Четверг, 18.04.2024
Журнал Клаузура

Наталья Константиновна Бондаренко. «Попурристка». Рассказ

За окном – дождь и слякоть, в душе – энтузиазм. Воскресенье. Предстоит написать святочный рассказ на конкурс с ценными призами. Ради этого не грех и постараться. Только вот проблема – в голове нет ни одной идеи насчет того,  о чем же будет этот рассказ?! Но это не пугает. Зато есть один секрет, такой маленький и невинный скелетик в шкафу, палочка-выручалочка в конкурсе на любую тему.

Алина повернула на двери в свой домашний кабинет табличку со стороны  “Работа” на сторону “Литература”. Дома никого нет, но этот жест дисциплинирует именно её. Творческий процесс прерывать нельзя. Неторопливо вошла, закрыла дверь и села за солидный дубовый стол, стоящий у окна  с видом на небоскреб, возвышающийся над всеми окрестными девятиэтажками. Он символизировал её прогресс, вдохновлял на участие в конкурсах, на издание своих книг, давал почувствовать себя писательницей – победительницей в жизни.

Несколько минут она его внимательно разглядывала. С каждой победой воображаемый лифт возносил её на следующий этаж тридцатиэтажного дома. Мысленно она величественно занимала новую квартиру с люксовой отделкой и шикарной мебелью. Заглядывала в каждую комнату – а их количество увеличивалось с каждой победой, блаженствовала в стоящей посреди большой комнаты  с тропическими цветами, ванной под старину, на изогнутых ножках, пила шампанское в просторной зале с барельефами на стенах. Потом она подходила к огромному окну на полстены и с благодарностью смотрела на свой старенький дом напротив и на окна своей квартирки на последнем, четвертом этаже. Как ни крути, но дома родные стены помогают.

И все промахи исчезали из памяти, как роса с травы под жарким лучом солнца. Да, солнце светило ей и только ей, и будет светить еще долго-долго, пока ей не надоест.

Литературный прогресс олицетворяли призы со всех окололитературных конкурсов – путевка в дом отдыха, планшет, подарочные книги, интервью на радио. Литература для неё была скорее средством подзаработать, чем самоотверженной идеей сделать мир лучше. Но слава тоже чего-то стоит!

Жизнь вела её в этом направлении с самого детства. Она всегда любила читать фантастику, детективы и,конечно, бестселлеры, рекомендуемые знающими людьми. В школе она виртуозно и ловко писала сочинения о произведениях классиков литературы. Сначала подбирала эпиграф, потом вставляла короткое вступление, скопированное из интернет-статьи. Затем брала значимые отрывки из текста и пересказывала их своими словами, добавляя небольшие детские размышления. Её сочинения учительница назидательно  зачитывала на родительских собраниях, а на следующий день одноклассники показывали ей кулак – придя домой, родителиназывали их тупицами и иногда поколачивали.

Алина похихикивала и продолжала победное шествие к поставленной цели, используя этот метод, обогащенный другими способами плагиата. Правда, окончив школу, она все-таки поступила в финансовый институт. Мама объяснила ей, что писать можно всегда, были бы деньги. А литературный труд  – дело скользкое и нестабильное. Сегодня деньги есть, а завтра нет. Так Алина стала бухгалтером в солидной процветающей фирме, в которой не переставала упорно учиться – двойной бухгалтерии, общению с директором на равных  и воровству в не особо крупных размерах. Главбух, наставница, со спокойной совестью ушла на пенсию, оставив ей свою должность в наследство.

Алина воспринимала жизнь такой, какая она есть. Работа давала ей возможность жить в достатке, одеваться дорого и путешествовать по разным странам. Прагматичный подход к жизни, интеллигентная красота и прекрасный вкус позволили ей на практике познать, что такое мужчина – методом подбора. Несколько мужей,один лучше другого, тоже добавили в её копилку денежные средства и заботу о детях. В трудных ситуациях она могла обратить к любому из них и получить помощь. Жизнь складывалась благополучно, без сбоев выбранной программы.

И вот она сидит и пристально смотрит на небоскреб, постукивая хрупкими пальцами по столу. О чем же будет этот рассказ? Потом открывает ноутбук и пишет в поисковике “Рождественский рассказ”. О, привычная удача! В первой же строке – ссылка на целый сборник рождественских рассказов. Алина усаживается поудобнее и принимается читать их с интересом ученого-археолога, выискивающего жемчужину в головном уборе Клеопатры, захороненной то ли в Александрии, то ли в обжигающем песке Синайской пустыни. Постепенно черновой вордовский документ заполняется лучшими отрывками из этих всемирно одобренных произведений. Чарльз Диккенс, О’ Генри, Леонид Андреев, Александр Куприн! С такими точно не затеряешься на конкурсе среди примитивных писак!

По мере чтения вырисовывается сюжет её рассказа – начало из Диккенса, про бедного мальчика-сироту. Конечно, мальчика лучше заменить на девочку – это трогательнее и дает возможность описать её ярче: нежной, красивой и по-детски непринужденной. Соответственно, мачеху можно заменить на жестокого и деспотичного хозяина нечастной сироты, срисованного с Карабаса-Барабаса.

Продолжит рассказ Павел Засодимский. “В метель и вьюгу”. Как не связать Рождество c пронзительнымморозом и девочкой, занесенной снегом?! Вот и драма налицо. Теперь надо мелкими шажками продвигаться к счастливому концу.

Идея так себе, но счастливый конец все равно пробьет слезу у пожилых старушек – читательниц конкурсных рассказов: девочку-cиротку находит мать давно пропавшего без вести сына. Непременно они вдвоем украсятелку старинными, можно сказать, антикварными игрушками, среди которых – любимая игрушка сына, восковой ангелочек, напоминающий такого же из одноименного рассказа Леонида Андреева.

Алина задумалась. Перечитала написанное. Чего-то не хватает! Она порыскала по интернету и понадергала красивых выражений, разбросав их по полотну текста. Но и это её не удовлетворило. Язык получился какой-то простоватый, невыразительный. Не хватает какой-то перчинки, изюминки, какого-то блестящего алмазикамысли, какой-то хватающей за душу детальки, какого-то эмоционального взрыва! Это её не испугало. Алинаникогда не отчаивалась, а знала, чего хотела и упорно подвигалась к цели.

Пальчики мгновенно напечатали в поиске еще одно название – “Святочный рассказ”. Бог в помощь! Опять удача – целый сборник других рассказов! Оттуда она скопипастила пару-тройку подходящих абзацев, обалденных эпитетов и мудрых фраз. Главное – не переборщить! Мозги читательниц не переварят слишком много незнакомой пищи.

Что же еще добавить? Воображение иссякло как горная река, добравшаяся через все шлюзы до моря. Она пошла на кухню и выпила крепкого кофе с пирожным “эстерхази”. Орешки помогают творческому мышлению.

Ах! Как она могла забыть про такой эффектный эпизод –  девочка случайно находит вифлеемскую звезду в сугробе! Нет, это просто стеклянная елочная игрушка. Зато приютившая девочку женщина видит эту звезду на реальном небе и та сигнализирует ей, что принятое решение –  правильное!

Алина суетливо строчит, боясь забыть нужные слова. Потом несколько раз внимательным оком, вдумчивопроходится по тексту, исправляя неточности, глубоко вздыхает и громко говорит с ироничной улыбкой на лице: ”Конец!” Она представляет себя с новым призом в руках – изящной фигуркой Мельпомены из чистого серебра девятисотой пробы, и окидывает взглядом кабинет, выискивая для неё подходящее место.

Напоследок она садится и пишет интервью с самой собой для радиопередачи. Вот теперь с этим важным делом можно и закончить.

Спокойной ночи, призраки давно прошедших десятилетий!

Наталья Константиновна Бондаренко

Победительница совместного конкурса-марафона

издательства RIDERO и Московской школы

литературного мастерства «Хороший текст» 

 фото взято с сайта goodfon.ru


комментария 4

  1. Александр Зиновьев

    «алмазикамысли» и подобные спаривания чуток смущали тем, что напомнили мне театральные или киношные приёмы взбадривания засыпающего зрителя!
    Понравилась идея (если бы) с мужьями! Этакого на Северах было… и Рядом! Бабочкой лакомой попархала, и скребёт с пятерых живя в довольстве Краснодарского солнышка.
    В нашей Новой РФ — мы должны таким удачливым скопирователям поставить заслон 9огурцов в галстуке) в виде произведений настоящих, а не плагиатских авторов!
    Хотя… Всё в жизни вторично, третично и даже, не побоюясь такого слова, тысячетичных!
    Иногда поэта заносит,
    Не чувствуя ног и ветрил,
    Слова в нашем горле суровы,
    А рядом Прекраснейший Мир!
    В нём ландыши есть, незабудки.
    И девушки есть и юнцы,
    И в августе есть помидоры,
    И трудное слово прости!
    Ал. Зиновьев
    4 января 2023 года

    • Наталья Бондаренко

      Милое словечко алмазикамысли появилось в результате удаления пробелов в конце строки в ворде) но согласитесь — оно вполне достойно войти в обиход) Утверждение что всё вторичное имеет право на существование, злобно отвергаю) В науке открываются новые горизонты, а в литературе старые?) в то время как языки пополняются новыми словами и использование новых приборов порождает новые отношения и новые ухищрения в жизни человечества

  2. Мансуров Андрей Арсланович

    Замечательный рассказ. И, что самое печальное, очень похож на правду… Сейчас мало кто из молодёжи, да и корифеев, «заморачивается» созданием собственной, свежей и оригинальной, Идеи. И в этом-то и состоит проблема ПЛАГИАТА!!! Ведь никто с таких «ваятелей» ни штрафов не дерёт, ни по судам не таскает… А это создаёт иллюзию безнаказанности и вседозволенности. А вот если бы Правительство ввело Закон — такой, как ввело против пропаганды ЛГБТ — такие плагиаторы зачесались бы!..

    • Элеонора

      более того — этому плагиату учат на филфаке МГУ) в качестве тренировки предлагают писать ФАНФИКИ — вот, оказывается, причина того,что интернет ими завален и они даже просочились в официально признанную художественную литературу! Бедные классики, чьи произведения подвергаются извращению! Авторы фанфиков даже иногда не понимают их идей — и коверкают .эти идеи,»исправляя» гениев прошлого.

Добавить комментарий для Мансуров Андрей Арсланович Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика