Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Владивосток – столица ДВ. Ляля Алексакова выпустила клип посвященный родному краю
- Великая миссия Кшиштофа Кесьловского
- Наталья Бондаренко. «Три ангелочка». Рассказ
- «Ваша свобода – это я…». Заметки о новой книге «По ту сторону Разина» краеведа Алексея Малышева
- Реплика: Пьесы Маяковского оценил бы Аристофан
Человек творит себя по образу мифа своего
23.01.2023Человек творит себя по образу мифа своего. И чем выше уровень его мифа, тем выше он сам вырастает.
Отношения так же выстраиваются согласно мифу: и отношения с самим собой, и межличностные отношения с другими людьми, и межполовые отношения, и даже производственные отношения.
Отсюда видно, как важно озаботиться тем, в каком мифе живут люди, с которыми ты намереваешься взаимодействовать. Каждый ведь по своему мифу творит реальность, себя и окружение.
Точно так же миф творит социальное пространство, в которое все мы погружены. Каков этот миф или мифы? Кто их внедрил в социальное пространство и зачем? Не заниматься этим вопросом, не засевать социальную почву своими созидательными мифами — становиться рабом чужих мифов.
Надо сказать, что мифы есть созидательные и разрушительные. В социальное пространство противника как правило внедряют именно разрушительные мифы — под благовидными предлогами, разумеется.
Быть верным — это быть верным своему мифу, прежде всего. Это умение не принять миф чуждый, ложный — устоять в своём ради того света, который питает живительной силой.
Всякая счастливая супружеская пара или община, народ, также погружены в пространство своего мифа. Разрушить миф — разрушить это пространство, потому охранение своего мифа от посягательств — одна из задач и семьи, и страны. Защитник отечества — это и защитник мифа.
Ложные мифы — не созидают, а разрушают. Они не столько ЗА, сколько ПРОТИВ. Таковы мифы сатаны, всегда созидаемые из полуправд и замешанные на жадности, ненависти и тщеславии и прочих душевно-духовных недугов.
* * *
Миф — это не вымысел или элементы вымысла, миф — это сверхреальность. Но вымысел тоже можно сделать мифом — и получится нынешняя Украина, например.
Задача жизни в некотором смысле заключется в том, чтобы очистить свой миф от вымысла — угадать свою суть, реализовав её отчасти и предугадав ещё не реализованное, но зовущее.
Миф — это песня сердца, вложенная Богом в душу человека, если говорить об индивиде. Миф человека — это его личность — т.е. человек в Боге.
Ложный миф — ложен, он обольщает человека, но не созидает его тем, кем он задуман Творцом, хотя всё равно творит в нём некую иную реальность (и не просто иную, но противную истинной, ибо творится вместо истинной и на месте истинной). Истинный миф, наоборот, творит человека. И не только человека, разумеется («в начале было Слово»), но только человек может сам созидать себя по мифу своему и свой миф также может изменять и дополнять (и свой личный миф, и миф Человека как целого) — такова наша природа, созданная Богом по образу и подобию Его.
* * *
Сегодня люди ошибочно боготворят т.н. «своё мнение», а раньше, наоборот, были склонны к изучению проблемы, к исследованию — т.е. были открыты навстречу истине, а не закупорены в том или ином понимании. Это — знаковый плод технологий оболванивания, которые внедряют в головы определенного направления нарративы и удерживают в них. Обработанный ум боится прозреть и убегает от всего, что ставит под вопрос навязанное извне «мнение».
Своё мнение — глупость, оно, как правило — не своё, а привнесенное извне социальными технологами (мыслительная установка). Кроме того «своё мнение», как правило, одностороннее, ибо не основано на всестороннем исследовании вопроса (т.е. вне поля зрения остаётся множество значимых, зачастую решающих, факторов). В-третьих, оно, как правило, агрессивно по отношению к истине, ибо ложно и при этом самоутверждается (т.е. оно направлено в ложном направлении).
Мыслящий человек — это тот, кто ставит под сомнение своё мнение — снова и снова, а не тот, кто цепляется за своё мнение как единственно верное. Именно такая критичность — залог мировоззренческой устойчивости.
* * *
Человек думает гордо: это моё видение, моя точка зрения. А философия ему говорит: проверь сначала насколько это видение действительно твоё. Как правило, на деле люди не имеют СВОЕГО видения, но рядятся в чужое, как своё, и думают, что так и должно быть. Это ошибочное суждение.
Довольство собой (антагонист истинного счастья) — грех, в том числе когда человек приписывает себе не своё, а своё не ищет, потому что ему и так хорошо — удобно, комфортно. Кому довольно мишуры, тот не пойдёт искать подлинное — настоящее Своё.
Цену имеет только ЛИЧНО добытое, оно всегда новое, даже если кто-то об этом уже говорил. Потому что новый ракурс смотрения открывается — всегда новый.
И это ЛИЧНО добытое должно быть в согласии с тем, что ЛИЧНО же добыто другими. Подлинное разных людей — различно, но едино.
* * *
ПРАВОславие = правильно славить, т.е. можно и НЕправильно славить (славить — не хулить!). Неправильно это как? Не душеспасительно, а душегубительно.
Сектантство губит и разум, и сердце. Сектанство, которое часть, фрагмент почитает за целое и потому ложно настраивает и устраивает.
Причём правильно славить — это не о словах, в первую очередь это о личности человека, об её устроении, о жизни личности. Слова правильные приходят только из правильного внутреннего состояния. Хорошо бы и устроения, но устроение приходит со временем как нечто более основательное — т.е. более устойчивое и длящееся состояние (способность длить себя в верном состоянии, стоянии, приходит не сразу).
Это похоже на пение по нотам — не всякий, кто звучит, поёт. Да и слух есть не у всех, но развивать его — по силам каждому. Что для этого нужно? Надо научиться отличать, узнавать фальшивые ноты, чтобы не путать музыку и шум.
Можно так ложно славить Бога, что это будет равносильно хуле.
* * *
Исследователь — одно, а педагог — другое. Хотя всякий исследователь богат неповторимым опытом, не каждый может передать другому этот опыт. Педагог подстривается под ученика, чтобы тому было удобнее приобретать знания, но в случае желания приобщиться к опыту исследователя ученик сам должен искать удобный способ, чтобы его заполучить, т.е. в данном случае ученик не то чтобы подстраиваться должен — скорее настраиваться на волну исследователя (прикладывать усилия), а исследователь имеет внутреннее право следовать в своём русле без оглядки на непонимающих его и навязанных ему «учеников».
Исследователь только в одном случае превращается в преподавателя — когда перед ним искренний вопрошающий, т.е. по сути друг, собеседующий с ним по теме его исследований (теме, которая его самого волнует настолько сильно, что он всего себя отдал исследовниям в этой области).
Благо, если в одном лице хорошо уживается исследователь и учитель — такой становится великим учителем.
* * *
Вдохнувший кислород Слова, научившийся его добывать во имя жизни, уже не может без него обходиться (жить). Слова важны для тех, кто не говорит со Словом. Тот же, кто вкусил от общения со Словом, интересуется лишь словами, в которых живёт Слово — они горят, светят и зажигают. Просто слова — тусклы, бледны, не исполнены жизнью, скучны (бессмысленны).
Человеку можно оставить все слова, но отлучить его от Слова, и человек быстро утратит человечность и перестанет мыслить.
* * *
Общаясь с гением, надо открывать свои окна и форточки, а не лезть в его
Общаясь с гением посредством его творений (личное общение с гением — отдельная тема, ибо не всё в нём суть гений), надо открывать свои окна и форточки, а не лезть в его. Чужие окна не во всём подходят, они могут быть опасными (его путь — не мой путь), не говоря уже о приличиях. А смысла лезть в чужое окно никакого. Тут скорее форма заражения жизнью важна — против мёртвости обычного у людей. Живость другого — спичка, которой человек должен зажечь свой собственный костёр. И на этом костре он должен сжечь свою мертвенность, чтобы воскреснуть из пепла к новой жизни.
Гения понять правильно способен только гений — т.е. тот, кто отрыл, кто распахнул себя и своё навстречу Вечности и Бесконечности.
Полюбивший гения сам становится гением, если правильно относится к чужой гениальности.
* * *
Красота, если кто к ней приобщился, непременно требует служения красоте в другом.
Мы должны стремиться помогать другим родиться в красоту, иначе утратим всё, что имеем.
* * *
Самость порой люди изживают, терпя лишения и скорби — в процессе жизни.
* * *
Жизнь человека суть форма спасения — от зла. Она больше противостоит мёртвости, чем смерти, потому что смерть может стать переходом не в смерть, а в Жизнь Вечную — для живого.
Человек спасается от зла — внешнего или внутреннего? В ответе на этот вопрос кроется множество заблуждений, ибо если кто ответит — от внутреннего, то непременно забудет, что внутреннего без внешнего не бывает. Следовательно нельзя уходить в себя и заниматься только собой. Если же кто ответит, что от внешнего зла, от социального зла, от зла, которое причиняет человек человеку или группа людей — человеку или другой группе, тот легко превращается в борца с социальным злом, которое понимется всеми по-разному, не говоря уже о средствх на пути к достижению цели (они зачастую злы, а значит добываемое таким образом добро — фиктивно).
Человек заперт в этой дилемме и кажется, что без шансов на выход из тупика. Неужели спасение от зла в этом мире вполне неосуществимо?
Помню как было непросто спорить с представителями иных вероисповеданий на тему войны и защиты отечества с оружием в руках. Православные привычно вставали на сторону принявших меньшее насилие ради избежания большего, в отличие от многих инославных. Кто правее? Кто больше факторов учитывает?
Когда идёшь по той или иной проторённой дороге, вооружившись правильными чужими ответами, спор окрашивается в простые тона, не знающие полутонов и теней. Искать же самому ответы намного сложнее, зато вся доступная палитра красок жизни становится освоенной в душевном опыте и поиске.
Спасение от зла внутреннего осуществляется посредством противостояния злу и внутреннему, и внешнему, причем надо реализовать вовне то, о чём мечтаешь внутри. Иначе невозможно избавиться от зла внутреннего, чем посредством преодоления зла в себе и вовне — ради другого. То есть мы защищаем от зла другого и так защищаемся от него сами (это касается и зла внутреннего, и зла внешнего). Только такой ракурс помогает выбраться из тупика и увидеть двуединую задачу жизни — спасение себя и другого одновременно, а это объединяет внешнее и внутреннее противостояние злу.
Внутреннее реализуется во внешнем. Как? Какое внутреннее, таково и внешнее.
* * *
Человек включает в себя мир, в котором живёт. Он связан с миром множественными связями, которые творят его социальный облик, его социальное содержание и смысл. Поэтому, меняя мир в том или ином направлении, можно менять и самого человека — содержательно менять, а не просто формально.
* * *
Полученная от других (от родителей, от народа и общества, от культуры, от Бога) жизнь вообще — форма, а содержанием наполняет эту форму сам человек. В любом случае он спасается — от холода, голода, от ненужности, от одиночества, но есть и более высокие смыслы — спасение от ложности и лживости, от злобы, гнева, агрессивности, завистливости…. Жизнь — форма спасения от всего, что не есть жизнь и что мешает или вредит жизни (т.е. от зла). Добро укрепляет, укореняет жизнь в жизни, а зло, наоборот, искореняет жизнь из жизни.
Светлана Коппел-Ковтун
Дневники 18, 29 ноября, 19, 25 декабря 2022, 6-7, 17-18, 21, 23 января 2022
фото автора
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ