Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Хой. Опасный путь через туман

О группе «Сектор газа» и ее лидере Юрии Клинских, всем известного как Юрий Хой, знает, наверно, почти каждый житель России, чье детство или чья юность, или даже чья зрелость пришлись на начало и конец 90-х. Одни относится к воронежскому музыкальному феномену со снобизмом, мол, эта музыка рабочих и колхозников с периферии, нормальным искусством это считать нельзя. Другие, наоборот, воспринимают группу «Сектор газа», как важное явление в искусстве, возникшее из народа и для народа – песни, которые нравятся всем – кем бы ты ни был – обычным тружеником, хулиганом, солдатом, уголовником, милиционером или ученым-интеллигентом, так как творчество Юрия Клинских затрагивает такие аспекты нашей жизни, которые касаются каждого… А третья категория людей просто ностальгически относятся к песням Юрия Клинских: под эту песню я танцевал на местной дискотеке со своей первой любовью, под эту проводил лето в юности, под эту меня провожали в армию, под эту встречали, под эту первый раз попробовал деревенского самогона и прочее – до бесконечности, так как все помнят, что композиции «Сектора газа» в период становления новой России (хотя группа уже набирала неплохие обороты еще в СССР) звучали из каждого угла, не слышал их только ленивый. Звучат песни Юрия Клинских и по сей день. К примеру, трудно представить тридцатилетний юбилей человека (да в принципе и просто юбилей) без известного хита «Тридцать лет» … И так далее. Штат поклонников группы «Сектор газа» не убывает, а даже напротив, продолжает расти.

Новая книга Романа Богословского и Ирины Клинских (дочери Юрия Клинских) «Хой. Опасный путь через туман», как раз помогает нам разобраться в творческом феномене группы «Сектор газа», а точнее – феномене ее основателя и бессменного лидера Юрия Клинских. Книга представляет собой биографическую историю о воронежском авторе, основанную на рассказах его близких людей, коллег и, конечно, его дочери – Ирины Клинских, которые нам дают о лихом панке Хое несколько иные представления, которые мы привыкли слышать из редких интервью и интернет-статей; представления о Юрии Клинских как о скромном и интеллигентном человеке. Конечно, важная составляющая книги – это художественный анализ текстов и музыки «Сектора газа», проведенный Романом Богословским, благодаря которому мы сможем лучше понять тот самый феномен и секрет народной любви к рок-группе из провинциального рабочего района.

«Последнее, о чем надо сказать, — это виртуозное манипулирование Юрия Клинских субъектом лирического высказывания. Большинство привыкло к тому, что если в стихотворении появляется некое «Я», то мы непременно имеем дело с автором. Даже когда это «Я» отличается по полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию и чему-либо еще, все равно — автор, просто он зачем-то шифруется. Конечно, на самом деле все чуть сложней. Каждый новый текст — это, как правило, новый субъект лирического высказывания. Не можем же мы, право слово, сказать, что в песнях «Сектора Газа» — «Кусок», «Свидание» и «Звездная болезнь» — один и тот же «рассказчик»? Не можем. Но Юрий Клинских вживается в своих персонажей. Очень точно, правдиво и умело. И удивительно, как народ спокойно слушает среди прочего и, например, песню «Голубой». Она ироничная, конечно …».

Из текста спикера книги Олега Демидова, литературного критика

Роману Богословскому – участнику, номинатору и жюри Российской премии «Национальной бестселлер» в разные годы, популярность биографа музыкальных групп пришла еще в 2015-м году после выхода его книги в издательстве «Амфора» (серия «Легенда русского рока») «Агата Кристи. Иллюстрированная история группы».  Поклонники «Агата Кристи» по достоинству оценили книгу, как и критики, как и сами участники группы – братья Глеб и Вадим Самойлов.

Также в литературе мире Роман Богословский известен как автор художественных книг: «Мешанина», «Трубач у врат зари», «Зачем ты пришла?», Токката и фуга».

Книгу «Хой. Опасный путь через туман» выгодно отличает от многих работ-биографий про рокеров то, что она рассказывает о главных составляющих автора – Юрии Клинских – литературных и музыкальных предпочтениях, детстве, увлечениях в юности, жизненных событиях и моментах, которые на него влияли – армия, работа в ГАИ, на воронежских предприятиях, особенно по производству видеомагнитофонов. В книге не делается акцент на пикантные темы, сейчас как бы модных, но при этом ничего не скрывается – авторы не лукавят, не делают героя правильным, высоконравственным и пр. Затрагивают и тему наркомании Юрия Клинских, и его личные отношения. Но все преподносится не ради того, чтобы завлечь «нижним бельем», а для того, чтобы дать читателю понять: почему тематика и идеология музыкальных альбомов претерпевали изменения; как все эти крайности переплетались с творческим кризисом автора.

Для всех интересующихся группой «Сектор газа» несколько вопросов, ответы на которые вы получите, прочитав книгу:

Правда ли, что Юрий Клинских был колхозным панком?

 Сколько музыкантов играли в группе «Сектор газа»?

 Сколько «левых» «Секторов» существовало параллельно оригинальной группе?

 Что связывало группу «Сектор газа» и ЛДПР?

 Правда или вымысел, что Паук (лидер группы «Коррозия металла») вместе с Юрием Хоем угнали автобус?

 Почему в последние годы жизни Хой все больше тяготел к речитативу?

 Почему в песнях «Сектор газа» так много мистики?

 В чем секрет грамотного стихосложения воронежского автора-самоучки?

 Возможно ли соединить в песнях зарубежную хитовую музыку с русским фольклором нового времени и прошлых лет?

 Почему одна из самых дерзких песен с большим количеством матерщины «Частушки» есть «зеркало», отражающее нашу жизнь?

На множество подобных вопросов вы найдете ответы в книге Романа Богословского и Ирины Клинских «Хой. Опасный путь через туман».

Из вступления:

«1991 год, август, Москва. CCCР крушит тяжелый молот демократии, а у «Сектора Газа» пауза между гастролями. В процессе запись альбома «Колхозный панк». Клавишник Алексей Ушаков, Юра Хой, звукорежиссер Андрей Дельцов и гитарист Игорь Жирнов спокойно работают над аранжировкой на студии Gala Records. Вдруг к ним врывается один из сотрудников и возбужденно говорит: «В „Зеленом театре“ сегодня „Сектор“ выступает, а вы еще тут?!» Юра быстро все понимает: «Едем туда, это какая-то подстава!» Разбираться поехали все вместе: Жирнов, Ушаков, Дельцов и Хой. Они каким-то образом безо всяких билетов прорываются на концерт вместе с толпой, и тут ведущий объявляет: «На сцене группа „Сектор Газа“!» К микрофону выходит Фидель Симонов, о котором вы еще услышите, и начинает «петь» под запись с голосом Хоя. Юра от такой наглости взрывается, протискивается к сцене. Остальные за ним, пытаются остановить его: «Юра, стой, стой, не надо…» Но Хой никого не слышит. Выбегает на сцену, бьет по микрофонной стойке ногой. Охранники моментально его скручивают, стаскивают вниз, передают «хулигана…».

Борис Бужор

фото автора


1 комментарий

  1. Анатолий Казаков

    Одно совершенно точно, песни Юры наш многонациональный народ любит, и будет любить…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика