Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Детские детективные истории Александра Балтина — между фантазией и реальностью
- О псевдопсихологии и русской литературе
- Суть жизни, опаленная войной, Лидии Устенко-Медведевой, салдинской сказительницы
- «Прииди и виждь, яко благ может быть человек»
- Андрей Белый. Мучитель, Властитель, Дурак
О первой антологии поэзии Кольского края
30.04.2022
Осенью две тысячи двадцать первого года увидело свет долгожданное для любителей поэзии издание — Антология поэзии Кольского края «Отсюда начинается Россия…». Она вышла в издательстве «Дроздов-на-Мурмане». Её составитель — известный мурманский поэт, прозаик и журналист Дмитрий Коржов, посвятивший около двадцати лет изучению поэтического творчества Кольского Севера.
В книгу вошли стихи 200 поэтов, около 600 стихотворений. Каждую отдельную поэтическую подборку сопровождает краткая биографическая справка о поэте, информация о жизненном пути и о том, как поэт связан с Кольским Севером. Оформление книги обращает на себя внимание: для фотовкладок использованы редкие снимки поэтов, в том числе и опубликованные впервые, а также автографы известных стихов Константина Симонова, Виктора Тимофеева и Николая Колычева. Немало открытий ожидает читателя: малоизвестные биографические факты о «звездных авторах», редкие поэтические опыты знаменитых прозаиков, забытые имена ушедших поэтов, новые лица современников.
Лейтмотив антологии слышится в строках Виталия Маслова:
***
В краю родном, так представлялось мне,
Над якорями – дерево могучее.
И я кружил, кружил по стороне,
Виток к витку на ствол канат накручивал.
И хорошо, что есть всему предел…
Где б я ни плыл, я верил в возвращение.
И счастлив тот, кто к старости сумел
В том устье встать, где принимал крещение.
Открывает книгу стихотворение Константина Случевского и не случайно, потому что именно он впервые рассказал читателям о Мурманском крае, убедил, что «ни Адриатики волна, ни Геллеспонт таким темнеющим не блещут изумрудом». Завершается сборник стихами шестнадцатилетнего Алексея Дежина, самого молодого поэта антологии, который в четырнадцать лет стал лауреатом региональной поэтической премии. И в этом поэтическом обрамлении заложена идея преемственности поколений.
В антологии четыре части:
«Какие здесь всему великие размеры»
«Не может русский родину забыть, пока не перестанет русским быть»
«Мир осенен из глубины небес»
«Мы пройдем сквозь молчанье и страх»
В первой части содержатся произведения поэтов, которые не были коренными мурманцами, но посетили Северный край. Во второй части представлены преимущественно тексты поэтов, стоявших у истоков мурманской литературы, земляков Дмитрия Коржова. Третья часть — это стихи авторов, которые родились в пятидесятые годы ХХ века. По словам самого составителя антологии «это, возможно, наиболее интересная часть книги: здесь представлены те, кто, восприняв вершины русской поэзии XX века — все, без купюр, успели состояться как профессионалы». В четвертой подборке решается другая задача антологии – представить читателю наших современников.
География авторов широка – есть коренные жители Кольской земли, есть уроженцы сурового северного края, покинувшие его волею судьбы, встречаются авторы, прожившие несколько лет на Севере и посвятившие ему толику творчества, но возвратившиеся на свою родину. И если поставить флажки на карте России, то она запестрит, стекаясь лучами к северу. Не менее удивительны сами судьбы поэтов. Где бы еще встретились песенники, фольклористы, учителя, и журналисты? Что может объединить гидрографа, ихтиолога, ссыльнопоселенца, хирурга, военного корреспондента, пенсионера союзного значения, Героя Советского Союза, водолаза-глубоководника, художник-иллюстратора, слесаря, капитана, киноведа и судового механика? Ответ один: любовь к Северу. Все эти непохожие люди создавали «Северный текст русской литературы», о котором так много говорят теперь.
Из автобиографических справок узнаешь, что некоторые поэты оставили после себя большое литературное наследие, а кто-то незаслуженно забыт. Есть авторы, прославившие себя песенными текстами, а другим удалось создать стихотворение, «ушедшее в народ» и как бы потерявшее авторство. Многие поэты написали сборники стихов о Кольской земле – Виктор Боков «Стежки-дорожки», Дмитрий Ковалев «Море, море», Николай Карпов «Северный базар», Аскольд Бажанов «Белый олень», Виктор Коротаев «Караульная сопка», Римма Маркова «Полярное солнце» и другие. Но и тем поэтам, которые посвятили лишь несколько стихов суровому северному краю (Константину Симонову, Юрию Визбору, Сергею Есенину, Григорию Остеру) в антологии уделено достойное место. Мы с удивлением узнаем, что Юрий Визбор ходил в Арктику с военными моряками и рыбаками, и там написал знаменитый текст песни «Милая моя», а Григорий Остер служил срочную службу на Северном флоте, и его первая книга увидела свет в Мурманске в 1974 году. В антологии есть два стихотворения Сергея Есенина, созданные им под впечатлением от поездки по Северу России летом 1917 года по маршруту Архангельск – Соловки: «Небо ли такое белое…» и «Райское селение».
Читатели откроют для себя прекрасные стихи Дмитрия Балашова, известного в стране прозаика-романиста, который писал стихи всю жизнь, но не решался их опубликовать. Будучи частым гостем Заполярья, он работал как ученый-фольклорист и создал великолепную книгу «Сказки терского берега Белого Моря», куда вошли сказки, былички и бывальщины Мурманской области. Поэтический язык Балашова так же прекрасен, как и его образная проза.
***
Когда прожито все и осенние листья в тревоге,
Словно карты мешает пропойный бродяга рассвет,
Уходи, остается земля и в полях остается дорога,
В никуда золотистой России рассеянный свет.
Одиночество, звоном встают над землею закаты,
И любимая женщина взглянет уже не любя.
Уходи от страстей, уходи от ненужной расплаты
За грехи, что свершить не пришлось. Уходи от себя.
В антологии со знаменитым коллегой соседствует такой же всенародно любимый и прославленный Валентин Пикуль, писавший стихи «в стол». Не один раз он обращался к теме Кольского Заполярья, связав свою жизнь с этим краем после Соловецкой школы юнг. «Марш мертвых команд» траурным набатом звучит со страниц книги:
***
Горнисты вскинули к звездам горны
И затрубили, не видя звезд:
Началась перекличка – сквозь штормы —
С норда на зюйд и с веста на ост.
— Тральщик «Запад»?
— Разорвало миной…
— Гвардейцы с канлодки «14-«БИС»?..
— А вы, с миноносца «Орлиный»?
— Сгорели…
Листая антологию, словно бродишь по ярким залам картинной галереи.
Вот зимние пейзажи: «По дуге сложились скалы в чудодейные дворцы» (Константин Случевский), «Мир песен долгих, край медвежий, старообрядцев голоса, огни печальных побережий и корабельные леса» (Андрей Эдоков), «Снегопада мягкие усилья — и в горах картина такова, будто зиму принесла на крыльях белая полярная сова» (Бронислав Кежун), «Вершины скал туманами повиты, и тихий бледно-розовый залив привел туда, где бьется Ледовитый, по-океански гневен и шумлив» (Николай Флеров), «Зима снегами укрывает разломы скал, дорог хребты. Метель протяжно завывает, взбивая снежные пласты» (Андрей Волков).
Картины покорения морской стихии: «Отлив, предышка — и снова, грозя коренастой волне, волна из пространства ночного о чем-то вещает во мгле» (Александр Ойслендер), «Море – моя могила и купель» (Алексей Лебедев), «У моряков лужены глотки. И тучи будто валуны. Железом врублены подлодки в породу грубую волны» (Дмитрий Ковалев), «Корабль мой упрямо качает крутая морская волна, поднимет и снова бросает в кипящую бездну она» (Николай Букин), «В солнечных брызгах трепещут рубахи! В лодьях гудят просмоленные доски. Кормщики зорки и пятятся страхи…» (Александр Логинов), «Корабль. Коробка из железа. Вокруг – вода: вблизи, вдали… За сотни миль от рощ и пожен, где звёзды стынут на плаву, где океан, как мир, тревожен, — я жить обязан и живу. (Владимир Смирнов).
И вместе со стихотворением «Плыть, плыть…» Николая Рубцова «мимо могильных плит, мимо церковных рам, мимо семейных драм…» мы погружаемся в мир и быт поморов. А каков этот быт? Как живут в суровом краю люди? «Жизнь плодоносна и кротка» (Борис Орлов), «Отлив и штиль. Песчаная коса. Чего здесь нет: изломанные весла, изодранные в клочья паруса, сетей обрывки и морские звезды, шары литых стеклянных поплавков» (Александр Миланов). От побережья мы проедем по всем городам и весям Кольского края. Вот и «Кандалакша» Александра Гитовича, «Лувеньга» Василия Анисисмова, «Варзуга» Ирины Поливцевой, Североморск в стихах «Опять в Североморске холода» (Сергей Сопель) и «Прогулка по Североморску» Анастасии Герасенко, «Тетрино» Ильи Виноградова, Хибины в произведении «Я уезжал…» Алексея Витакова. И, наконец, мы прибываем в Мурманск, которому посвящена значительная часть книги, возможно, из-за особого отношения к нему составителя Антологии Дмитрия Коржова, который пишет:
«Я люблю этот город солёный, сотворённый из моря и скал, на камнях к небесам вознесённый, не на час, не на день – на века…».
1 комментарий
Михаил Анатольевич Зверев
04.05.2022Дмитрий Коржов работал над этой книгой много лет. Впрочем, «Антология…» больше, чем просто книга, это скорее историческая эпопея о Кольском Севере, написанная поэтическим словом. Горжусь тем, что и мой скромный вклад внесён в этот фундаментальный труд.