Новое
- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Равнение на регионы: названы лауреаты Программы «Лучшее для России. Развитие регионов»
- Молодым талантам и творческим людям — возможность прославиться
- Валерий Румянцев. «Трудные дни». Рассказ
- Александр Балтин. «Шок, смешанный с ужасом». Рассказ
- Шедевр постановки пьесы «Материнское сердце» в БДТ, и современная школа
Победительный мир Ники
03.02.2023Несколько раз в месяц со всей Москвы (а еще из Подмосковья, и даже из других краев России) ценители и любители искусства театра – и профессионалы сцены, и специалисты и мастера из других сфер искусства и культуры, критики и журналисты и «простые зрители» стремятся в один из больших домов на Садовом кольце, недалеко от метро «Смоленская». Они спешат в уникальный Домашний театр «НикинДОМ» — режиссера, театрального педагога и актрисы Ники КОСЕНКОВОЙ. Их ждет здесь чудо – чудо преображения обыденной житийности в яркий неповторимый сценический образ… словно возникающий из другого пространственного измерения. Душа, ум, руки, мастерство Ники Косенковой создают этот образ.
Да, я пристрастен. И даже не каюсь в этом. Пропустить встречу с Никой – глупость и большая потеря. Тем более, когда собирается такая компания! Разговор после спектакля может начаться с чего угодно – с изготовления плова, засолки огурцов, высадки рассады, подбора завязок к шляпе и башмакам… да просто с того, что, сев на гвоздь или кнопку, надо все равно сохранить лицо и сняться с гвоздя весело и элегантно. Но непременно в центре внимания окажутся глубинные житейские основы, примеры высокого полета души, обмен знаниями, обсуждение тончайших нюансов мастерства и целей творчества, сложнейших и противоречивых моментов бытия.
Мастер-классы, которые проводит Ника, с нетерпением ждут в самых разных и весьма отдаленных от Москвы местах – в театрах, в культурных центрах, на театральных фестивалях и семинарах. Ее имя знают и с восторгом произносят во многих странах. Как мастер, педагог и режиссер Ника популярна далеко за пределами России. В иные земли она неустанно несет культуру нашей России, богатство ее традиций и основ и достижений – в том числе искусства сцены и российской литературы. Наверное, это можно назвать и так – это ее высокая ее миссия. Но пока представить Нику.
Вероника Александровна КОСЕНКОВА — заслуженный деятель искусств РФ, как уже выше сказано: режиссер, педагог, актриса; автор оригинальной системы воспитания голоса «МЕТОНИКА» — от упражнений по гигиене голоса до конструирования логически выстроенной речи и умения наиболее адекватно выражать индивидуальность говорящего. Руководитель Международной театральной лаборатории Мастерская Ники Косенковой. Преподаватель ораторского искусства в Институте Журналистики и Литературного Творчества. Почётный член Шекспировской комиссии. Худ. рук – директор Домашнего театра «НикинДОМ». Преподает ораторское искусство в МГУ и в Высшей школе деятелей сценического искусства «Школа Г. Г. Дадамяна». Руководитель семинаров по раскрытию личности в движении «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ». В ГИТИСе, на факультете менеджмента сценических искусств ведет семинар «Ораторское искусство для театроведов и театральных менеджеров». Консультации по технике речи и голосоведению проводила более чем в 80 городах России в оперных, драматических, музыкальных, кукольных театрах (и продолжает проводить такие семинары от Великих Лук до Махачкалы, от Центральной Росси до Сибири и Новошахтинска). Проводила мастер-классы и тренинги по риторике, ораторскому искусству, голосовому имиджу для политиков, телеведущих, для крупных бизнес-компаний. Вела мастер-классы, семинары и тренинги для студентов и специалистов театра, а также для менеджеров и сотрудников бизнес-компаний во многих странах Европы и даже в Северной Африке. Но подробнее обо все этом несколько далее.
Родилась Ника Косенкова за месяц до Великой Отечественной войны – в Ташкенте, в конце мая 1941 года. Ника – из семьи потомственных дворян-офицеров, служивших в Средней Азии. Ника впитала не только основы и корни русской культуры – но и многое переняла и усвоила от культуры и искусства тех краев, где выросла. Впоследствии это привело ее к глубокому изучению и постижению древнейших основ многих культур и цивилизаций, мистериальных основ любой культурной традиции. И эти знания питали разработки Ники Косенковой при создании ее уникальной системы «Метоника».
Ника Косенкова закончила Ташкентский театрально-художественный институт (1964) и Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе (Москва, 1976). Прошла стажировку в школе К. Линклейтер «Shakespeare and Ko» , (Бостон, США) и в лаборатории «Рой Харт-театр». Поставила более 50 спектаклей (в России, США, Франции, Марокко, Македонии), многие из которых — участники и лауреаты различных отечественных и зарубежных фестивалей. Руководила мастер-классами по искусству публичного общения в России, Франции, Швеции, Дании, Швейцарии, Польше, Германии, Югославии, Бразилии, Англии. В театре и в кино сотрудничала с такими режиссерами, как: Валерий Вальховский, Тенгиз Махарадзе, Борис Морозов, Феликс Берман, Наум Орлов, Владимир Гурфинкель, а также Паскаль Ларю, Ришар Мартен, Ги Симон, Фернан Гарнье и др., включая работу с актерами Питера Брука. Элем Климов позвал Нику для работы с актерами над речью в фильме «Иди и смотри» (1983 г.) Петер Штайн увидел однажды по телевизору сюжет о гастролях в Швеции театра «Тембр» Ники Косенковой и пригласил ее для работы над речевой партитурой в проекте «Орестея» (1993 г.) Интереснейшие спектакли поставиля Ника в своем Домашнем театре «НикинДом», в том числе — и моноспектакли «Так и живу» по стихам Таты Сельвинской, «Конец Казановы» по М. Цветаевой и др. Тата Сельвинская, замечательный художник-сценограф и не менее интересный поэт, дочь поэта Ильи Сельвинская с гордостью несла звание главного художника театра «НикинДом»; ее картинами были оформлены многие спектакли Ники в этом театре. Когда Таты не стало, Ника создала в своем домашнем театре мемориальный уголок Таты Сельвинской…
В 1986 г. Ника Косенкова создала Театр-лабораторию «Тембр». Здесь поставлены «Страсти по Шекспиру» (спектакль-коллаж, 1987); «Слово о полку Игореве» (драматическая симфония для гласов на древнерусском языке, 1988); «Не оглядывайся, Эвридика!» (опера для хора и двух флейт на музыку С. Голыбиной, по поэме К. Скуниекса в переводе Ю. Даниэля, 1991); «Три сестры» (спектакль на русском и французском языках, совместно с театром «Анфюмере», Франция, 1993). Спектакль «Слово о полку Игореве» стал участником всероссийских театральных фестивалей и Международного фестиваля «Театральная мастерская» (г. Лондрина, Бразилия, 1991). Спектакль «Три сестры» — участник Международного театрального фестиваля “Европа-Азия” ( Ташкент, 1993). Театр-лаборатория «Тембр» гастролировал в Швеции, Дании, Польше, Франции, Швейцарии, а также в городах России. В 1998 г. Ника осуществила первую в Африке постановку произведений А. Пушкина «Пути Поэта (Арабский Пушкин)» на французском, арабском и русском языках — спектакль в Королевском театральном институте (г. Рабат, Марокко). Руководитель Международной театральной лаборатории “Мастерская Ники Косенковой” и интернационального культурного проекта «Пушкин без границ». Среди его постановок — «Хитроумные истории г-на Пушкина» (1994): моноспектакль для детей и их родителей на французском языке в исполнении Жан-Люка Бансара (Франция, г.Лаваль, Театр «Ле Тирруар»); спектакль дважды участвовал в Международном театральном фестивале в Авиньоне (Франция). Премьера постановки «Жест менестреля» с актером Даниэлем Тросэк прошла в Русском культурном центре в Париже (1996 г.). Спектакль «Дуэт с Пушкиным» — коллаж на французском языке по стихам и письмам поэта, был поставлен на актера Филиппа Сент-Пьера. В 1000 году премьера была показана в Гренобле и Москве и участвовала в фестивале в Авиньоне.
Ника Косенкова активно знакомит зарубежных зрителей с деятелей сцены с великими произведениями русской культуры. А россиян – с творческом мастеров сцены других стран. И потому важную часть в режиссерском творчестве Ники занимали интернациональные постановки. Среди них — «Перпетуум Чехов», франко-русская постановка, Москва-Гренобль (2002), «Гамлет», франко-русская постановка (2004) и «Пушкинский треугольник» — спектакль Пети-Театра (Франция, г. Гренобль) и Международной театральной лаборатории (Россия, Москва). Среди режиссерских работ Ники в нашей стране немало и сценических первопрочтений. Например, «Феникс. Конец Казановы» по М. Цветаевой (Московский областной театр драмы, 1979) — первая в мире постановка драматургии Цветаевой и «Стакан воды. Песни ХХ века» в Московском театре на ул. им. 25 октября — первая постановка пьес Л. Петрушевской на профессиональной сцене (1978 г.). А еще выпуск двойного винилового альбома «И войско песен поведу…» (1986-87) — первый в мире опыт художественного осмысления стихов В. Хлебникова. И «Я ничего не помню» А. Миллера в переводе С.Макуренковой (1997) в исполнении Людмилы Чурсиной и Юрия Шерстнева — первая в России постановка пьесы.
Преподавательская деятельность Ники Косенковой также включает в себя интернациональную составляющую. Помимо преподавания в театральных вузах — мастер-классы: в России, Швеции, Франции, Швейцарии, Бразилии, Польше, Дании, Англии, США, Югославии, Широчайший культурологический спектр тематики мастер-классов: “Голос и А. Чехов”, “Музыка пушкинского слова”, “Б. Брехт и актерская техника”, “Шекспир и голос актера”, “Система Станиславского и работа над голосом” и др. Мастер-классы в рамках Международного симпозиума “К.С. Станиславский вменяющемся мире” (Москва), Международного фестиваля “Ярмарка искусств” (Новосибирск, 1996) и др. Демонстрация методики в балетной школе “Рудра” под руководством М. Бежара (Лозанна, Швейцария). Мастер-классы “Откуда растет голос” и “Дуэт тела и звука” в рамках Международного фестиваля уличных театров СНГ и стран Балтии “Бумборамбия” (г. Кузнецк, 20-27 августа 2000). Мастер-класс в рамках Вавилонского театрального фестиваля (сентябрь 2000, Ирак).
О работах В. Косенковой написано около 500 статей на русском, французском, английском, португальском, шведском, датском, арабском языках. Ее профессиональной деятельности посвящены главы в книгах: Francine du Plessix Gray. Les oubliеes de la Perestroika (Paris, 1990); M. Shevtsova. Theatre and Cultural Interaction. Sydney Studies (1993); М. Князева. «Никин дом» (М., 1998) и др.
И вот что еще нужно непременно отметить. И на фестивалях, и непременно в Домашнем театре «НикинДом» после спектаклей Ники проходят горячие, заинтересованные обсуждения увиденного. В них участвуют и зрителя, и сама Ника, и артисты спектакля. Разговор, как правило, выходит далеко за рамки сюжета спектакля и впечатлений от него. Говорят о жизни, об искусстве, о бытийных проблемах. Вот такой разговор за чайным столом проходит каждый раз после показа нового спектакля Ники Косенковой в «НикинДоме» — «Голоса Жанны». А по другому и быть не может! Потому что Ника из тех мастеров, которые умеют преобразовывать и развивать других людей. Она не просто «преподает мастерство». Да, она строгий и требовательный режиссер и педагог. (Но столь же требовательна она к себе, как к актрисе и режиссеру.) Ника доброжелательно, внимательно, заинтересованно вглядывается, в тех, с кем работает – чтобы во всей полноте раскрыть их таланты и скрытые до поры возможности ее творческого, профессионального и педагогического опыта Это их качество не только влияет на творческий рост тех, с кем работают или кого учат. Оно влияет на развитие и преображение огромного, безграничного мира творчества.
1 комментарий
Инга
04.02.2023Очень Вам благодарна за такую бесценную информацию! Хотелось бы приобщиться к сообществу поклонников Вероники Александровны и иметь возможность быть зрителем и участником таких замечательных встреч.