Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Фокус для режиссёра

«Каждый день, в который вы не пополнили

своего образования хотя бы маленьким,

но новым для вас куском знания…

считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим»

К. С. Станиславский

Пушкинская карта помогает школьникам посетить музеи, концертные залы и, конечно, театры. Сознание юношей и девушек, мальчиков и девочек жадно впитывает то новое, что предлагают творческие коллективы страны. Народный драматический театр города Новозыбкова любим подрастающим поколением. Большую роль играет тот факт, что в театре занимаются творчеством, ставят спектакли на большой сцене молодёжная и детская группы артистов театра. Школьники города искренне увлечены спектаклями, в которых играют их сверстники. У детей повышенное внимание к идеям, заполняющим пространство каждого спектакля.

Известна мысль Антона Павловича Чехова об особой искренности искусства:

«Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей… но в искусстве обмануть нельзя».

И это особенно важно, когда на спектакль приходят дети со своей открытой чувствам и переживаниям душой, с твёрдо усвоенным навыком учиться.

Режиссёр и педагог, руководитель большого театрального коллектива Ольга Богданова хорошо понимает детскую психологию. Она умеет и удивить зрителей, и удержать внимание зала, и заставить детей сопереживать героям пьесы. Перед режиссёром стоит так много задач! Детям необходимо яркое зрелище, точные слова, убедительная музыка и новая информация о мире, с которым дети только знакомятся. Режиссёр, защищая детей, насыщая их знаниями и впечатлениями, выбирает пьесы, помогающие понять не только переживания современников, но и самые тонкие оттенки их чувств, их мысли, привычки, мечты, страхи и желания.

Спектакль Ольги Богдановой и её коллектива «Хочу жениться» 2023 года интересен тем, что он не только знакомит зрителей с увлекательными историями из городской жизни, но и дарит совершенно особенные знания детям и подросткам. Важно, что в трёх коротких пьесах идёт речь о любви.

В России число попыток суицида среди несовершеннолетних за последние три года увеличилось с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток с 188 до 362 случаев. Об этом сообщается в докладе уполномоченного по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой за 2021 год. Важная информация для всех нас.

Влюблённость в сверстника или в звёздную персону может прийти к ребёнку в школьном возрасте. Редко первая любовь бывает счастливой и взаимной, и иногда это приводит к непоправимому финалу.

Ежегодно в современной России подростки гибнут от неразделённой любви, но так не должно быть! Театр сегодня помогает детям разобраться в своих чувствах задолго до того, как может произойти трагедия.

Три одноактные пьесы русских классиков объединены в яркий спектакль; они показывают проблемы общения людей и определяют шаги, которые можно сделать подростку для решения этих проблем в будущем. Какой может быть беседа влюблённых? Как неловкое слово в разговоре может разрушить отношения? Почему появляется чувство восхищения другим человеком? Насколько глубокими бывают любовные чувства? На эти и многие другие вопросы отвечают в новом спектакле режиссёр Ольга Богданова и артисты народного драматического театра.

Спектакль «Хочу жениться» поставлен по пьесам Антона Павловича Чехова и Михаила Михайловича Зощенко. Режиссёр Ольга Богданова сосредоточилась на пьесах классиков, в которых наиболее полно показаны возможности труппы Народного драматического театра Новозыбкова, коллектива с большой историей. Это даёт возможность воплощать в жизнь сложные творческие идеи режиссёра и артистов во время спектакля.

Зрители видят на сцене воссозданное относительно благополучное прошлое России. Герои пьес – люди состоятельные, молодые, в самом расцвете своих сил, и это подчеркнуто тщательно продуманными и сшитыми костюмами (мастер по костюмам Анна Чирок), стильной мебелью, аккуратно расставленной по сцене. Артисты, занятые в спектакле, говорят на том языке, который близок юным зрителям. Интонации, пластика актеров, их движения современны.

Идея первой пьесы спектакля понятна и ученикам младших классов, и подросткам: творческий коллектив Ольги Богдановой подсказывает зрителям, что и в дореволюционной России, и в наше время стоит научиться слышать собеседника, если хочешь получить в ответ искреннее расположение и любовь.

«Предложение», шутка А.П. Чехова, начинается лирическим монологом помещика Степана Степановича Чубукова (Сергей Ободовский). Когда на сцене появляется его сосед Иван Васильевич Ломов (Пётр Сартаков) — нарядный, во фраке, чтобы сделать предложение дочке помещика — страсти на сцене постепенно накаляются, но речь актёров всё ещё подчёркивает давно устоявшийся, спокойный быт помещиков. «Вот как можно приходить в гости! Вот какое внимание надо уделять родителям любимого человека!» — подумает юный зритель. И он будет совершенно прав! Перед ним не сцена из дореволюционного быта, напрочь оторванная от сегодняшней реальности, а практически современная сцена знакомства жениха с отцом невесты. Интересно это для юного зрителя? Режиссёр Ольга Богданова и её коллектив уверены, что да, интересно!

Сергей Ободовский убедителен в роли отца невесты. Он то бесконечно добрый и хитроватый, то впадающий в отчаяние, то резкий и деловитый. Пётр Сартаков, играющий жениха, ярко показывает молодого человека, как сказано у Чехова, мнительного. Зрителей веселят стенания героя, очевидно, больше выдуманные, чем настоящие. В зале смеются и аплодируют. Ирония А.П. Чехова, умело подчёркнутая стараниями режиссёра и артистов, понятна и близка юному зрителю. Гроза из эмоций, которая быстро приходит на смену спокойно беседе героев на сцене, не даёт возможности зрителям думать, что сюжет пьесы разгадан. Неожиданные реплики буквально бросают в зрителей новые жизненные вопросы: «Насколько допустимо цепляться за своё имущество? Есть ли на свете щедрость? Куда подевался разум жениха?» Кадриль, в которой кружатся на сцене пары (ансамбль танца «Светлячок», хореограф Ольга Белас), ещё больше взвинчивает эмоции артистов и зрительного зала.

Так ссора, возникшая из ничего, между девушкой Натальей Степановной (Светлана Синеколодезская) и ухажёром-соседом, моментально разрушает идиллию. Светлана Синеколодезская отдаётся страстям, не жалея себя и свои силы. Кажется, ничто не спасёт давнюю дружбу соседей! А вот нет! Дочь Чубукова узнаёт, что сосед приходил свататься! Пружина действия начинает двигаться к примирению столь же яростному, как и недавняя ссора.

Юные зрители видят, что в любви рядом с ссорой, совсем близко, витает и примирение. Никогда не стоит отчаиваться. Влюбленному надо лишь идти вперёд в отношениях и многие проблемы решатся — стоит только приложить усилия.

Ольга Богданова не выпускает из поля зрения насущные вопросы молодого поколения. От этого спектакль только выигрывает. Наиболее заметный фокус внимания режиссёра в постановке — заботы подрастающего поколения. От этого сценические решения коллектива становятся убедительны и свежи.

«Медведь», ещё одна шутка А.П. Чехова, дана режиссёром в иных, более спокойных красках, но и здесь внимание режиссёра Ольги Богдановой устремлено на проблемы понимания людей друг другом, вопросы личного обаяния и преклонения мужчины перед женщиной. Об этом важно говорить с молодежью, детьми именно сегодня, когда некоторые люди намерено стирают разницу между полами и становится угрожающим культ насилия над личностью. О чём же пьеса А.П. Чехова «Медведь» в постановке Ольги Богдановой?

Тихое, сосредоточенное томление Елены Ивановны (Надежда Коваленко), помещицы, захотевшей всему миру доказать любовь к умершему супругу, никому в имении не понятно.

Надежда Коваленко, играя роль помещицы, горделиво движется по сцене. Её героиня одурманена собственными идеями о любви. Лука, лакей, преданный, верный (Сергей Ободовский), пытается вывести помещицу из её странного состояния. Григорий Степанович Смирнов (Олег Юрченко), кредитор, всего несколько минут остаётся равнодушным к чарам вдовушки. Моложавый помещик восхищен, очарован, сражён темпераментом статной должницы и решает на ней немедленно жениться.

Юные зрители видят, насколько быстро может вспыхнуть любовь между мужчиной и женщиной. Важный вопрос: возможна ли взаимность? Именно об этом идёт речь во второй сцене спектакля. Вот метания героев, споры, калейдоскоп чувств и счастливый финал истории. Зрители замечают, что даже безнадёжная поначалу ситуация может превратиться в счастливую, если для этого приложить достаточно усилий! Это и есть театральная профилактика трагедий подростков, которые, ошеломлённые первым чувством любви, часто не знают, как получить взаимность от того, кто вызывает тёплые чувства.

Зрители в зале живо реагируют на весёлые реплики актёров, на интригу спектакля, проживают вместе с героями их бурную историю. Публике нравится, что в спектакле идёт речь именно о любви, которой часто не хватает в жизни.

Финальный танец молодых людей «из народа» воспринимается, как зеркальное отражение самых светлых чувств только что сложившейся пары! Герои на сцене счастливы от того, что любовь — вот она, родилась, крепнет с каждым вздохом, каждым взглядом влюблённых. Такой финал, несомненно, вдохновит юных зрителей на светлое восприятие той бури чувств, которая обычно сопровождает первую влюблённость.

«Свадьба», комедия М.М. Зощенко. Минимум декораций, яркая красная ширма. На этом фоне разворачивается действие, которое вызывает смех в зале. Жених на свадьбе не может вспомнить, как выглядит его невеста! Он пытается выйти из этой дикой ситуации, но расспросы о том, кто невеста, окончательно заводят жениха в тупик.

Перед зрителями открываются новые грани любовных переживаний. Удивляющие, резкие, болезненные.

Эффектные костюмы героев переносят зрителей во времена НЭПа. В постановке режиссёр придаёт большое значение массовке. Да, среди людей, как в дремучем лесу, заблудился жених (Пётр Сартаков), целующий то одну «невесту», то другую. С большим трудом, практически на ощупь, герой находит девушку, которая ему назначена судьбой. Он смирился со своей участью. «Невесты» его победили — убедили в том, что свадьбы не избежать. Комичная ситуация! Юные зрители видят, что, переживая любовь, можно смеяться над собой, не искать трагедию там, где есть здравый смысл и поддержка друзей.

В феерическом танце свадебные гости радуются счастливому финалу истории, помогая зрителям осознать вихрь ситуаций, мыслей, идей спектакля.

Просветительский спектакль для детей поставлен в российском городе Кольчугино по книге Анны Уродовских «Пятеро на льдине». Актёры-дети показали школьникам города яркий спектакль о подвигах русских полярников в XX веке. Первые дни покорения Северного Полюса всё дальше от нас по времени, но это — великие достижения русских учёных и путешественников!

Прекрасно, что в наши дни лучшие педагоги, драматурги рассказывают о значительных событиях прошлого России именно в театральных постановках. Декорации спектакля, костюмы артистов, героическая музыка, содержание пьесы работают на то, чтобы школьники как можно крепче запомнили подвиги русских героев. Спектакль «Пятеро на льдине» стал уроком мужества для детей и подростков. Режиссёр этой незабываемой постановки — заслуженный работник культуры РФ Галина Дувалкина. Текст пьесы по книге Анны Уродовских «Пятеро на льдине» написала Римма Борисова.

Внимание современных режиссёров Ольги Богдановой, Галины Дувалкиной сосредоточено на сокровищах знаний. Поставленные пьесы вызывают восхищение публики, а игра актёров покоряет сердца и даёт повод юным зрителям задуматься о своём будущем. Пусть оно будет радостным и светлым, а тревоги развеют хорошие книги и новые спектакли!

Ольга Таир

Фото предоставлено автором

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика