Тема истории в поэзии Д. Самойлова и П. Антокольского
20.10.20221
История – альфа бытия, корень всякого времени – чрезвычайно интересовала Давида Самойлова, ощущавшего её живою плазмой, подразумевающей и характерный антураж, и меняющуюся психологию.
Уже ранние «Плотники» свидетельствовали об интересе поэта к истории: взятой скорее в метафизическом аспекте, с исследованием общечеловеческого пространства: причём в сложнейших его разрезах…
Плотники о плаху притупили топоры.
Им не вешать, им не плакать – сколотили наскоро.
Сшибли кружки с горьким пивом горожане, школяры.
Толки шли в трактире «Перстень короля Гренадского».
Краснорожие солдаты обнимались с девками,
Хохотали над ужимками бродяги-горбуна,
Городские стражи строже потрясали древками,
Чаще чокались, желая мяса и вина.
Средневековый колорит мечен отчаянием, и… лихостью; а живописность подробностей, начиняющих строку, вспыхивает необыкновенной выпуклостью: вы сами, читая, видите проделки этого шута-горбуна.
Метафизические струи вливались в каждое словесно-историческое построение Самойлова: вот стихотворение «Реплика Данте»: оно перекипает суммами отчаяния и видений, словно подводя к выводам, чья мрачность компенсируется великолепной выделкой стиха:
Она меня не любит. Да и я
Люблю, быть может, лишь свое творенье.
Но часть его — она.
Когда душа моя отрешена,
Когда картину ада видит зренье,-
Она со мной и целиком моя.
По улицам в толпе я прохожу ненастен,
Извозчичьих трактиров чуя чад.
На площади ее встречаю.
— Мастер,
Как спали вы?
— Я спал, мадонна, видел Ад.
Разумеется, русская история, пересекающаяся массой точек с искусством, и историей его, вызывали особенно пристрастный интерес поэта:
Он, старик, скучал, пасьянс раскладывал.
Что-то молча про себя загадывал.
(Все занятье — по его годам!)
По ночам бродил в своей мурмолочке,
Замерзал и бормотал: «Нет, сволочи!
Пусть пылится лучше. Не отдам!»
Был старик Державин льстец и скаред,
И в чинах, но разумом велик.
Знал, что лиры запросто не дарят.
Вот какой Державин был старик!
Точен ли образ классика?
Скорее поэтичен – и это: поэзия вертикали, учитывая и качество каждой строки, и тёплое, любовное отношение к грандиозности былых громад.
О! они по-разному раскрывались в поэзии Самойлова, но всегда было нечто сияющее, исходящее от произведений: и сияние это не меркнет с годами, по-прежнему благородно облучая чуткие души.
2
История, тесно переплетённая с культурой, с историей культуры, даёт такой космос материала, что кажется он бесконечным: выбирая одно, пропустишь другое, а П. Антокольский, казалось, ничего не хотел пропустить:
Когда-то был Париж, мансарда с голубятней.
И каждый новый день был века необъятней,–
Так нам жилось легко.
Я помню влажный рот, раскинутые руки…
О, как я веровал в немыслимость разлуки
С тобой, Манон Леско!
Вечная Манон манила и дразнила, диктуя продолжение собственного романа (своеобразно увидел его и Я. Смеляков, осовременивая великолепный образ)…
Мастерство детали отличало поэзию Антокольского: детали, всегда колоритной и столь точно вписанной в недра строки, что зажигалась она, играя огнями пёстрыми, яркими…
Необыкновенная густота словесной плазмы организовывала поэтическое пространство Д. Самойлова, и образ Ньютона, возникающий прозаизировано, становился близок читающему: словно дело происходит вот сейчас:
Гроза прошла. Пылали георгины
Под семицветной радужной дугой.
Он вышел в сад и в мокрых комьях глины
То яблоко пошевелил ногой.
В его глазах, как некое виденье,
Не падал, но пылал и плыл ранет,
И только траектория паденья
Вычерчивалась ярче всех планет.
…словно и в пламенеющих этих георгинах заложена уже тайна космического масштаба – в которой мелькает прямизна траектории паденья, превосходящая яркостью планеты.
Словарь избыточен: он закипает своеобразным алхимическим экспериментом, исследуя, например, образ Павла I:
Величанный в литургиях голосистыми попами,
С гайдуком, со звоном, с гиком мчится в страшный Петербург,
По мостам, столетьям, верстам мчится в прошлое, как в память,
И хмельной фельдъегерь трубит в крутень пустозвонных пург.
Самодержец Всероссийский… Что в нем жгло? Какой державе
Сей привиделся курносый и картавый самодур?
Или скифские метели, как им приказал Державин,
Шли почетным караулом вкруг богоподобных дур?
О, словно фильм, снятый словесными средствами, развернётся мощно, страшно, но и празднично: сколько цвета!
Как мощно лепится действие!
А вот грандиозная фигура Петра: увиденного мистически, словно в душу его заглядывал поэт:
В безжалостной жадности к существованью,
За каждым ничтожеством, каждою рванью
Летит его тень по ночным городам.
И каждый гудит металлический мускул
Как колокол. И, зеленеющий тускло,
Влачится классический плащ по следам.
Слова Антокольского обладают особой мускульной силой, будто сочетая правду и жёсткость; и праздник поэзии, устраиваемый поэтом в недрах каждого стихотворения, в той мере, которая относится к историческим повествованиям в рифму, полыхает интеллектуальной яркостью, позволяющей рассмотреть многое из истории под новым углом.
Александр Балтин
фото взято из открытых источников
комментария 2
Александр Херсонов
21.10.2022Однажды,с экрана ТВ канала «Культура» я увидел и услышал чтение стихов Давида Самойлова в исполнении Константина Райкина. Потрясающее чтение, которое приоткрыло дорогу к поэту Давиду Самойлову.Стихотворение называлось «Дуэт для скрипки и альта»:
«Моцарт в лёгком опьянении шел домой. Было дивное волненье, день шальной…». Концовка такая: «Да, расплачиваться надо на миру за веселье и отраду на пиру, За вино и за ошибки. До чиста. Но зато дуэт для скрипки и альта». Бесподобное стихотворение.
И прав автор, указывая на историчность поэзии Д.Самойлова, словно дня него не существует ни пространства, ни времени. Есть одно: бессмертное бытие.
Что касается Павла Антокольского. Однажды, в студенческие годы, девушка с филфака подарила мне двух томник поэзии замечательного поэта. И тоже соглашусь с тем, что поэзия Павла Антокольского насквозь исторична и для него тоже отдельно не существует прошлого и настоящего, всё входит в сферу творческих интересов . Прошло много лет, но строчки из того двухтомника помнятся до сих пор:
«Париж, я любил вас когда -то , однако, мне ваши черты туманила книжная дата. Так может быть выпьем на «ты»…».
Спасибо автору за точное и профессиональное суждение о творчестве замечательных поэтов.
Александр Херсонов
21.10.2022Однажды,с экрана ТВ канала «Культура» я увидел и услышал чтение сидов Давида Самойлова в исполнении Константина Райкина. Потрясающее чтение, которое приоткрыло мне дорогу к поэту Давиду Самойлову.Стихотворение называлось «Дуэт для скрипки и альта»:
«Моцарт в лёгком опьянении шел домой. Было дивное волненье, день шальной…». Концовка такая: «Да, расплачиваться надо На миру за веселье и отраду на пиру, За вино и за ошибки. До чиста. Но зато дуэт для скрипки и альта». Бесподобное стихотворение.
И прав автор, указывая на историчность поэзии Д.Самойлова, словно дня него не существует ни пространства, ни времени. Есть одно: бессмертное бытие.
Что касается Павла Антокольского. Однажды, в студенческие годы, девушка с филфака подарила мне двух томник поэзии замечательного поэта. И тоже соглашусь с тем, что поэзии Павла Антокольского насквозь исторична и для него тоже как бы отдельно не существует прошлого и настоящего, всё входит в сферу творческих интересов . Порло много ет но строчки из того двухтомника помнятся до сих пор:
«Париж, я любил вас когда то , однако мне ваши черты туманила книжная дата. Так может быть выпьем на «ты»…».
Спасибо автору за точное и профессиональное суждение о творчестве замечательных поэтов.