Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Бизнес и экология: поговорим о корпоративной социальной ответственности
- Истоки доброты музыканта Ирины Лебощиной
- Dasein и человечность: кино (не)прошлого («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») как манифестация семейной состоятельности
- Международный день благотворительности: праздник добрых дел
Она рисовала его, он рисовал жирафов и писал про них стихи…
20.04.2023Из цикла «Маяковского можно любить или не любить, но знать – надо»
«Жираф-длинношейка — ему никак для шеи не выбрать воротника. Жирафке лучше: жирафу-мать есть жирафёнку за что обнимать… (Владимир Маяковский) Начало работы над стихотворением относится к августу — октябрю 1925 года. С 30 июля по 28 октября Маяковский находился в Америке. Побывав в нью-йоркском зоопарке, он сделал первые наброски к этому стихотворению на обложке путеводителя по зоопарку: о жирафе, кенгуру и крокодиле, а также записал финальную строчку стихотворения: «до свиданья зверики». И к «жирафьей» его серии — это стихотворение никакого отношения не имеет.
Дочь известного архитектора, сестра художника Льва Шехтеля (Жегина) и приятельница гениального юноши живописца Василия Чекрыгина, Вера Шехтель увлекалась новым искусством, живописью и поэзией.
Жираф — образ и самого Маяковского, так его называли друзья. Он был двухметрового роста и частенько появлялся на публике в жёлтой кофте с чёрными манжетами и воротником.
Первое знакомство Веры Шехтель и Владимира Маяковского
Лев Шехтель – брат Веры учился в Училище ваяния и зодчества и взахлёб рассказывал о новом знакомом – Владимире Маяковском: «Он начинающий поэт, невероятно талантливый!». 5 марта 1913 года. Эта дата отмечена ярко красной гуашью в дневнике Веры Шехтель. Именно в этот день младшая дочь известного архитектора Фёдора Шехтеля Вера познакомилась с Владимиром Маяковским. Ей было 16 лет, ему — 20. Вера в то время была ещё гимназисткой VI класса частной женской гимназии Л. Е. Ржевской на Садово-Самотечной и посещала художественную студию Юона. Она очень дружна была со своим братом Львом Жегиным (Шехтелем), который в это время учился в Училище живописи, ваяния и зодчества. И вот гимназистка Верочка солнечным мартовским днем 1913 года, попрощавшись с подругами, вприпрыжку неслась домой на Большую Садовую 4 с занятий. У трамвайной остановки стоял высоченный молодой человек в тёмно-серой шляпе с широкими полями и тальме. Вера скользнула по нему глазами и подумала: «Какой странный тип!» с такими длинными волосами. И этот тип произвёл на неё впечатление. При бледном его лице она приметила замечательные тёмные глаза, потом она назовёт их лиловыми. Машинально поправив шапочку и убрав непослушный локон, она опустила глаза и степенной походкой прошла мимо. Незнакомец проводил её внимательным взглядом. Вера пробыла в гимназии до трёх часов, а, придя домой, в передней увидела эту необычную шляпу. Шляпа принадлежала Владимиру Маяковскому. Выяснилось, что он учится вместе с Вериным братом Львом в училище. Войдя в комнату брата, Вера увидела там Маяковского. Полулежа на качалке он ей сказал, как старой знакомой: «Девонька, а сегодня мы вместе ехали в трамвае». Маяковский просидел у Шехтелей весь вечер. Спорили о живописи и тут же записывали свои мысли. Поздно вечером Вера сделала запись в своем дневнике:
«5 марта 1913 года. Он футурист, светский человек, одним словом, моего лагеря. Люблю интересных людей!»
Футуристов отец Веры Шехтель, известный архитектор Фёдор Осипович, не выносил, но принимал в своем доме, так как это были друзья его сына — Лёвы. Тогда семья Шехтелей уже жила на Садовой улице, 4, в третьем по счёту доме, который Фёдор Осипович построил для себя. Сохранилась история, как однажды за столом у Шехтелей собрались молодые художники. Футурист Давид Бурлюк с некоторым вызовом навёл монокль на хозяев. Тогда Наталья Тимофеевна, мать Веры Шехтель, взяла щипцы от сахара с двумя дужками и тоже уставилась на Бурлюка.
Портрет Владимира Маяковского «à la Ван Гог»
19 мая 1913 года влюблённая Вера решила написать портрет Маяковского «à la Ван Гог». Маяковский согласился позировать. Однако он так дурачился, что первый сеанс оказался и последним. Правда, юная художница с увлечением нарисовала ряд шуточных портретов Маяковского. Кроме серии шуточных изображений Маяковского Верой был сделан весьма остроумный фотомонтаж, где снимок силуэта фигуры Маяковского вклеен в московский пейзаж с колокольней «Иван Великий» — словно масштабное состязание Маяковского с колокольней. Разумеется, фигура Владимира гораздо выше колокольни. В основу шаржированного силуэта Маяковского была положена небольшая акварель Веры: фигура поэта, изображённого со спины.
«Жирафья серия» в воспоминаниях В.Ф.Шехтель. 1913 год
В течение 1913 года у Веры Шехтель с Владимиром Маяковским вовремя букетно-конфетного периода была идиллия — она рисовала его, он рисовал жирафов и нарисовал так называемую графическую «Жирафью серию». Целый альбом его рисунков посвящен жирафу. Рисовал он забавных жирафиков для Вериного альбома, и она шутливо окрестила самого Маяковского «жирафом». Он был очень увлечён своей фразой «И в небе жирафий рисунок готов…». Целый альбом его рисунков посвящен жирафу.
В своих воспоминаниях она писала:
«Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему-то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов…») деланы эти рисунки в моем альбоме цветной пастелью».
1 комментарий
Александр Иванович Херсонов
20.04.2023Написано интересно. И для меня, «фаната» Маяковского, ново. О раннем Маяковском, к сожалению, известно немного. В публикации прозвучала мысль, что нечто могло изменить судьбу великого поэта. Но…не изменило. И не могло изменить. Идти одновременно в двух разных направлениях невозможно… Конечно, если ты рождён человеком, а не чудотворцем. И всё же Маяковский рождён чудотворцем. В поэзии. И по этому пути идёт до сих пор.