Любимый и незабвенный. Театр Сатиры – к юбилею Анатолия Папанова
14.11.2022В Театре Сатиры отметили 100-летие со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова – поистине народного и горячо любимого всеми поколениями жителей нашей страны артиста.
И это не дежурные слова. Папанов у каждого свой – Волк и многие другие герои мультфильмов – для детей, для заядлых театралов — Фамусов, Хлудов, Судаков и неповторимый Полотёр из «Гурия Львовича Синичкина», для прочих – генерал Серпилин, доктор Бондаренко, Киса Воробьянинов и незабвенный Лёлик из «Бриллиантовой руки».
Всего не перечислить – ролей, ярких и рельефных было много – настоящий шквал, и не только по количеству, главное – по эмоциональному накалу и глубине проработки. А потому Папанова не забывают, и каждое новое поколение открывает его для себя, как чудесный подарок из волшебного ларца.
Вечер воспоминаний 4 ноября получился нежным и трогательным, и не только потому, что об отце вспоминала дочь – актриса Елена Папанова, и маленькая правнучка пела песню из «Белорусского вокзала», всю душу вложили в представление молодые актёры нынешней Сатиры и её корифеи. А когда на сцене переливается игристый «коктейль» поколений, театр крепнет, продлевает свою жизнь ещё на многие-многие годы, и мир этот не должен быть разрушен.
Не только молодым актёром, а любому из зрителей полезно было услышать рассказ о том, как Папанов относился к работе – по нынешним временам это большая редкость: хобби у него не было, был погружён в театр полностью, считал его вторым домом. Любил повторять: «Одна жена, один театр».
На фронте Анатолий Дмитриевич получил тяжёлое ранение и в ГИТИС поступать пришёл с палочкой – ходить, а уж тем более танцевать было очень трудно. Превозмогая себя, учился – мало кто знал, какими усилиями ему всё это доставалось. Но безмерно любил своё дело, очень хотел им заниматься.
По словам легендарного худрука Театра Сатиры Валентина Плучека, о Папанове складывалось впечатление, как о человеке лёгком, весёлом и нежном, хотя, на самом деле, он был достаточно закрытым, внутренне сосредоточенным, совестливым и даже скромным несмотря на свою всенародную славу. Ему были чужды чванство и пафос, он был глубоким, образованным человеком, но он никогда не выставлял всё это напоказ.
Джинсы и ветровка, и ещё знаменитая серая кепка – вот внешне и весь Папанов, его фирменные костюмы до сих пор как новые. Зато на сцене всё было шедеврально, очень крепко и тонко собрано. «Анатолий Дмитриевич невероятно любил грим, — вспоминала на вечере актриса Наталья Фекленко. – Грим он придумывал и тот ему очень помогал. Например, чубчик-треугольничек делал его героя трогательным, одиноким и желающим какой-то духовной жизни. Невероятным преображением был Фамусов: у него горели глаза, подведённые голубеньким, по краям которых он вклеивал крошечные реснички, и когда падал свет, становился таким аристократичным, таким важным и удивительно привлекательным».
Говорят, актёра можно было встретить на улицах города, где он часами бродил и учил текст. А в театр приходил раньше все, причём в те дни, когда играл спектакли, никогда не назначал ни съёмок, ни озвучаний. По словам актрисы Людмилы Титовой, прийти на репетицию раньше Папанова было невозможно. Да и уходил одним из последних, по-хозяйски выключая один за другим светильники в гримёрках.
И ещё он любил и поддерживал коллег, никому не завидовал. Мог, например, прийти во время ливня в парк, где играли сатировцы, и смотреть, и аплодировать им всё представление, когда прочих зрителей давно разогнал дождь.
«Поистине зависть, недоброжелательность, — писал Анатолий Дмитриевич дочери, – это яд для любого творческого организма. Как говорил Станиславский, любить надо искусство в себе, а не себя в искусстве».
«Толя был на редкость добрым и чутким партнёром, — рассказала легенда Театра Сатиры Вера Васильева. — Он всегда как бы благословлял человека на сцену. Он очень любил актёров и старался им помочь, и если что-то получалось, то был самым благодарным зрителем, и это очень дорого».
В спектаклях Папанову было важно всё: например, темпоритм – он следил за этим очень пристально. Говорил: «У каждого спектакля есть свой градус, и этот градус нужно держать. Если вдруг он уходит, то следующий актёр, что выходит на сцену, должен его поднимать».
Любил человековедение. «Артисту, как любому художнику, — писал артист дочери, — необходимо много ездить, много летать, впитывать – и всё это в свою творческую копилку. Человековедение – ведь это так интересно. Я, например, как только приезжаю в другой город, сразу иду в баню – там люди обнажаются не только физически, но и духовно, нравственно. Как интересно пойти за человеком по улице – понаблюдать за повадками, речью — для будущих характеров. Поставь себе задачу: определить, какая профессия у этого человека, холост ли, женат ли, курит ли, пьёт ли – это же биография, материал, этим занимались и занимаются все художники. Зачем Антон Павлович поехал больной на перекладных через всю Сибирь в дождь и мороз – ради скуки? Ради жажды творчества».
Воистину, жизнь и творчество Анатолия Дмитриевича, как сказал, корифей Театра Сатиры Юрий Васильев, может служить примером преданности и любви к театру.
И папановозамещения, — по меткому выражению президента театра Александра Ширвиндта, быть не может, «потому что это штучный товар, это совершенно уникальный самородок. То, что он придумывал, никогда не придёт в голову, что б он ни говорил, думалось: «Откуда?»
40 сезонов отработал Папанов в родном театре, даря зрителям свою душу и сердце, а потому забыть его совершенно невозможно.
Наталия Косякова
Фото предоставлены пресс-службой Театра Сатиры.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ