от детей, от наших «ужасных детей»!.. Что я говорил?.. (Так разволновался, что перехватило горло). Читайте, профессор, я не могу…
ГЛОБУС (читает). «Мамы и папы! Нам без вас – Всё равно, что вам без нас!».
ПАПА БЛИЗНЕЦОВ (перехватил письмо). Они всё поняли, и теперь у нас начнётся новая жизнь!
А какие замечательные стихи! Как легко они запоминаются!
И взявшись за руки мамы и папы, дедушки и бабушки закружились в хороводе и запели: «Мамы! Папы! Нам без вас – Всё равно, что вам без нас!».
Картина десятая.
Городская площадь, на плечах Отважного путешественника сидел РЕПКА с биноклем в руках. А внизу собрались: ПИСТОЛЕТИК, ТАРАКАШКА, УХОГОРЛОНОСИК, БУЛОЧКА, КОСТОЧКА и ТУРНЕПКА, а также все прочие «ужасные дети». Собранием руководит ФАНТИК.
ФАНТИК. Дети, давайте проверим, всё ли готово к торжественной встрече ваших родителей. Пистолетик, докладывай.
ПИСТОЛЕТИК. Все витрины, заборы и стены домов отмыты от нашей… мазни. (Вздохнул). А всё-таки жалко! Рисунки были классные, очень красивые…
ТАРАКАШКА. Мусор собрали, улицы подмели.
КОСТОЧКА. Мы с девочками перемыли всю грязную посуду.
БУЛОЧКА. Цветы полили, столы в «Сладкоежке» накрыли белыми скатертями.
ФАНТИК. А в школе?.. Кто отвечает за порядок в школе?
УХОГОРЛОНОСИК. Мы, ухогорлоносики. Рапортую: в классах чисто, доски блестят, на воротах школы повесили плакат: «Добро пожаловать!»
ФАНТИК. Турнепка, а тебе, что было поручено?
ТУРНЕПКА. Мы с братом накормили птиц, всех собак и бродячих кошек. А ещё омогли мальчикам привести себя в порядок и девочкам нарядиться.
ФАНТИК. Молодцы!.. Как временный комендант города объявляю всем детям благодарность за дружный и ударный труд!
РЕПКА (возбуждённо). Ура, ура!.. Они возвращаются!.. Готовьтесь к встрече!.. (И по канату, что был закреплён на шее Отважного Путешественника, мгновенно спустился на землю).
ФАНТИК (взволнованно). Стройся!..
И «ужасные дети», причёсанные, в отглаженных костюмчиках и нарядных платьях, довольно споро выстроились, как на параде. И замерли, тихие и послушные. Такими они и предстали перед родителями, которые очень растерялись.
УХОГОРЛОНОС. Какие-то они не такие… Что с ними случилось?..
ПАРИКМАХЕР. Они все причёсаны! Словно побывали у меня в салоне!
КРЕНДЕЛЬ. Ни одного чумазого мальчишки, странно…
ДЕДУШКА. А какие все тихие и послушные, очень подозрительно…
ГЛОБУС. Они похожи на маленьких старичков.
Тут Фантик взмахнул рукой, и дети хором прокричали:
Мы вас любим, уважаем,
Счастья, радости желаем!
Обещаем слушать вас,
Жить примерно, без проказ!
ФАНТИК (завершая приветствие). Добро пожаловать, дорогие родители!..
И тут началось невообразимое: дети кинулись к родителям. Кричали, смеялись, обнимались и плакали… Потом все разошлись по домам, и только Фантик остался в одиночестве, но настроение у него было хорошее: ведь всё кончилось самым прекрасным образом. Положив букетик незабудок к подножию памятника, он, насвистывая весёлую песенку, отправился восвояси…
Картина одиннадцатая.
Наступил новый день. Дети, ещё вчера бывшие «ужасными», торопились в школу.
ПИСТОЛЕТИК и ТАРАКАШКА бегут, пиная футбольный мяч, вдруг он самовольно изменил траекторию, и – Бац!.. – звон разбитого окна подал сигнал: «Спасайся, кто может!» – и мальчишки кинулись врассыпную!.. РЕПКА и ТУРНЕПКА со школьными рюкзачками тоже бегут в школу.
РЕПКА. Стой, что я тебе покажу!.. (Достаёт из рюкзачка тюбик с краской). Смотри!..
ТУРНЕПКА. Ну?.. Жёлтая краска.
РЕПКА (таинственно). Это заначка, нашёл в ящике у дедушки лишний тюбик.
ТУРНЕПКА (строго). Надо вернуть на место.
РЕПКА. Слушай, а не покрасить ли нам ещё раз Пупсика?..
ТУРНЕПКА (возмущённо). И слушать не хочу!.. (Убегает).
РЕПКА (бежит за сестрой). Уж и пошутить нельзя!..
Появляются УХОГОРЛОНОСИК с КОСТОЧКОЙ.
УХОГОРЛОНОСИК. Косточка, ну погоди!.. Давай договоримся…
КОСТОЧКА. Отстань. Не дам и не проси!..
УХОГОРЛОНОС (жалобно). Но я ведь опять пару схвачу…
КОСТОЧКА. Ладно уж. Если принесёшь стетоскоп поиграть…
УХОГОРЛОНОС (быстро, боясь, чтобы девочка не передумала). Вот, возьми!.. (Вынул из рюкзачка отцов стетоскоп, отдал Косточке).
КОСТОЧКА. Ура!.. Будем с девочками в доктора играть… (Отдаёт тетрадь мальчику). Смотри не заляпай, когда будешь списывать!.. (Убегают).
А между тем МАЛЫШ дома лежит на диване. Щелкнул ключ, и он быстренько сел и обхватил голову руками. Вошла его МАМА.
МАМА. Доброе утро, Малыш!.. Что случилось?.. Голова болит?
МАЛЫШ. Нет. Я думаю.
МАМА. Похвально. И что же ты надумал?
МАЛЫШ. Обещаю хорошо себя вести.
МАМА. Честно?
МАЛЫШ. Честное-пречестное слово! И никогда… (тут он взглянул на окно, а там – знакомая физиономия).
МАМА. Что – никогда?..
МАЛЫШ. …не устраивать Праздник непослушания.
МАМА. Значит, мир?
МАЛЫШ. Мир!.. (Они обнялись). Теперь ты купишь мне шоколадное мороженое?
МАМА (засмеялась). Куплю. Но пока ты тут думал, смотри-ка, какой удивительный гость к нам пожаловал. (Она кивнула на окно). Представляешь, утром прилетел, откуда – неведомо. Если хочешь, после завтрака устроим ему лётные испытания.
МАЛЫШ. А ты умеешь?
МАМА. Скажу по секрету: в детстве это было самым любимым увлечением ребят – клеить Бумажных змеев, запускать и устраивать соревнования. Это большое искусство, должна сказать.
МАЛЫШ. Ты меня научишь?..
МАМА. Конечно, родной мой.
МАЛЫШ. Мамочка, я так тебя люблю!..
Картина последняя.
МАЛЫШ и его МАМА запускают Бумажного Змея. Временами порывы ветра бросают его из стороны в сторону, кажется, вот-вот он потеряет равновесие и начнёт падать. Но испытатели зорко наблюдают за Бумажным Змеем, то осторожно отпуская длинную нить, то снова наматывая её на катушку. И никакие ветры больше не страшны Змею, потому что Мама и сын – вместе! – занимаются любимым делом!..
Конец.
комментария 2
Лиля
21.03.2022Вот бы сейчас почаще детям показывали такие пьесы! И интересно и полезно. Замечательно! Но ведь нет.
Станислав Федотов
16.03.2022Хорошая получилась пьеса, игровая. Нашелся бы режиссер, который поставил бы — с хорошим музыкальным оформлением, а может, и песенками. Так мало сейчас детского на ТВ, так сложно «прорваться» на сцену театра!
Будет жаль, если такая работа останется втуне.