Четверг, 19.09.2024
Журнал Клаузура

Пьянство в русских пословицах

По свидетельствам историков в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», и с тех пор хмельные напитки постепенно запретили изготавливать на дому. Безобидное веселящее питьё из винограда, фруктов и мёда стал вытеснять самогон и водка.  Через сто лет Борис Годунов запрещает частную торговлю водкой.  Водка вытесняет другие хмельные напитки.

На царское посольское застолье пиво, мёд и водка подавались обильно и употреблялись иногда бочонками. В какой-то степени это способствовало распространению домыслов о беспробудном и повсеместном пьянстве. Стоит сказать, что и в европейской традиции застолье не обходилось без возлияний, но миф о том, как много пили в России, господствует и до сих пор.

Дж. Флетчер, английский дипломат ХVI-ХVII веков в своём труде «О государстве Русском» с горечью в голосе повествует: «В каждом большом городе устроен кабак, или питейный дом, где продаются водка, называемая здесь русским вином, мёд, пиво и прочее. С них царь получает оброк…  Некоторые оставляют в кабаке 20, 30, 40 рублей или более, пьянствуя до тех пор, пока всего не истратят. И это делают они, по словам их, в честь господаря, или царя».

Увы, спорить с этими наблюдениями трудно. Пьянство всегда было и бедой, и болезнью, но отношение к нему в народе было неоднозначным. При этом то, что казалось дикостью для иностранных путешественников, воспринималось как обычные условия существования. И хотя осуждалось, но прощалось, а уж распространено было повсеместно.

 Как же народ воспринимает обвинения в пьянстве? Весьма неоднозначно. Спектр эмоций варьируется от уважения и восхищения до осуждения и насмешек. Исследователи разных источников насчитывают более трёх тысяч пословиц и поговорок о пьянстве, питейных заведениях, хмельных забавах. Пословицы, поговорки и присловья в метафорической и зачастую юмористической форме показывают отношение народа к такому явлению, как пьянство. И это отношение полно юмора и своеобразной лирики.

Из бесценных источников народного творчества и мудрости, можно узнать даже некоторые ценные исторические сведения. «Шапку за пазухой ношу: уж такая натура, что с головы пропью!» — поговорка московских жителей, рассказывающая о том, как иные пьяницы в кабаках пропивали даже одежду, оставаясь в белье или голышом. Пословица «Не спрашивай — пьёт ли, спрашивай: каков во хмелю» говорит нам о том, что умение пить и не терять разума ценилось в народе как особая доблесть. О том же и поговорки: «Пьян да умён — два угодья в нём», «Было ремесло, да хмелем поросло».

Осуждающее отношение к пьянству было известно со стороны церковнослужителей, и потому появились такие поговорки: «Хоть церковь и близко, да ходить склизко. А кабак далеконько, да ходу потихоньку», или «Трёшки на крест нет, а рубль в кабак найдётся», или «Поп за колокол, а мы за ковши».

Однако же, и церковь грешила пьянством, иначе откуда взяться присловью: «Игуменьи за чарки, сестры за ковши!», «Монах не кот, молока не пьёт, а вина только подавай», «Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром».

Пьянство и нищета зачастую воспринимались как синонимы: «Пил до вечера, а поужинать нечего», «Пьяница сведёт дом в орехову скорлупу», «Огонь бездворит мужика, да вино».

Потеря промысла, мастерства в ремесле чётко связывалось с пьянством: «Такой стрелок, что в овин головой не попадёт», «Работа денежку копит, а пьянство денежку топит». Были свои меткие глагольные формы для обозначения употребления спиртного: сапожник «накуликался», портной «наутюжился», купчик «начокался», приказный «нахлестался», а служивый «подгулял».

Разумеется, пьяная бесшабашная удаль сразу попадала и в пословицы, наиболее удачные закрепились в народном устном творчестве и дошли до наших дней: «Первая (рюмка) задериха, вторая — неуступиха», «Загорелась душа от винного ковша». Но при этом народ и посмеивался над мнимой доблестью пьяниц: «Пьяный поёт — себя веселит», «Пьяному — море по колено, а лужа по уши», «Разок, другой — и с ног долой».

Складно составленные меткие выражения о пьянстве можно найти в сборниках В.И. Даля под названием «Пословицы русского народа» (1862 г.), И. Иллюстрова под названием «Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках» (1910 г.) и в других источниках. В Михайловском Пушкин занимался собиранием памятников народного творчества, изучал русские пословицы. Л.Н. Толстой говорил, что в пословицах и поговорках заложено все передуманное народом.

Астрахань и Архангельск, Воронеж и Москва, Казань и Новгород… Не все города сохранили до наших дней свои пословицы, стёрлись диалектные особенности. Но одинаковым для всех краёв и областей остаётся меткая самоирония народного творчества. И помним, что «Руси есть веселие питии, не может без того бытии».

Соляная Ирина

фото взято из открытых источников

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика