Среда, 01.05.2024
Журнал Клаузура

Один из отцов Севморпути и его арктическая Одиссея…

Про совсем другие таланты всем известного ещё со школы химика Д.Менделеева

«Что за фигура?» — поинтересовался один купец у другого, кивнув на чудака, стремительно вышагивавшего по Гостиному Двору: борода и волосы до плеч, как у попа, а в руке сигара; пальто щегольское, а на ногах копеечные валенки. «Сам ты фигура! — ответил второй купец, издалека почтительно поклонившись странному барину. — Это же известная на весь Петербург знаменитость, чемоданных дел мастер!». «Да нет, — вмешался в разговор третий. — Это же тот барин, что весь Питер напоил горькой. Первый пьяница на всю Россию! Видишь, как одет?».

Однажды кто-то подсчитал: только 9 процентов трудов Менделеева посвящено чистой химии. Химия не мыслилась учёным в отрыве от производства, что расширяло круг его интересов до принципов промышленной политики.

«Сам удивляюсь – чего только я не делывал в своей научной жизни. И сделано, думаю, неплохо»

Д.И. Менделеев

Его 3 раза номинировали на Нобелевскую премию, но так и не дали. Это был великий Дмитрий Иванович Менделеев, которого мы ещё со школы знаем по его периодической таблице элементов, как известно, приснившейся Менделееву во сне ранним утром 17 февраля 1869 года.

Вопреки популярному мифу, Менделееву таблица химических элементов не приснилась. Он сам говорил:

«Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово»

И его таблицу химических элементов 6 лет серьезные химики считали белибердой. В 1865 году Менделеев защищает знаменитую диссертацию «Рассуждение о соединениях спирта с водой». Там нет ни слова не только о водке, но и о крепости в 40% объёма. Так, что Менделеев к созданию современной водки никакого отношения не имеет. Он — создатель метрических таблиц для смешивания спирта с водой, которыми до 1970-х пользовались на всех спиртовых и винокуренных заводах мира.

До появления водки в России пили полугар — хлебное вино, зерновой дистиллят без выдержки в бочках. Крепость его была 38,5%, именно с этой крепости рассчитывался акциз, сначала 4, а потом 5 копеек с градуса. Благодаря алкоголю в казну шла огромная прибыль. Но рассчитывать копейки с половины процента в 1860-х было крайне неудобно, так что министр финансов Российской империи Михаил Христофорович Рейтерн решил для удобства расчётов округлить крепость хлебного вина до 40%. Именно так и появилась современная крепость. Так что, если кого и считать отцом русской водки, то немца Рейтерна. Но во времена министра финансов М.Х.Рейтерна, (кстати, организатора продажи Аляски), рекомендации Менделеева, как экономиста игнорировали.

«…Мы сами должны всё производить…Спор между химиком и писателем»

Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать её богатства в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду… т.е. то, что можно производить самим и даже экспортировать.

Есть интересный пример идеологического противостояния между Менделеевым и титаном Русской литературы графом Львом Николаевичем Толстым, в котором эти два человека рассуждали о будущем России: Менделеев отстаивал позицию технологизации и индустриализации, считал, что мы должны стать индустриальной и научной державой, что мы сами должны всё производить, а не ввозить технологии из-за границы. Лев Николаевич Толстой же настаивал на том, что мы должны нести удел аграрной страны, продавать на экспорт зерно, фураж, лес и так далее, а на полученные деньги закупать всё за границей. Обратите внимание, спору более ста лет, а мы до сих пор так и не определились… то ли самим что-то инновационное делать, то ли ещё нефти продать, а побрякушек туземных накупить. Лично мне, при всем уважении к Толстому, ближе позиция Менделеева.

Неудивительно, что современники долго не признавали Менделеева серьёзным учёным, а лишь талантливым самородком, погубленным собственным неусидчивым темпераментом. Менделеев и, правда, не любил заниматься чем-либо дольше нескольких лет. И когда ему предложили место в лаборатории по исследованию пороха с окладом в 30 тысяч годовых, Дмитрий Иванович отказался: «Буду работать, если станете платить две тысячи! Тридцать тысяч — это кабала, а две тысячи — тьфу! Захочу и уйду». Он ушёл через четыре года и за этот срок изобрёл бездымный порох. После этого химия его мало интересовала, а его научные интересы устремлены в сторону промышленности, экономики, финансов, народного образования. К концу XIX века Дмитрий Иванович становится экспертом, который консультирует русское правительство по широкому кругу научных и народно-хозяйственных проблем: воздухоплаванию, нефтяным делам, бездымным порохам, таможенному тарифу, торговле, освоению морей и океанов, экономической политике государства, реформе высшего образования, постановке метрологического дела в стране, а также по Арктике.

«Арктические льды русского севера, а под ними Гиперборея…»

Плюсы Северного морского пути очевидны, если от Санкт — Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути придется проплыть лишь 14 тыс. км против 23 тыс. км через Суэцкий канал. Экономические выгоды — гигантские.

Менделеев придавал первостепенное значение освоению Севера. Он предвидел, что Север нашей страны со временем будет полон рудниками и скважинами. Там появятся поселения, города и порты. И Северный морской путь станет главной транспортной магистралью этого богатейшего края. Менделеев писал: «Победа над его льдами составляет один из экономических вопросов северо-востока Европейской России и почти всей Сибири, так как лес, хлеб и другие тяжёлые сырые материалы отдалённых краев могут находить выгодные пути сбыта в стране и во всём мире только по морю». О «Северном океане» Менделеев писал: «Победа над его льдами составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока европейской России и почти всей Сибири…». И ещё, он же: «В Ледовитом океане будущая Россия должна найти свои пути выхода… Если мы победили твердыни гор, надо и льды побороть. А около льдов немало золота и всякого иного добра — своя Америка».

В XVIII–XIX веках Арктика была ещё мало исследованной зоной. Но что же так влекло людей в этот суровый край? Конечно, это в основном несметные богатства земных недр. Ведь как раз на территории нынешней Арктики, возможно, когда-то давно существовала мифическая земля Гиперборея, которая, в конце концов, по каким-то неизвестным причинам ушла под воду.

Площадь Арктики составляет 25 млн. км, из них почти половина — площадь морских льдов (около 11 млн. км2 — зимой и около 8 млн. км2 — летом). А название её происходит от древнегреческого слова Артикос — Северный, которое в свою очередь образовано от древнегреческого же Арктос, означающего «медведь». И над её просторами семизвездие Большой Медведицы, никогда не скрывающееся за горизонт.

Гениальный химик Дмитрий Иванович Менделеев писал в своей работе «К познанию России»:

«У России так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо считают лежащею на берегу этого океана. Мои личные пожелания в этом отношении сводятся к тому, чтобы мы этим постарались воспользоваться как можно полнее и поскорее, сперва со стороны достижения Северного полюса, о котором человечество так долго и безуспешно хлопочет, а потом со стороны правильного торгового движения. То и другое возможно выполнить с успехом, если приложить и труд, и разум, и средства в достаточном количестве…»

«Адмирал Степан Макаров, химик Дмитрий Менделеев, барон Ф. Ф. Врангель и их ледокол…»

Жизненные пути адмирала Макарова и Менделеева пересеклись впервые в 1891 году, когда Менделееву довелось выполнять заказ морского и военного министерства на разработку нового типа бездымного пороха. Заказ был выполнен в течение года. Продолжая взаимодействия с С.О. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д.И. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан. Выдвинутая С.О. Макаровым идея этой экспедиции нашла отклик у Д.И. Менделеева, видевшего в таком начинании реальный путь решения многих важнейших экономических проблем: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего Севера.

«Я знаю, как можно достигнуть Северного полюса, но прошу Вас об этом пока никому не говорить: надо построить ледокол такой силы, чтобы он мог ломать полярные льды. В восточной части Ледовитого океана нет льдов ледникового происхождения, а, следовательно, ломать такой лед можно, нужно только построить ледокол достаточной силы. Это потребует миллиона [рублей], но это выполнимо. Что Вы на это скажете?»

С таким вопросом 5 февраля 1892 года контр-адмирал С. О. Макаров после годового собрания Русского географического общества обратился к своему давнему знакомому барону Ф. Ф. Врангелю. В ту пору — инспектору воспитанников Императорского Александровского лицея, в прошлом — военному моряку. Врангель ответил адмиралу, что это, скорее, вопрос технический, но в любом случае «мысль смелая, над которой поработать стоит». А спустя почти пять лет, вернувшись в Петербург после плавания в Средиземное море и на Дальний Восток, Макаров приступил к воплощению идеи в жизнь.

В докладной записке управляющему Морским министерством вице-адмиралу П. П. Тыртову Макаров изложил свой проект завоевания Арктики при помощи ледоколов. Но получил отказ:

«Морское министерство никоим образом не может оказать содействие адмиралу ни денежными средствами, ни тем более готовыми судами, которыми русский флот не так богат, чтобы жертвовать их для учёных, к тому же проблематических задач»

Тем не менее, Макаров добился разрешения пропагандировать свою идею в научных кругах. 8 февраля 1897 года он сделал доклад «по поводу Ледовитого океана» в РГО (российском географическом обществе). В ходе дискуссии, как отмечал в своем дневнике Макаров, её участники «уступили совету дюжинного благоразумия, предложенному Врангелем, а именно, взять задачу пройти [на ледоколе] вдоль нашего [северного] берега и обследовать его».

Спустя полтора месяца в Мраморном дворце, зал которого любезно предоставил президент Петербургской академии наук великий князь Константин Константинович, состоялось экстренное заседание РГО. Его удостоили своим вниманием некоторые члены императорской фамилии и многие высокопоставленные лица. Врангель сделал краткий исторический обзор научных исследований Северного Ледовитого океана, затем выступил Макаров, озаглавивший свою часть лекции весьма амбициозно: «К Северному полюсу — напролом!». Для выступления он приготовил наглядные пособия, карты, модели, чертежи и картины ледоколов того времени.

«Главная цель умело обставленного заседания в Мраморном дворце была достигнута, — писал впоследствии Врангель. — Интерес правящих кругов был привлечён к этому делу, оно дошло до сведения Его Императорского Величества, и Государю Императору угодно было обратить внимание министра финансов, С. Ю. Витте, на проект адмирала Макарова»

В октябре 1897 года по распоряжению С. Ю. Витте была организована комиссия для выработки технических условий, которым должен был удовлетворять будущий ледокол. Её председателем назначили адмирала Макарова. Среди её участников были профессор Д. И. Менделеев (от министерства финансов) и барон Ф. Ф. Врангель (в качестве специалиста по океанографии).

«Постройка ледокола «Ермак» в Англии…»

В ноябре 1897 года Император Николай II согласился ассигновать 1,5 миллиона рублей на постройку ледокола и комиссия во главе с адмиралом Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие. В качестве консультанта был приглашен Отто Свердруп.

В ходе разработки технических условий и рабочего проекта Д.И. Менделеев вместе с С.О.Макаровым предложили применить нефтяное отопление главных котлов ледокола взамен угольного. Это позволило бы более выгодно использовать выделяемые для хранения топлива помещения на ледоколе и значительно расширило бы район плавания судна. Однако эта идея не была осуществлена из-за неподготовленности нефтяных баз на севере России и консерватизма ответственных лиц министерства финансов.

24 декабря 1897 года Макаров подписал с фирмой Армстронга в Ньюкасле (Англия) договор на постройку ледокола «Ермак». За ходом работ он предложил наблюдать Врангелю, который в это время уже был в отставке и не имел служебных занятий. Тот охотно согласился, но министерство финансов отказалось выдавать суточные, без которых Врангель не мог прожить почти год в Англии. Так что надзор за постройкой «Ермака» был возложен на финляндского инженера Янсена. Такое решение устроило и Врангеля, о чём он через два года писал Макарову: «…На постройку я ни в одном существенном вопросе влияния бы не имел, был бы скомпрометирован неудачей и, выступая за полярные ледоколы, говорил без нравственной воли, как лицо заинтересованное. Уже моё согласие было ошибкой». Таким образом, «задним числом» Врангель признал, что, не будучи инженером-кораблестроителем, не мог быть полезным Макарову в деле постройки «Ермака».

«Ледокол «Ермак» в России…»

19 февраля 1899 года приемочная комиссия под председательством Макарова приняла ледокол «Ермак» в Ньюкасле и он поднял на ледоколе русский торговый флаг. Кстати, название «Ермак» ледоколу было присвоено по решению Николая II.

Внешний вид, габариты и оснащение корабля впечатляли даже бывалых мореходов: длина 93 метра, водоизмещение 8 тысяч тонн, четыре паровые машины по 2500 л.с., 44 водонепроницаемых отсека, центральная спасательная магистраль, все жилые помещения были теплоизолированы. Ледокол «Ермак» имеет заостренный нос и наклоненный форштевень, позволяют ледоколу вползать на лёд и ломать его своей тяжестью, проломанные льдины раздвигаются корпусом в стороны. Если лёд очень толстый, то в носу судна заполняют водой специальную цистерну, что увеличивает силу, разрушающую лед. Когда воду из носовой цистерны перекачивают в кормовую цистерну, нос ледокола задирается, и он сползает со льда задним ходом, затем разгоняется и снова вползает носом на лед. Если ледокол застрял во льду, то он может освободиться, накреняясь то на один, то на другой борт, при попеременном заполнении балластных бортовых цистерн. Почти 100 человек на борту «Ермака» работали кочегарами. Котлы, вырабатывавшие пар, работали на угле. Огромные угольные бункеры занимали пол длины ледокола: автономность плавания была 4400 морских миль, а круизная скорость по воде составляла 12 узлов.

21 февраля 1899 года «Ермак» вышел в море и направился в Кронштадт, куда с триумфом прибыл 4 марта. Весной того года «Ермаку» ещё не раз пришлось демонстрировать свои «бойцовские» качества: в период с 15 по 21 марта он вывел в море 29 пароходов, застрявших во льдах Финского залива. В связи с этим Врангель писал Макарову:

«Не могу воздержаться от выражения радости Вашим успехам. Какое счастье «для дела», что замерзли пароходы у Ревеля, что настал лютый мороз, задул свежий ветер, и что при этих-то обстоятельствах юный витязь «Ермак» показал на весь мир свою мощь и добрый нрав. Теперь может случиться и какая-нибудь «осечка», всегда возможная в новом деле, и уже заглушить его никакая «шушера» не сможет…»

«Ледокол «Ермак» достиг Шпицбергена»

На этом ледоколе русский учёный-моряк Макаров начал смелый штурм центральной части Арктики. Первый пробный поход адмирал совершил летом 1899 г. Ледокол достиг Шпицбергена, где встретил мощные ледяные поля. Он сделал несколько попыток пробиться через многолетний торосистый лед, но получил пробоину в носовой части и вынужден был идти в Англию, в Ньюкасл, чтобы стать на ремонт. «С наступлением лета «Ермак» направился в Ледовитый океан, и с первого же входа во льды обнаружилось, что он, вопреки мнению многих, может справляться и с полярными льдами. «Ермак» прошёл 230 миль в условиях, в которых другой корабль не мог бы тронуться с места; но корпус ледокола оказался недостаточно крепок для борьбы с полярными твердынями…», — писал С.О. Макаров. Как ни пытался Макаров, его судно было недостаточно мощным, чтобы преодолевать льды высоких широт Арктики. Пределом для ледокола стали 81 градус 28 минут северной широты. Недоброжелатели адмирала злорадствовали.

Стоивший империи 1,5 млн. рублей ледокол «Ермак» практически мгновенно окупил себя. Зимой 1899 года во время метели на мель у острова Гогланд сел новейший броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Если бы не «Ермак», корабль стоимостью 4,5 млн. рублей получил бы существенные повреждения. Позже ледокол еще неоднократно будет спасать самые разнообразные суда. «Ермак» прошел через три войны — Японскую, Первую и Вторую мировые — и служил на Крайнем Севере более 60 лет! Только лишь в 1963 году его списали.

«Разногласия между Макаровым и Менделеевым»

В первом же полярном рейсе Д. И. Менделеев хотел пройти через Северный полюс в Берингов пролив, поскольку он полагал, что Северный морской путь должен быть проложен в высоких широтах. Основной упор, по мнению Д. И. Менделеева, должен быть сделан на изучении Центральной Арктики. С. О. Макаров же считал главным местом экспедиции — Карское море, что было важно для развития торгового мореплавания к устьям Оби и Енисея. Изучение же высоких широт в экспедиции С. О. Макаров считал второстепенным делом и полагал возможным идти к норду на сколько позволят обстоятельства. Таким образом, главное разногласие двух величайших исследователей заключалось в маршруте, а стало быть, в задачах экспедиции.

Вторым разногласием был вопрос о тактике движения во льдах. С. О. Макаров полагал, что нужно штурмовать льды напролом, и это было его заблуждением. Д. И. Менделеев же считал, что мощные льдины надо обходить и только тогда, когда обойти их невозможно, нужно взрывать торосы, используя для этого изобретённую им смесь угольной пыли с жидким воздухом.

И, наконец, третьим разногласием был чисто организационный вопрос. Макаров считал, что все административные и научные вопросы должен решать начальник экспедиции. По мнению Менделеева, научная группа должна была решать научные вопросы самостоятельно и руководитель научной группы должен иметь равное с начальником экспедиции право в выборе маршрута. Некоторые исследователи считают, что Менделеев хотел быть начальником экспедиции, но это не соответствует истине. Менделеев неизменно подчеркивал, что адмирал Макаров — инициатор постройки ледокола и экспедиции в Арктику.

«…Дело считаю Вашим, а себя лишь преданным и готовым к услугам»

В апреле 1899 года Менделеев подал рапорт об увольнении от экспедиции.

Характерна запись, сделанная Макаровым в своей записной книжке после того, как Менделеев из-за разногласий отказался от участия в экспедиции: «Менделеев ушёл, так что некому говорить доброе слово». После размолвки с Макаровым Менделеев продолжал пристально следить за опытным плаванием ледокола и не упускал малейшей возможности помочь Макарову в борьбе с недоброжелателями. Когда недоброжелатели травили Макарова, Менделеев писал:

«Ермак» успешно может бороться со льдами небольшой толщины, и я полагаю, что этого более чем достаточно для того, чтобы пробовать проникнуть на этом ледоколе в неведомую страну, окружающую полюс, а затем к Берингову проливу»

«Проект Менделеева — специальный экспедиционный ледокол…провалился»

Не согласившийся с адмиралом Макаровым в вопросах выбора маршрута полярной экспедиции на «Ермаке» и общего руководства ею, Менделеев наметил на 1901–1902 гг. проведение собственной высокоширотной научной экспедиции. Для этого он приступил к разработке проекта специального экспедиционного ледокола, способного форсировать тяжёлые ледовые перемычки и преодолевать лёд средней сплочённости. В докладной записке графу С.Ю. Витте «Об исследовании Северного полярного океана» от 14 ноября 1901 года Менделеев писал о маршруте, который сегодня называется Северным морским путем (Севморпуть):

«Экспедиции, снаряжённой Петром Великим, — под командою Беринга — человечество обязано открытием пролива, разделяющего Старый Свет от Нового и соединяющего Великий океан с Ледовитым, в котором русские казаки и промышленники уже давно плавали по берегам. Отсюда ведут своё начало славные попытки XVIII и XIX вв. — найти северо-восточный или северо-западный проход из Атлантического океана в Тихий, чтобы соединить кратчайшим водным путём две северные половины земного шара, подобно тому, как это есть в высоких широтах на южной половине земли»

Менделеев обращал внимание министра, что через Северный полюс два раза короче, чем вдоль северного побережья, во — вторых, что в летние месяцы центральная часть Арктики свободна ото льдов. Поэтому ледокол может найти себе путь, свободный от океанского льда. Если же встретятся заторы, то их можно устранить с помощью взрывов. Учёный просил дать на лето 1902 года в его распоряжение ледокол «Ермак», который он предлагал приспособить для полярного плавания. Для этого перевести котлы на жидкое топливо, сократив число кочегаров и утеплить помещения на случай зимовки во льдах. Менделеев был полностью уверен в успехе экспедиции и даже намеревался взять в плаванье жену Анну Ивановну и сына Ивана. Для ученого это было сокровенное дело. Арктической экспедицией Менделеев надеялся поставить восклицательный знак в финале своей биографии.

Считая ледокол «Ермак» вполне пригодным для арктических исследований, Менделеев обратился к министру финансов с просьбой разрешить ему предпринять новую экспедицию в Арктику на «Ермаке». «Завоевав себе научное имя, — писал он, — на старости лет я не страшусь его посрамить — пускаясь в страны Северного полюса… Не откажитесь ещё раз испытать на «Ермаке» то, что давно занимает ум пытливых людей всего света. Ведь мною руководит лишь надежда на конце жизни ещё послужить на славу науки и на пользу России в таком предприятии, где приобретённый опыт в жизни и в науке найдёт полное применение… Желать истинной, то есть с помощью кораблей, победы над полярными льдами Россия должна ещё в большей мере, чем какое-либо другое государство, потому что ни одно государство не владеет столь большим протяжением берегов в Ледовитом океане. Здесь в него вливаются громадные реки, омывающие большую часть империи, мало могущую развиваться не столько по условиям климата, сколько по причине отсутствия торговых выходов через Ледовитый океан. Победа над его льдами составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири». Это письмо вернули Д. И. Менделееву, отказав не только в средствах, но и в рассмотрении проекта…

Планам Дмитрия Ивановича сбыться было не суждено. Не найдя поддержки у великого князя Александра Михайловича, он сжёг экземпляры своего проекта в камине. К счастью в архиве была найдены записки и примечания автора. Д.И. Менделеев продолжил обоснование необходимости исследования и использования Северного морского пути в своих работах «Заветные мысли» и «К познанию России». Менделеев разработал энергетическую установку для ледокола, состоящую из паровой машины, генератора электрического тока и электродвигателя, работающего на гребной винт. Полярная экспедиция Менделеева не состоялась. Ледокол не был построен. Да и здоровье великого учёного стало сдавать. За несколько часов до смерти, задыхаясь, Менделеев просил, чтобы ему прочитали вслух книгу Жюля Верна о путешествии на Северный полюс. Он до последних своих минут мечтал о плавании по Арктике.

«…6 апреля 1860 года из Ливерпульского порта отплыл бриг «Форвард» с восемнадцатью членами экипажа на борту. Но ни во время отплытия, ни даже долгое время после него никто из них не знал ни цели плавания, ни даже имени капитана. И лишь углубившись далеко в арктические воды, моряки узнали, что руководит экспедицией знаменитый мореплаватель Джон Гаттерас, поставивший себе амбициозную задачу стать первым человеком, достигшим Северного полюса…Во время стоянки во льдах, не выдержав испытания холодом и не веря в успех экспедиции, большинство матросов взбунтовалась, сожгли корабль и уплыли обратно на захваченной лодке.»

Жюль Верн «Путешествия и приключения капитана Гаттераса»

«А могло бы не быть ни Цусимы, ни гибели «Варяга»…»

Невозможность переброски военно-морского флота через Арктику привела к катастрофе во время русско-японской войны. В 1904 Япония напала на Россию без объявления войны и потопила многие русские корабли. Дальний Восток остался без флота и туда решили отправить большую эскадру Балтийского флота. Менделеев опять предлагал отправить её через Северный Ледовитый океан, но технических возможностей «Ермака» явно не хватало. Англичане, союзники Японии, не разрешили проводить эскадру через Суэцкий канал. Пришлось отправить эскадру вокруг Африки. После долгого утомительного пути эскадра была перехвачена японским флотом и уничтожена около небольшого островка Цусима.

Окажись к тому времени обстоятельно исследованный и освоенный для плавания Северный Морской путь (СМП), то, глядишь, и не попала бы наша славная Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З.П.Рожественского в агрессивные лапы самурайского адмирала Того; не было бы Цусимы; не было бы геройской гибели «Варяга» и других затонувших кораблей. Да и обстановка в мире была бы совсем другая.

Опять же сошлюсь на слова Д.И.Менделеева: «Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша, вероятно, прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое (Северное) море, и Цусиму».

Арктика всегда была и остается для России важнейшим стратегическим регионом. Стоит лишь взглянуть на карту и оценить протяженность береговой черты в заполярных регионах. Что такое Арктика и для чего она нужна, сегодня этот вопрос просто не уместен. Поражение России в войне с Японией заставило правительство царской России по-новому взглянуть на проблему освоения Северного морского пути, в том числе для переходов военных кораблей. Еще в 1904 году на это обратил внимание известный исследователь Арктики Леонид Львович Брейтфус. Он заведовал гидрометеорологической частью управления Севморпути, был главным его гидрографом. Создавал первые полярные станции в Карском море. Так вот он отметил, что, пока моря Северного Ледовитого океана не будут изучены в гидрографическом отношении, а также оборудованы навигационными знаками, телеграфом, портами-убежищами и угольными складами, говорить об использовании Северного морского пути в военном отношении не приходится.

В начале Русско-японской войны Менделеев предлагал Северным морским путём перебросить балтийскую эскадру на Дальний Восток, к местам боевых действий. Идея оказалась слишком смелой для того времени. В реальности осуществить нечто похожее нашему флоту удалось только в 1936 году. Выходит, что Менделеев один из отцов Северморпути.

Эпилог

11 января 1907 года Менделеев вышел в лютый мороз, плохо одевшись, чтобы встретить министра промышленности и торговли Д.А.Философова (1861-1907), кстати, своего ученика, служившего в правительстве Витте с 28.10.1905 года по 24.04.1906 в должности государственного контролёра, а министром – до 6.12.1907 года, то есть до самой смерти. Слабая простуда перешла в воспаление лёгких, фактически уничтоженных непрерывным курением, что, в конечном итоге, повлекло за собой смертельный исход. Д.И.Менделеев умер утром 2 февраля 1907 года в 5 часов 20 минут. На Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга, где он нашёл упокоение, студенты-технологи провожали его в последний путь, неся в руках большую доску, на которой была изображена периодическая таблица химических элементов.

Надежды Менделеева не пропали даром. После его смерти был открыт новый архипелаг — Северная Земля. Можно только вообразить, как бы он ликовал, узнав об этом! В 1977 году атомный ледокол «Арктика» впервые совершил рейс к Северному полюсу. Мечта Менделеева сбылась. Именем Менделеева полярники назвали подводный хребет в Северном Ледовитом океане, который расположен по соседству с хребтом Ломоносова.

Евгений Татарников

Источники:

  1. Г.Н. Змиевской: «Роль Д.И. Менделеева в освоении северного морского пути»

  2. Д.И. Менделеев «Об исследовании Северного полярного океана»

  3. Козлов Иван Александрович «Краснознаменный Северный флот»

  4. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (6410) от 29.03.2019 «К Северному полюсу — напролом!».

 


комментария 2

  1. Владимир прокопьевич Безбадченко

    в редколлегии Словаря Брокгауза и Ефрона был.А в наше время ему было бы тяжко. Не вошёл бы в рыночные отношения!

  2. Инга

    Какое счастье листать страницы нашей великой истории, вспоминать дорогие имена людей , следовать за ними, сопереживать , радоваться и удивляться их мужеству преодолевать неизбежные трудности во благо Отечества и побеждать! Сердечное спасибо автору статьи за интересный рассказ и и тепло, которым Вы его наполнили.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика