- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Равнение на регионы: названы лауреаты Программы «Лучшее для России. Развитие регионов»
- Молодым талантам и творческим людям — возможность прославиться
- Валерий Румянцев. «Трудные дни». Рассказ
- Александр Балтин. «Шок, смешанный с ужасом». Рассказ
- Шедевр постановки пьесы «Материнское сердце» в БДТ, и современная школа
Западная цивилизация — антипод русской цивилизации
04.11.2022
«Не найдётся такое жестокое сердце,
чтобы сказать: не мысли о Родине».*
Рерих Н. К.
Из цикла статей «Нацизм — инструмент объединённого Запада против Русской цивилизации»
Концепцию, выраженную в заголовке данной статьи невозможно, признаться, осознать без того, чтобы не разобраться в истоках возникновения Западной и Русской цивилизации как таковых. А истоки их находятся, насколько видится, в Античности, в Римской империи, а точнее после её окончательного раздела соответственно в Западной, захваченной германскими варварами, и в Восточной, подвергнувшейся эллинизации. Обратимся, друзья, к истории.
Читатель может не согласиться с утверждением, изложенным в данном заголовке. Не будем спорить с несогласными, а зададимся вопросом — как же возникла Западная цивилизация, ставшая ныне современным объединённым Западом, куда входят, кроме США и Западной Европы, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Япония и прочие малые сателлиты? Если мы обратимся к истории, то увидим, что возникла она на развалинах западной части некогда могучей Римской империи, и развитие её прошло через все предшествующие века в постоянном противостоянии православной части империи и далее Русской цивилизации, ставшей её преемницей. Каким образом сиё происходило? Заглянем в те времена.
А там, вслед за установлением тогдашним, уже не языческим, а христианским императором Константином христианства в качестве официальной религии, данное вероучение стало новой внутренней сутью повседневного существования великой державы. И дабы, в связи с этим, обозначить в истории новую эру, глава империи создаёт второй Рим, новую столицу — Константинополь на востоке государства. Что, к слову сказать, было сделано весьма своевременно, так как вскоре в западной части его, захваченной воинственными варварами-германцами начали учреждаться независимые королевства.
Восточная часть, ставшая затем по самоназванию Державой Ромеев или Византией, каковой именовали страну позднее на Западе, в отличие от западного «варварско-римского котла», устремляется на неуклонное и последовательное продвижение Православной веры, на просвещение окрестных народов, и среди них россов. Из этой могучей христианской цитадели, почтенной матери современной человеческой культуры и права, шло православное вéдение о Боге, о едином мироздании и об индивидуальном и общем спасении.
Западная же часть занялась незаконными агрессивными действиями, направленными против государевой воли подлинного Главы империи — на то время императора Византии — и Господней воли, транслируемой через Единую Церковь. И началась Западная Европа с провозглашения главы отмежевавшейся церкви Папой Римским и «назначения» короля варваров-франков Карла, фактически узурпатора, титулованным римским аристократом и затем «римским императором». Рим слишком долго жил по руководящему принципу полной трансформации грубой силы в безоговорочное, неотъемлемое право — у кого сила, того и право,— чтобы это не оказалось плотью и кровью старой аристократии. Но поскольку в описываемые времена она обессилела, то передала данную привилегию свежей силе, свежей крови германских племён, захвативших империю. А те с этим, естественно, с удовольствием согласились.
Если глядеть из нынешнего времени,— как говорится, большое видится на расстоянии,— делается понятным, что путём отделения завоёванных германцами западных земель и создания «особой» церкви была реализована цель неких сил, неких акторов, действующих по известному негласному правилу «разделяй и властвуй». Поэтому ни о каком modus vivendi — условиях, обеспечивающих совместное сосуществование, речи быть не могло. Началось упорное и ожесточённое противостояние с Православной Церковью, Православной Цивилизацией.
Для сего Запад, ставя всё с ног на голову, принялся доказывать, будто именно Германская Римская империя является единственной законной правопреемницей Рима в качестве единственно правильной и целостной, от которой якобы откололась Византия. Это их собственное дьявольское измышление не было экзистенциальным, но стало краеугольным камнем, положенным в вековой идеологический фундамент всего высокомерного и враждебного отношения Запада к Православной державе. И поскольку доказать неоспоримую реальность этого не представлялось возможным, то росло явно маниакальное, неискоренимое стремление уничтожить её.
Не потому ли Запад с невиданным всеобщим подъёмом организует и проводит именем Христа крестовые «освободительные» войны? И что характерно, эти военные кампании повсеместно отличаются неблаговидными деяниями так называемых рыцарей-крестоносцев, как то: лёгкая личная нажива, откровенное насилие, хищнические разбои, прямое искоренение, истребление жителей: греков, славян, арабов и африканцев на покорённых территориях.
Как же случилось, отчего такое высокоразвитое, религиозное и цивилизованное царство кануло в историческое небытиё? Давайте по закону дедукции перейдём от общего к частному. Источники говорят нам о возникновении сразу после первого крестового похода по всей Византии, особенно в больших полисах и на всём восточном побережье, множества венецианских и генуэзских коммерческих, торговых организаций («в деньгах родства нет»), политических обществ и ассоциаций, занимавшихся во всевозможных аспектах целенаправленными слаженными действиями против Византии. Было постоянное и инклюзивное отрицание, вплоть до полного выкорчёвывания и, в конце концов, уничтожения Православной религии, с заменой её повсюду воинствующим католицизмом. Сюда относится и крайняя, небывалая агрессивность мусульманского мира, появившегося на обширных пространствах изначально старинного, многовекового христианства и стремящегося к окончательной ликвидации Православной империи. Это весьма играет на руку Западной Европе во исполнение вожделённой цели. Настоящим апофеозом того стало тщательное планирование в середине XII века «крестового» похода уже не против мусульман, а против христианской Византии! И вот в 1204 году в неё ворвались дальние, но вполне достойные потомки неотёсанных германских варваров — «крестоносцы». Взяв Константинополь, они разрушили законную власть в Империи, разрушили значимые культурные и религиозные объекты при гробовом молчании и, мало того, при полном попустительстве папы и при единодушном и громогласном одобрении всего западного мира. И такие разбойные деяния, в результате которых Византия в скором времени никогда уже больше не сможет оправиться от такой страшной, лихой беды, как гибель, являлись вполне закономерными, ибо западные «воины» — совершенный антипод византийцам, никогда не кичащимся, всегда проявлявшим особую тактичность и немалую терпимость в религиозных вопросах,— в противоположность западной инквизиции — и использовавшим местные языки. Более того, византийские святые Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность! Не были ромеи и ксенофобами, подобно Петрарке, «пламенно» призывавшему генуэзцев и весь Запад безотлагательно смести с лица земли Византию с «малодушными гречишками» и называвшему жителей Азии и Восточной Европы полуживотными и «недочеловеками». В Империи Ромеев* похожего contumelia** и неприкрытой лютой ненависти нельзя, как ни постараться, даже вообразить.
И вот, в итоге, на растерзанных останках некогда могущественного Православного государства Константина Запад учредил латинскую империю, нещадно бившую ромеев по их благородным чувствам любви к Родине. Но «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,— начался латентный период в истории Византии. Новоявленные, по сути, латинские руководители той в течение двух последующих столетий могли, невзирая на нескрываемую неприязнь и явную антипатию греков, по требованию папской церкви назначать Константинопольского Патриарха из числа западных католических епископов, организовывали на православной земле католические монастыри и стремились подчинить Православную церковь западной, римскому папству. Стремились вынудить её на униатский союз и проделывали для этого всё мыслимое и немыслимое: применяя и щедрые заманчивые обещания, обнадёживая значительных православных священнослужителей кардинальскими шапками, и крупные взятки, а касательно нерешительных прибегали к влиянию итальянских «гуманистов»… Тяжко было православному священнику осуществлять свою церковную службу. Ромеи страдали от неуклонного вытеснения их из по-настоящему значимых областей человеческой и общественной жизнедеятельности, от безжалостного угнетения. И на этом фоне закономерным стало принятие в 1369 году в Риме императором Иоанном V католичества, свершилось неслыханное публичное национальное унижение, бесчестье Византии. А далее, как всегда в таких случаях водится, началась длительная упорная, каждодневная борьба между подлинно православными и латинофилами из среды византийцев, во всем ориентировавшимися на Запад, возлагавшими на того радужные надежды, в том числе что он защитит от неотвратимой, грозно нависшей опасности масштабного тюркского вторжения. А были и такие — «пятая колонна» противоположного рода,— что образовывали нераздельный идеологический фронт с имевшимися в изрядном числе поклонниками врага. Запад же перед нешуточной и для него самого угрозой, руководимый указанным ему императивом, не отклонился от определённого генерального направления на насильственное разрушение Византии и образования из неё полной своей вотчины. И это при недостаточной военной и экономической мощи для действенного сопротивления тюркам.
Данное положение и стагнация в развитии Византии привели к вынужденному («нет, нет, и ещё раз да!») согласию на организационное объединение. Рим достиг желаемого, принудил ромеев принять католическое вероучение во всех спорных в течение пятисот лет ключевых вопросах. Дата 6 июля 1439 г. навсегда останется позорной в истории Византии. В сей день в кафедральном соборе Флоренции произошло помпезное мероприятие по заключению церковной унии. Греки во главе с императором в торжественных одеяниях преклоняли колени перед папой и лобызали его руку. В стране существовало вполне обоснованное глубокое убеждение, что произошёл прямой подкуп многих высших священнослужителей «врагами истинной веры». Монахи Афона в красноречивом послании русскому Великому Князю Василию II писали: император и духовенство «какову мерзость въсхотеша очима своима увидети свою благочестивую веру продате на злате студным латинам…»*.
Вернувшихся в Константинополь народ откровенно осуждал за предательство своей родной и истинной церкви и родины, ибо «от свечи и дом сгорает». И, когда произошла первая попытка осуществить достигнутый флорентийский договор, негодующий и гордый народ устроил восстание под сводами Святой Софии и изгнал продавшегося патриарха… Запад, в итоге, будучи не в силах полностью покорить Византию, отдал её под безраздельное чужеземное владычество тюркам. Выходит, главную, определяющую роль в падении Державы ромеев сыграли объединённые западные силы — католическая церковь и Венецианская с Генуэзской республики совместно с пролатинскими силами внутри страны.
Несомненной, очевидной истиной является и то, что и духовное состояние граждан Византии того времени далеко оставляло желать лучшего и в свою очередь привело к обскурации. «Сами друг перед другом величаются, а другого чтоб унизить ни во что не вменяют… хитрейшие обманы делают… с кичливой надменностью … грех да соблазн и вере поношение…»*.
Так общими усилиями — viribus unitis — из двух неотъемлемых частей бывшей Римской империи — Восточной и Западной — осталась только Западная, сделавшаяся фактически реальной основой Западной цивилизации. Достойной преемницей Восточной Римской империи — Византии стало Православное Русское государство (как говорится в народе: «глубокая вода не мутится»). «Москва — третий Рим и четвёртому не бывать!» Этот девиз был реализован, и, таким образом, с тех пор непримиримое длительное цивилизационное противостояние начало происходить между Западной Европой и Русским царством. Данная конфронтация сохранялась и сохраняется в отношении Российской империи, Советского Союза и современной России на протяжении более чем пяти веков. Наиболее ярко оно проявилось во время лихого Смутного времени начала 17-го века, в гнилой период царствования Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), во время наполеоновского двунадесятиязычного нашествия, Крымской войны, в гибели великой Российской империи в феврале 1917-го года, в действиях активных троцкистов и их союзников в 20-е и 30-е годы двадцатогого века, во время Священной Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., в тайной разрушительной деятельности «хрущёвых», «сусловых», «пономарёвых», «андроповых» и иже с ними с 57-го по 85-й гг., в пресловутой «катастройке» Горбачёва, в период бесславного правления Ельцина и до сих пор во враждебной работе «пятой» и «шестой колонны» в нашей стране. Ныне на международном, планетарном уровне это выливается в противостоянии объединённого Запада и России с союзниками. И вот на авиабазе Рамштайн в Германии в сентябре 2022 года собрались официальные и полномочные представители пятидесяти союзных западных стран в едином неудержимом порыве покончить с российским государством, о чём они мечтали все эти минувшие века и предпринимали неоднократные настойчивые и неустанные попытки сделать сиё; в едином неудержимом порыве окончательно решить мучивший их днями и ночами русский вопрос.
Почему? Почему Запад формировался в духе жёсткого антипода России? Настоящее происходило недаром, так как цивилизация России является для него во все времена «инопланетной», она самобытна, в противовес западной — это духовная цивилизация. Фундаментальная основа глубинной России, независимо от формы правления,— её духовность, которая космична, представляет собой духовную систему, олицетворяет базовую идею создания совершенного Царства Небесного на земле в качестве осуществления полной правды — полного единства спокойной совести, мировой истины, сердечного добра и земной красоты,— социальной справедливости и гражданского равноправия людей в обществе, служащего совместному делу, чётко определяющих достойное место человека во Вселенной, его высокое предназначение в жизни в настоящем и будущем.
Но Русская цивилизация есть не только православие и богатое культурное византийское наследие, у неё имеются и другие неповторимые особенности, и многие другие значимые факторы. Например, показательно, как в советское время религиозный образ мыслей видоизменился в пролетарский русский мессианизм, когда Ленин стал долгожданным мессией, Сталин — апостолом Петром, Троцкий — Иудой, Мавзолей — гробом Господним, ревизионисты — еретиками, мировой коммунизм — грядущим Царствием Божиим, марксизм и ленинизм,— соответственно, Ветхим Заветом и Новым Заветом, знаменитый моральный кодекс строителя коммунизма — Нагорной проповедью Иисуса Христа, а коммунистическая партия — хорошо организованной общиной верующих и так далее. И повседневное поведение — в быту и в труде,— и менталитет советских людей оставались в разумных и соизмеримых рамках базовой православной модели. Потому и современная Россия, несмотря на малое количество воцерковлённых, несмотря на подлое время перевёртышей, сохраняется по смыслам православной.
Да, ментальность беспрекословно считается важнейшей составной частью остова цивилизации. Она определяет текущее решение животрепещущих вопросов, связанных с характером глубоких смыслов, их местом в реальной действительности, говорит об очевидной тесной связи разных смыслов между собой и с определяющими общественными и культурными факторами.
Русский народ — изначальное, историческое ядро российской державности — сформировался и совершенствовался между Византией — соединением самобытных цивилизаций восточного Средиземноморья и Ближнего Востока и Степью — культурой кочевых народностей, как aurea media* между ними. В результате выработались такие отличительные, определяющие народные черты, как постоянное стремление к длительному мирному сосуществованию с соседями, терпимое и гуманное отношение к лицам иной национальности и к их образу жизни, поразительное умение усваивать привлекательные индивидуальные черты различных народов. Кроме того, суровые природные условия мест обитания, привели к выработке правил и обычаев коллективизма, общинных связей и артельности.
Следующими уникальными качествами Русской цивилизации, если кратко, являются удивительный органичный и креативный синтез европейского и азиатского, самая протяженная в мире граница с порядочным количеством сопредельных стран, расположение на двух континентах, разрежённость расселения и большая неоднородность территориального размещения населения в крупных городах и в сельско-провинциальных её частях.
Таким образом, мы видим, насколько различны Русская и Западная цивилизации. К слову сказать, разница между ними хорошо показана на следующем конкретном и поучительном примере. Примечательно, европейцы во время интенсивной колонизации Северной Америки не смешивались с индейцами и устраивали всевозможные искусственные преграды для этого. И далее текущая политика и реальная практика американского государства касательно коренных племён и несчастного негритянского населения заключались во всяком разъединении их и белого «христианского» населения, а в отношении первых — вплоть до уничтожения. А что творили англичане в Индии и во время англо-бурской войны, что творили «цивилизованные» народы в своих африканских, американских и полинезийских колониях, что творили натовцы в Югославии, Ираке и Ливии?! И это немудрено, ибо их прародители — германские племена англов и саксов активно вырезали местных бритов и норманов (кстати, спасшиеся норманы и основали на континенте землю Нормандию, ныне являющуюся частью Франции), да и наименование «вандалы» (одно из германских племён) недаром стало нарицательным. Русские же простые воины и казаки, богатые промышленники, отважные и пытливые исследователи и так или иначе попавшие туда крестьяне, идя по Уралу и Сибири, перенимали домашнюю и хозяйственную утварь, традиционную одежду, местные способы и рецепты приготовления пищи, типы жилища у коренных обитателей. Кроме того, в Сибири произошёл уникальный сплав культур. Различие между Россией и США состояло ещё и в том, что вместо изгнания тамошних аборигенов с их исконной земли, Россия интегрировала новых подданных в свою разумную христианскую цивилизацию. Русские женились на молодых местных женщинах, и смешанные браки эти сплошь и рядом являлись согласными и крепкими. И православная церковь осуществляла народное просвещение и проповедовала гуманное, доброжелательное отношение к иноплеменникам, тем самым значительно помогая прочному союзу с ними.
Итак, Российская цивилизация — именно цивилизация, ибо она является особым континентом на Земле, особым миром, — никогда не занималась, что каждому из истории может быть ясно видно, любого рода насилием, территориальными и прочими жестокими захватами, в отличие от германо-романской и англо-американской цивилизаций, и проявляется как собирательная, культивирующая дружбу окружающих и малых народов. Россия изначально строилась не в виде «единой расы», а в качестве свободного братского содружества народов, говорящих на множестве различных языков, и в этом её неизбывная притягательная и созидательная сила. Это создало уникальность России — в своей трудной и славной многовековой истории она аккумулировала в своём эгрегоре неистощимую потенциальную, креативную энергию развития. Потому-то её и избрала, не избавив от всевозможных серьёзных препятствий, испытаний, страданий, противоборств, конфликтов и войн, непрерывная Планетарная Эволюция для движения к Новому Миру, когда индивидуальное сознание и интеллект, внутренняя духовность и нравственность людей станут соответствовать космическому сознанию и космической ответственности, к Миру, за которым грядущее, ибо духовный разум непобедим. Реальная альтернатива ему одна — неминуемая гибель человечества, так как голый, циничный потребительский прагматизм, «делание денег» и безудержное стремление международного финансового капитала к тотальному господству над планетой ни к чему хорошему привести не могут, противостоя в том числе и природе Земли. Запад, согласно своей по определению антирусской природе, совершенно независимо от того, какие партии и лидеры будут стоять у власти (что ещё раз подтверждает их роль в качестве пешек в «большой игре»), будет предпринимать всё возможное и невозможное против России. И непрекращающаяся глобальная война с целью любой ценой добиться унижения и разрушения Русского народа и Русской цивилизации, которые по традиции мужественно встают против открытого вызова, предъявленного всему человечеству (в отличие от предшествующего исторического периода упорного поиска «государством» благоволения «господ мира сего», что неминуемо привело к неслыханному унижению и потерям), явится последним, драматическим действием в данной вышеуказанной парадигме. Результатом же будет построение Новой Страны, Новой России, полностью соответствующей природе Русской Цивилизации.
Шафран Яков Наумович
* Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Угунс, 1936. С. 317–318.
* Следует сказать, что византийцы называли себя «Империей ромеев». А Византия — не более как учёная кличка, введённая в обиход западными, а по их примеру, и российскими либеральными идеологами около ста лет после гибели империи как бранное слово. Отсюда и производные термины — «византизм» (или «византинизм») и «византийство».
** Contumelia (лат.) — поношение.
* Послание прота и иноков Афонской горы к Великому Князю Василию Васильевичу о правоверии Восточной церкви и суемудрии Западной по случаю Флорентийского собора.— «Летопись занятий археографической комиссии за 1864 г.» СПб., 1865. Приложения, стр. 29.
* Н. С. Лесков. Запечатлённый ангел. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2: Повести и рассказы.— М.:Литература, Мир книги, 2005.- 464 с.— (Золотая серия. Русская литература). С. 87.
* Aurea media (лат.) — золотая середина
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ