Понедельник, 06.05.2024
Журнал Клаузура

Когда священник говорит: «Нет царствия Божия на земле»…

На 46-м Международном московском кинофестивале – скандал. Священник Чиприан Мега из Румынии (Отец Киприан Мега) 21-го апреля показал свой третий игровой фильм — » 21 рубин» в пресс-центре ММКФ, после чего в Румынии разразилась тотальная «вонь» в прессе. Высказались все, кому не лень, даже «желтая пресса»: КАК?! Он в Москве показал фильм о коррупции в сегодняшней Румынии — сегодняшней России?!»

И это тогда-то, когда журналисты в его фильме юморят:

«Назовите мне вескую причину, чтобы сегодня кто-то захотел говорить в Румынии по-русски»…

А в фильме –  постсоциалистическое пространство то есть примерно, как и у нас, и у народа после  обрушения социализма, шок не проходит, – от того, что построенная его потом и кровью страна и экономика попала в собственность горстки «бойких граждан» (можно сказать, прежней гос- и парт- элиты), а людям остались только их старые кровати и курятники в деревне, а страна  уже «ложится» под  отвратно-ковбойской внешности и манер «посланника» с Запада (как бы Байдена), и вертикаль власти пронизана  старыми связями, –  ведь не это ли признак посетившей наше «монархическое» общество «демократии», насаждаемой заезжими «советниками-ковбоями» с заокеанского Запада, у которых «пальцы веером»? — И у них там, в «родине драконов»,  — все более ярко, потому что  Румыния  (Ромэния) – страна маленькая, со всех сторон зависимая: от шенгена, от католического Рима, от прямого сообщения с США по воздуху.

И без коррупции  (то есть прочных связей по всей вертикали власти, как это показано в фильме, – увы, пока невозможно, – иначе как скрепить «вертикаль»? Как руководить страной в «эпохи перемен»?!

Одновременно в фильме идет прием юношей в главную православную семинарию Румынии, и тоже в тесной «взаимосвязи» со старым руководством (которое олицетворяет нынешний Мэр маленького города, от которого «выдвигается» в семинарию молодой человек,  – мэр, который в прошлом был и   в самых высоких «эшелонах» по четыре срока, и в Госсовете служил, который выжил со своим незаконченным средним образованием при всех режимах и понимает, как «работает система». А семинария «берет» в основном при «финансовой поддержке» родителей в виде «пожертвований» в белом конверте  — но пачками банкнот.  Короче, и духовная смена готовится из «понимающих» ,»сообразительных», и — «не надейтесь найти демократии в православной церкви!!!» — как говорит в начале сытного мясного ужина на Страстной неделе тучный иерарх, не снимая креста и рясы. (показать такое в России сегодня — у кого бы рука поднялась? И у нас «нет демократии в церкви», как «нет в христианстве ни иудея, эллина»!  (У нас есть еще и Министерство культуры, с его «невыдачей прокатных удостоверений» под влиянием тех или иных официальных мнений и уголовных статей…)

На что все направлено? На то, что каждая соцгруппа готовит себе «достойную смену» (в зависимости от орг. ресурсов и «пожертвований»).

В фильме «21 рубин» переплетаются одновременно три линии судеб. Одна — средней румынской рабоче-крестьянской семьи, в которой отец без работы, мать хочет ребенка, а старший сын хочет поступить в семинарию и стать священником, таким же честным, как его наставник — старый сельский священник отец Алексий Косма (отсидевший 12 лет в тюрьме за «непослушание» иерархам и коммунистическому режиму, и теперь — один из возможных свидетелей в деле о… коррупции в православной румынской церкви). Дальше у нас уже можно не продолжать?…

А молодая и честная прокурор пробует вскрыть коррупционный «нарыв» и — сама попадает под следствие «по команде сверху» и лишается работы, ибо! И в современном «движении к демократии» в государстве, как и в церкви, «демократии нет», а есть «послушание» — на тром стоим. А кто не слушается, как старый  сельский священник Алексий Козьма, тот «садится» лет на 12. Народу остаться только плакать: «опереться» не на что, не на кого, ибо «честь перед Богом» уходит из норм морали всего общества, а «сверху» демократически откровенно рассуждают: «кто стремится во власть, должен уметь продаваться». А непродающиеся в верхние эшелоны «смотрящими» за ситуацией Штатами и Римом «не впускаются».

Фильм-зеркало, фильм-памфлет, динамичный, сатиричный без перегибов, — но, как говорила моя дипломная руководитель, «Эпоха перемен – не время для сатиры и юмора…». Многие моменты фильма в сегодняшней «примолкшей» и «легшей на дно» России вызывают уже не смех, а стон, — ибо мы видим перед собой «свет в конце тоннеля», который оказывается «зеркалом света прошлого» у нас за спиной. Только о том, что мы видим, рассуждать «не принято» – в православной России, где церковь и государство в тесной консолидации, это данность. А кто не впишется,  извините, «отойди и не мешай». Поэтому у нас все пока «тихо»: «Россия — страна царедворцев», как  и 200 лет назад, как еще в 1839 году сказал французский путешественник-писатель Де Кюстин, бывший  французский посланник, автор великой книги «Россия в 1838 году». С тех пор мало что изменилось. Практически изменилась только одежда.

И вот в Румынии «кипит и плещет», — а съемочной группе — фильма — предстоит возвращаться домой…. И из гостиницы после показа на большом экране (мировая же премьера) – в Зале №1 к/ц «Каро-Октябрь» – тоже выселят на следующий день. Не из политических соображений, а просто по традиции ММКФ  – бесплатное проживание в главном отеле фестиваля только до мировой премьеры, дальше – за свой счет.  23 апреля, при полном зале отец Киприан, Мега в светской одежде, пиджаке, брюках и водолазке, сказал:

«Эта ажиотация вокруг фильма началась еще месяц назад, но главное началось вчера, после нашего пресс-показа. Одно из самых влиятельных изданий Румынии написало: «Режиссер Мега прошел по красной ковровой дорожке, которая пропитана кровью!» — Мы особенно не радуемся, потому что нам туда возвращаться… Но мы уверены, что и здесь, в России, дела обстоят по-другому. Это вечная картина, как старое стертое тело… Мы приехали сюда, чтобы сделать месседж миру… Мы не дебютанты на этом фестивале… Этот фильм — мой посыл к Человечеству: мы все вместе движемся в очень негативном направлении, и если не остановимся немедленно, мир погибнет. Из отечественной прессы я сегодня «выжал» главное: что  я «идиот, который служит Путину». Так что, желаю Вам приятного просмотра»!

Эпиграфом к фильму выбрана цитата из Послания Апостола Павла: «… мы частично знаем и частично проповедуем». (Вольный перевод)…

Марина Копылова,

член Гильдии киноведов и кинокритиков СК РФ,

член Жюри российской кинопрессы ММКФ 2021 года.

 


1 комментарий

  1. Константин+Николаевич+Севостьянов

    Ничего странного и удивительного фильм нам не открых-бандитско-0лигархический империализм везде и всюду похож как две капли воды…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика