Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Мир Гёте, причудливый и странный

«Разумеется, если над кем-то звёзды мерцают настольно благосклонно, что ему довольно себя без опоры на помощь извне, и он сам собой способен порождать великолепные мысли, ему поистине есть что приписать дару небесной благодати, пусть только остерегается заносчивости и с великим смирением наслаждается божьей милостью, оставив пчёлам их обычай. Но мы, кому не так посчастливилось, не будем стыдиться подражать пчёлам»

Франческо Петрарка, «Моя тайна»

От автора

Иоганн Вольфганг Гёте  являлся  человеком, на которого, словно именно его в виду, указывал великий Петрарка. Человек, которому  «довольно себя».  Человек «без опоры на помощь извне».  Однако,  пророчески предостерегал от опасной заносчивости. И как оказалось, не зря. Впрочем, как бы в оправдание, собственное рождение  под «мерцающими звёздами» Гёте пытался  «смягчать»:

«Во всех нас заложен дух противоречия и любви к парадоксам. Я старательно изучал различные мнения, так как мне не раз приходилось слышать: каждый человек, в конце концов, имеет, мол, свою собственную религию. Так я построил для себя мир довольно причудливый и странный»

Если  прислушаться к мнению Гёте  о себе самом, то пожелавшему исследовать   жизнь и творчество Гёте, прежде всего,  как раз и следует  иметь в виду дух  противоречий, любовь  к парадоксам и выстроенную   для внутреннего употребления  религиозную систему.

«Экспресс газета» к юбилею Гёте поступила просто,  свалив в кучу  всё,  что    могло иметь отношение к творчеству Гёте.

Читаем:

«В историю литературы Иоганн Вольфганг Гете вошел, прежде всего, как автор 1,6 тыс. стихотворений, а также мемуарист, романист, переводчик, журналист, критик. Еще он был неплохим художником и создал «Учение о красках», где расписал влияние цвета на эмоции. Гете изобрел водяной барометр, открыл межчелюстную кость в человеческом черепе, писал трактаты по физике, акустике, астрономии и др. Он же основал науку морфологию, а его труды по ботанике и зоологии считаются предвестниками теории Дарвина. Иоганн Вольфганг интересовался минералами — в его честь назван гетит. В 1806-м он был избран почетным членом Московского общества испытателей природы»

Перечисленное выше действительно принадлежит Гёте, хотя,   разумеется, далеко не всё. И это понятно, поскольку  мир  Гёте  –   это космос,   а «необъятное объять невозможно».  Например, журналист не усматривает в перечислении  главной составляющей: духовного мира Гёте, христианских добродетелей, любви к человеку и сострадания ближнему, нескончаемой борьбы за человека  лучшее будущего.

Из энциклопедии:

«Иоганн Вольфганг Гёте (с 1782 года — фон Гёте ); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.  Гёте творил в разных  жанрах:  поэзиядрамаэпосавтобиографияэпистолярия. 

Он стал главным идеологом течения «Буря и натиск». Вместе с ШиллеромГердером и Виландом сформировал направление в немецкой литературе, получившее название «веймарский классицизм».

Роман Гёте «Вильгельм Майстер» заложил основы воспитательного романа эпохи Просвещения

Произведения Гёте, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы.

Наследие философа и поэта хранится и изучается в Архиве Гёте и Шиллера в Веймаре».

Дед Гёте — Фридрих Георг Гёте (1657—1730) сначала работал портным, затем открыл трактир. На заработанное им состояние впоследствии и жили его сын и внуки. А отец Гёте? От отца    Иоганна Каспара Гёте (1710—1782) уже «не было запаха»  мастерской  портного,   ни тем более трактиром.  Отец Гёте являлся юристом, имперским советником,  библиофилом  и коллекционером,    а мать Катарина Элизабет Гёте ( урожд. Текстор,  1731—1808),   дочерью городского старшины и верховного судьи.

Небеса благоволили, но… потребовался опытный акушер

Будучи всесторонне  образованным человеком,  Гете, не пренебрегал знаниями астрологии, отчего особенное внимание уделял моменту собственного рождения.

В автобиографии «Поэзия и правда» читаем: 

Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, как только пробило двенадцать часов, я появился на свет во Франкфурте на Майне ). Звезды находились в счастливом сочетании: солнце стояло в знаке Девы, на высшей точке в этот день; Юпитер и Венера смотрели на него дружелюбно, Меркурий — невраждебно; Сатурн и Марс были равнодушны; лишь луна, которая только-что вступила в фазу полнолуния, обнаруживала силу своего враждебного сияния, тем более, что одновременно наступил ее планетный час. Поэтому она сопротивлялась моему рождению, которое не могло совершиться, пока этот час не прошел. Эти благоприятные признаки, на высокое значение которых мне впоследствии указывали астрологи, были, вероятно, причиною того, что я остался жив, так как, по неумелости повивальной бабки, я родился почти мертвым и только упорные усилия привели к тому, что я увидел свет. Это обстоятельство, причинившее моим родным большую тревогу, послужило, однако, на пользу моим согражданам, потому что мой дед, городской староста Иоганн Вольфганг  Текстор, воспользовался этим поводом, чтобы учредить должность городского акушера и ввести или возобновить обучение повивальных бабок, что, вероятно, послужило на благо многим, родившимся после меня.

В расположенном ниже символическом микрокосме рождения  Гёте,  как видим, планеты действительно стоят «в счастливом сочетании». Подводит  сверхчувственная Луна  противостоящая Солнцу, обещая  склонность к беспокойству и нервозность, нарушение здоровья.

Однако, настоящая  причина   будущей беды, и весьма серьёзная причина, о  которой Гёте знать не мог, заключалась в   конфликте  Сатурна и Урана, предполагающего «несчастные случаи»,  к которым относится  мертворождение. То самое, которое Гёте  едва удалось избежать.

Какова  причина воплощения Гёте?

Символическое рождения произошло в знаке «Скорпион» , судьбой управлял Марс  в Доме «Благополучие»,  однако, вблизи «Злой фортуны», при этом энергия Марса благотворно влияла  на Солнце.

Символ Марса  открывает  картину: «Человеческая душа, жаждущая  нового опыта, стремится к воплощению».

Что понимается просто: властная жажда того, что  увеличит объем и глубинку  соприкосновения и с другими живыми существами».

Таким образом, благополучие судьбы Гёте обязано  властной жажде нового опыта,  желанию испытать и утвердить себя.

Для этого и воплотилась середине XVIII века в Германии душа Гёте под девизом  «Умри, но будь» (Скорпион).   Что в свою очередь притянуло  «Злую фортуну», суть которой  заключалась  в картине – символе «Десять брёвен, лежащих под аркой,  ведущей в тёмный лес». Согласимся, символ заковыристый , малопонятный. И вот его значение: необходимо  закончить предпринятое, прежде чем искать вход в то, что будет найдено за этим.

О чём это? Возможно, речь идёт об известном масонстве Гёте.

Благотворное влияние  энергии Марса на  жизненную энергию Гёте (Солнце), предполагает  мужские качества личности, решительность и волю, уверенность в себе, честность и порядочность, умение применять теорию на практике.  И   всё это делается энергично в виде профессиональной амбиции, крайнем материализме, стремлении к финансовому  успеху, обдуманно, заботясь об ощутимых результатах, когда дела ведутся в одиночку. 

Символический микрокосм рождения Гёте

Гёте — конкурент, желающий превзойти других. Однако, какой-то странный конкурент, для многих необычный .  Это человек с легкой и свободолюбивой душой, не позволяющего давить на себя, людей встречает благосклонно и сам радуется подаркам, наслаждается прекрасными формами и цветами, ароматы духов приводят его в восторг. Это символ Элегантности.

Из Генриха Гейне:

«Гёте своим  ясным эллинским взором  видит всё. Тёмное  и светлое, никогда не окрашивает предметы в цвет собственного настроения и изображает страну и её людей  в их истинном образе – в настоящих красках, как они созданы богом»

«Дева», мало похожая на… «Деву»

Обратимся к содержанию Солнца,  указывающего на качество  жизненной энергии  рожденного  в 5 градусе знака «Дева». Положение  Солнца  как известно определяет психотип человека, то есть в данном случае,  классические черты «учёной дамы»: реализм, педантизм,  критиканство».

При этом конкретный градус  вносит существенную поправку,   рисует необычную для «Девы»   картину: «Человек обнаруживает  присутствие природных духов и  обычно невидимых духовных деятелей».

Что в  свою очередь указывает на открытие  новых  уровней сознания.

Отсюда  берёт начало работа незаурядного воображения.

Рядом с положением Солнца замечаем ЧТ «Продвижение» (17), из чего делаем вывод: продвижение Гёте в творчестве происходит благодаря  появлению новых уровней сознания  и работе воображения (см. ниже рабочий вариант микрокосма).

Обращает на себя внимание, соседство  Солнца  с Чёрной Луной, что может иметь  существенное значение, а именно, деловитость в прошлой жизни, с  вероятными правлениями  эгоцентризма, гордыни и  высокомерия.

Разумеется, от   всего этого в новой жизни Гёте предстояло  решительно избавиться. На это же недвусмысленно указывает картина-символ Чёрной Луны: роковое, подчинение причудам  или желаниям эмоциональной природы.

Этот же тезис находим и в содержании Момента рождения, который указывает на личность, для которой удовольствия могут таить в себе опасность. Эмоции такого человека сильны и нелегко поддаются контролю, а его потребности и увлечения требуют немедленного исполнения. Он любит изящество в движении, искусстве, звуке — все это приводит его в волнение и вызывает восторг. Этот человек пытается контролировать и влиять на других, но, в конечном счете, он может обмануть самого себя. Пусть он будет осторожен. Это символ  Пылкости.

К означенной пылкости и  проявление  её во всём,  отнесём  историю личной жизни Гёте.

Личная жизнь Гёте

Уже в 30 лет Гёте  стал министром при дворе герцога Саксен-Веймарского, его внимания добивались весьма уважаемые в обществе люди. И прежде всего дамы. А что же Гёте?

Читаем:

«И лишь единственной Кристиане Вульпиус удалось завладеть его сердцем на долгие тридцать лет. Их знакомство произошло 12 июля 1788 года в веймарском парке, когда к Гёте неожиданно подошла черноглазая молодая девушка и отдала письмо, в котором её брат просил известного немца помочь ему. Так как писатель занимал важный пост при Государственном совете, он взялся за рассмотрение дела брата молоденькой особы и пообещал той, что сделает всё, чтобы помочь её родственнику. Считают, что именно в тот день Кристиана щедро отблагодарила важного господина, став его любовницей. Произошло это тогда или в другой раз — неясно, однако день 12 июля любовники отмечали каждый год в течение всей жизни»

Кстати, ЧТ врождённое «Сексуальное влечение» (72) открывает картину-символ «Эстафетный бег».  В чём видится ценность соревнования.  О чём идёт речь,  в чём смысл картины?  То ли в стремлении узнать как можно больше и опередить завистливых конкурентов, то ли в забеге пылкого любовника  от одной дамы к другой даме . Автор склоняется к первому предположению, чему свидетельствует Генрих Гейне:

«Удивительно! Уже и тогда Гёте вызывал такое воодушевление, и всё- таки только «наше третье подрастающее  поколение» в состоянии уразуметь его истинное величие… Но подобно то как Гёте, будучи общим достоянием,  доступным рассмотрению всякого, становится для нас лучшим средством познавать людей, так, в свою очередь, и мы можем лучше всего  познать все при помощи  его суждений о всех нам   доступных предметах, о которых высказались  уже замечательнейшие люди»

На натуру и характер Гёте сильнейшее влияние оказывает Сатурн, «заглянувший в лицо младенца » в неподходящий момент. Гёте в неведении погрешил перед истиной, написав, что Сатурн  был не нему «равнодушен». Нет, не равнодушен. Скорее напротив!

От Сатурна следовало ожидать  многое,   блага, но и немилости.  В благах вероятно числится достойное поведение, взятие ответственности, выносливость  в работе, в немилости  «физические страдания и ограничения», которые не могли не проявиться в жизни. Они и проявились, причём самым роковым образом.

Между жизнью и смертью

На долю Гёте выпало событие, до глубины души всколыхнувшее основы личности и жизни. Гёте почувствовал дыхание смерти. В молодости,  «студиус» Гете, искупавшись в холодной воде, «жестоко простудился и оказался прикованным к больничной койке. Недуг обострился длительным питанием всухомятку (Гёте мало заботился о себе), в результате чего открылось сильнейшее кровохарканье. По тем временам, казалось, не оставлявшее надежд на выздоровление. По свидетельству личного врача Иоганна Фридриха Метца, «пищеварение Гете временами отказывалось работать вовсе».  При этом, между прочим, заметим, что слабым  местом здоровья людей — «Дев», как раз и являются болезни  желудка…

Оказавшись между жизнью и смертью, Гёте поневоле задумался о бренности жизни. И задал себе вопрос: «Что же ожидает меня за порогом жизни»? Что в свою очередь породило «болезнь» по имени «мистицизм».  Дело кончилось тем, что Гёте решает заняться изобретением «эликсира жизни» и выходит на дорожку алхимиков. Гёте отдает дань алхимии  не ради любопытства, но во спасение собственной жизни и приходит к мысли: «Чтобы постигнуть это снадобье, сотворить и применить его, необходимо познать тайны природы во всех их взаимосвязях».   Таким образом, «постижение тайн природы»  составило основу занятий Гёте на всю оставшуюся жизнь. Гёте построил для себя мир «довольно причудливый и странный».

Труд. Только труд

Что же помогло Гёте справиться со смертельной болезнью?  Управитель судьбы Марс указывает на чрезвычайно выносливого человека, заставляющего себя упорно трудиться — здоров ли он или болен, с тем, чтобы убрать все препятствия, стоящие на пути осуществления своих желаний. Здесь мы видим соединение умственной, душевной и физической силы — троица, которая проносит этого человека сквозь опасность и самые неблагоприятные обстоятельства. Это символ Упорства.

Но вернёмся к особенности Сатурна. Перед нами картина-символ «Дети, играющие вокруг пяти  песчаных кучек».

Столь мирная и благостная картина  означает первые шаги развития ума, стремящегося настроиться на  более высокий уровень человеческой эволюции.  Таким образом, удивительная  «настройка»   стала проявляться вместе с первым днём рождения Гёте.

На этот счёт любопытен комментарий психоаналитика Дэйна Радьяра:

«Свободный дух истинно научного исследования – только предвестник этого типа ума, который требует посвящения человечеству как целому. Мы видим здесь рост, ориентированный в будущее»

О чём расскажет Плутон?

Плутон,  как и Сатурн,  оказал непосредственное влияние  на формирование характера Гёте. И тоже противоречивое влияние, которое выразилось в «Сотрудничестве Бракосочетания» (ЧТ 28, 76). В микрокосме это место отмечено событием, вхождением Гёте в «Тайный совет». Плутон – причина волевого углубления Гёте в изучение себя самого, проявил  необыкновенные духовные силы самообновления, созидательную волю, необычайные творческие силы,  позволившие изменить как жизнь самого Гёте, так и его окружения на благо общества. Это в позитиве.

Рабочий вариант символического микрокосма рождения Гёте

В негативе энергии Плутона, противясь   энергиям Солнца и Меркурия, благодаря проникновенности ума, предполагают стремление к власти,  когда мысли, высказываются прямо,  не заботясь о том, что подумают окружающие, отчего возникают недоразумения и  ссоры. При этом мысли предположительно склоняют к интригам и коварным методам, проявляют властность и повелительность.

Не случайно в обзоре градуса  Сатурна указывается  на  человека, вовлеченного в жизненные коллизии и борьбу за достижение превосходства. Наделенный стойкостью и проникновенным умом, он прокладывает себе путь, минуя одни преграды, чтобы через некоторое время встретиться с другими, еще большими. И все же такой человек знает, что за всем этим стоит Высшая Сила, которая поддерживает его и которой он может доверять, и он молится за мир посреди войны. Это символ Покаяния.

Но что  откроет картина-символ Плутона?  Оказывается, нечто совершенно иное, парадоксальное, тот самый, заявленный Гёте «мир причудливый и странный». Это то, как «Индейская женщина защищает перед вождём жизнь своих детей».

Символ картины означает  любовь как принцип искупления. Таким образом, Гёте является как бы посредником в постоянном заступничестве ради потерявших путь индивидов. В таком случае, Гёте  является наставником, Учителем.

Итак,  прозвучала  тема «Любовь Гёте». Тема проявлена в ЧТ «Любовь» (8), причём в характере  Гёте, рядом находится ЧТ «Друзья» (48).

Картина-символ  «Любви»  представлена  изображением: «Мать ведёт маленького ребёнка шаг за шагом по крутой лестнице» . 

В символе Гёте видится с необходимостью в любой социальной ситуации помогать , менее развитым справляться с  проблемами, разрешения которых общество требует от своих членов. Что понимается как социальная забота о менее развитых.

На это же указывает и обзор градуса Плутона.

Гёте представлен  носителем идеала истинной справедливости, которая, с его точки зрения, невозможна без чистой и искренней любви. Такому человеку самою Судьбою предписано распространять практические и духовные знания, которые помогут многим людям на всем протяжении их тернистого жизненного пути. Сам он – беспристрастный и великодушный человек, ориентирующийся в делах повседневной жизни на твердые принципы. Это символ Справедливости.

В Доме «Сотрудничество» (VII) привлекает внимание положение ЧТ «Счастье» и «Судьба» (14).  Яснее ясного: Гёте был счастлив в сотрудничестве с людьми.

В этом  и заключалась судьба гениального Учителя,  что, вероятно, соотносится с картиной-символом сотрудничества: «Большой общественный парк» . 

Символ следует понимать как  культивирование  природных энергий для коллективного использования и отдыха.

В святилище оккультного братства

Не менее показательна ЧТ «Профессия» (13) , картина – символ которой открывает следующее:

«В святилище оккультного Братства  вновь посвящаемые  испытываются, проверяется их характер»

Согласно картине-символу, Гёте посвящался в святилище оккультного Братства, его характер проверялся  на владение профессией.  Какой профессией?

«Профессией» духовного вождя человечества, при этом Гёте был обязан в любой момент доказывать  свою ценность, высшую квалификацию. Кстати, содержание ЧТ «Оккультизм» (15)  показательно и красноречиво, обнаруживает картину-символ: «Человек, обладающий большими дарами, чем он может нести». Ключ к картине-символу прост и понятен: одержимость потенциальностью.

Но здесь же  возможно таится опасность, поскольку, на этой стадии эволюции  Гёте   предлагается двигаться осторожно.   Гёте предостерегают от предприятий, которые  выходят за пределы безопасного и понятного.

Признаюсь, и подумать не мог что содержание микрокосма рождения Гёте настолько близко совпадёт с реалиями жизни!

Масонская расписка Иоганна Гете

В одной  из публикаций читаю:

В распоряжение редакции одной известной отечественной газеты в 90-х годах поступил уникальный документ, автор которого вряд ли предполагал, что его когда-нибудь опубликуют на родине — речь идет о масонской расписке великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете.

«Я, нижеподписавшийся,  обязуюсь своей честью и добрым именем, отказываясь от всяких тайных оговорок,  не открывать тайну никому, даже самым близким друзьям и родным, никоим образом и ни в коей мере, ни словом, ни знаком, ни взглядом, ни жестом,  независимо от того, буду ли я принят  или нет, доверенных мне господином надворным и легационным советником   Боде вопросов, касающихся моего приема в тайное общество.

Тем более что меня заверили в том, что в этом обществе не будет предприниматься никаких действий, имеющих негативные последствий для государства, религии и добрых нравов. Обязуюсь также немедленно возвратить полученные мной в этой связи официальные бумаги и письма, сделав предварительно необходимые только мне понятные выдержки. И если в будущем я получу на хранение официальные бумаги ордена, я должен их особо тщательно запереть, приложив адрес сведущего и порядочного члена ордена, с тем чтобы в случае моей непредвиденной смерти они никоим образом и никакими путями не попали в чужие руки.

Все это я обещаю без каких-либо тайных условий и заявляю, что я, являясь честным человеком и желая таким оставаться, не имею никаких обязательств по отношению к другому обществу и не сообщу никому другому тайн, которые мне доверены под секретом».

Веймар, 11 февраля 1783 г. Гете.

Смерть подкралась неожиданно

Весной 1832 года  Гете простудился во время прогулки в открытой карете, и болезнь резко ухудшила здоровье 82-летнего писателя. 22 марта великий поэт умер из-за остановки сердца. Последние слова автора «Фауста»:

«Пожалуйста, закройте окно»

Гёте похоронен  на историческом кладбище Веймара. Это кладбище, больше напоминающее парк, началось с усыпальницы герцогов Саксен-Веймарских. Здесь же находится и усыпальница с надгробиями Гёте и Шиллера. Оба классика немецкой поэзии умерли в Веймаре, и нашли последнее пристанище на этом кладбище».

Александр Херсонов

 


комментария 2

  1. Михаил Александрович Князев

    К чему эта кабалистическая бредятина от автора о гении? Такие вселенские творцы, как Гомер, Шекспир, Пушкин или Тургенев не нуждаются в обрамлении всякими рассуждениями по поводу положения планет. Это не планеты, а они сами определяют бытие и сознание нас, их пытающихся понять, иии восхищающимися.

  2. Александр Иванович Херсонов

    Автор выражает благодарность редакции за творческое участие в публикации.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика