Не числом ценны стихи и проза… (критические заметки эссеиста)
27.08.2022Стратегия минимакса
Живая взаимосвязь литературных фактов безраздельного моря живых и органичных публикаций. Кто знает, причудливые узоры её путей, рельефов и самих границ. Магистрали здесь непредсказуемые. Где они проходили и проходят, покажет сама история. Авторы, издатели – все стараются сказать своё значимое слово. И кто возьмётся судить о значимости именно своей публикации?
Литература – игра. И каждый в ней имеет право на выигрыш. Не берёмся отрицать ни за кем его исторические права в этой игре. Теоретик игр мог бы сформулировать много законов и правил. Мы среди них ограничимся простым и ясным стратегическим принципом минимакса. Если выигрыш, то максимальный, если проигрыш, то минимальный. Принцип этот считается оптимальным. Не вдаваясь в конкретику подробностей, посмотрим на российские публикации 2022-го года, которые рискнули попасть в наше обозрение благодаря крымской почте и своей принадлежностью к малым жанрам. Ведь и в прозе, и в стихах словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Мал, как известно, золотник, да дорог. Исторические масштабы и перспективы открыты каждому.
Не один дали близок
Читая, к примеру, в крымском выпуске «Литературной газеты» яркую публикацию лауреата Всероссийской литературной премии им. Н. Гумилёва 2022-го года Бориса Бабушкина, понимаешь, сколь причудливы география и сама топология нашей новейшей словесности.
Его победы, дни и ночи
Не впишешь ни в какие графы.
Лишь, вопрошая, смотрят очи
Заморского его жирафа.
Это о Гумилёве, но вспоминается и Сальвадор Дали Галины Богапеко. Её книга прошлого года о поэтах отдавая должную дань сюрреализму, самим принципам севера и юга в нашей литературе, метафорически доносит до нас и эхо давних заморских битв и забытых параллелей. Не будем здесь искать точных координат литературных и географических. Публикации состоялись и сами задают свои координаты фантазии. Сохраним за публикаторами это их историческое право, на него ведь даже и котёнок претендовать может.
И котёнок право имеет…
А разве нет? Жалеет котенка, находя его на дороге, шофёр у выпускницы филфака Кемеровского государственного университета Александры Зыковой из Горно-Алтайска в публикации из «евтушенковского» юбилейного номера центрального выпуска «Литературной газеты». И хочется верить, что ждёт его не погибель, а настоящее кошачье счастье, что он есть в реальной действительности этого достижимого в будущем счастья, даже если и зовут нашедшего его водителя, как мы узнаём в финальной строке стихотворения, символическим именем Клим. Пожелаем этого настоящего счастья персонажам поэтессы. В восприятии, самом чтении литературы сама эстетика возникает из этики, гуманизма, которые всегда ей предшествуют и её предопределяют.
Сколь бы ни пахло в нашем мире порохом и даже революциями, гуманизм, этика преобладают, предопределяют сами эстетические законы и само эстетическое будущее. И если Клим Самгин у Горького задавался классическим вопросом о тонущем в проруби мальчике про то, что его, этого мальчика, могло и не быть в реальности, то после этого вопроса мы уже не имеем право усомниться и в реальности молящего о помощи котёнка. К счастью, счастливая и благополучная троица мальчиков в сказке для младших школьников талантливой молодой писательницы из Оренбурга Надежды Кузнецовой ни в каких прорубях тонуть не собирается. Эти ребята отправлены автором в загадочный мир археологии для, надеемся, счастливо заканчивающихся приключений.
Золотые мальчики…
«Тайны сарматов» — первая книга намечающейся увлекательной серии. Деревенские мальчики Володя, Саша и Миша находят золотой клад древнего царства. Так что совсем не случайно к появлению серии деятельно причастны Оренбургский губернаторский музей и благотворительный фонд Владимира Потанина. Клады и сокровища способны увлечь не только читателей и писателей, но и людей деловых, знатоков истории и археологии, музееведов. Созданные талантливой писательницей образы мальчиков незатейливы, но жизненны, естественны, органичны. Намечающаяся история выписана подробно и убедительно. Золотоволосые обаятельные мальчуганы, похоже, способны принести своей создательнице и всем, кто причастен к перспективному проекту, успех. Как знать, может, и станут эти персонажи, а затем и прообразы, даже и кое-кто из читателей, кандидатами в золотую молодёжь новейшего времени, метафорически золотыми. Пожелаем им и коллективу креативного проекта увлекательной книги успеха.
Возвращение почвеннического рококо…
Писательница из Уфы, член Бунинского общества России, финалистка одной из национальных премий Светлана Алексеевна Смирнова своим новым сборником стихов и рассказов «Азбука Морзе» возвращает нас в мир своей полюбившейся читателю книги «Кафе «Связь времён» (Санкт-Петербург, 2019). Мир этой внешне небогатой событиями жизни привлекает чувством напряжённого драматизма самого неумолимого в своём течении времени. Автор стремится к решению извечного вопроса Марселя Пруста о поисках утраченного времени. Путь исторических подробностей и реалий, думается, плодотворен здесь при переплетении с путём открытий чисто психологических. Ощущение силы и глубины течения времени, передаваемое автором производит запоминающееся впечатление. Сувенирные подробности бытия женской души впечатляют и позволяют говорить об индивидуальной авторской манере своеобразного почвеннического рококо, даже стиле, который можно отнести по своей философии к экзистенциализму. В сочетании с новеллами стихи могут дать в будущем и своеобразную особую авторскую стилистику прозы, успешно перемежающейся с другими формами речи.
Эстетические пристрастия и причуды обозревателей
Естественно, что стилистические вкусы и эстетические пути критиков-обозревателей могут не совпадать с вкусами и путями читательскими, да и писательскими. Что уж говорить об эссеистах, они ведь по самой натуре своей предельно субъективны, даже и тогда, когда берутся за перо критика. Но признаем за теми авторами, которые попали в поле зрения пишущего эти заметки вашего покорного слугу эссеиста, не только право на литературные игры наших дней. Признаем, прежде всего, и очевидность успехов в этих играх, достигнутых собственным трудом и талантом, подчас даже вопреки превратностям литературных процессов, столь богатых порогами и камнями в своих бурных непредсказуемых течениях. Маршруты этих обобщённых и красочных карт обычно не прорисованы подробно, а лишь помечены на «туристических сувенирных» картах-схемах.
Обозреватели горазды и собственным ассоциациям волю давать. Но не корите бедняг эссеистов за своеволие, любезные писатели и читатели. Согласитесь, вместе с тем, что и беглый взгляд обозревателя позволяет эссеисту оценить произведение и автора этого прочитанного произведения, отметить достоинства авторского текста, особенно, если достоинства эти соответствуют стратегическим принципам минимакса. Эстетические достижения могут быть предельно велики, а огрехи предельно малы, вторые так неизбежны в превратностях самих литературных процессов, а первые бесспорны в идеале возможных своих задач и целей. И простите эссеисту в меру допустимое лукавство его слов, стиля и самой избранной для изложения наблюдений и соображений структурно-сюрреалистической методологии. Да простят нас и Дали с Лотманом за поминание всуе. Эти короли сюрреализма и структурализма любили и ценили шутливые и серьёзные вольности.
Мы были умеренны в вольностях собственного стиля и не позволяли себе противоречить точности факта в надежде на корректность редактуры и редакторский ум корректуры.
Скромный эссеист смеет надеяться, что и всероссийский лауреат из Севастополя позволил нам процитировать лишь четыре строки из двенадцати, да и вспомнить связи с ними столь любимого нами гения эпатажа, шутки и эксцентрики Сальвадора Дали. А поэтесса из Горно-Алтайска разделила наши надежды на счастливую судьбу котёнка. Писательница из Уфы не прочь перечесть лишний разок, к примеру, «Под сенью девушек в цвету» Марселя Пруста «пока с севера ветра не подули». А Надежда Кузнецова из Оренбурга порадует и в недалёком будущем своей золотой компанией обаятельных мальчуганов. Будем рады и новой вами присланной почте с очередными книгами для обозрений. Шлите-присылайте её, эту почту, вашему покорному слуге-критику, не стесняйтесь, если не боитесь своеволия структурно-сюрреалистических методологий новейшей нашей эссеистики. Структуры наши просты: позитив – ещё позитивнее, а сюрреализм того проще: идеалы – ещё идеальнее. Вот так-то. Вот и весь секрет.
Дмитрий Пэн, доктор филологических наук,
член Союза российских писателей,
собственный корреспондент «ЛГ +…»
фото взято из открытых источников
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ