Пятница, 03.05.2024
Журнал Клаузура

Творческое долголетие

Следуя за вдохновением, можно прожить удивительную жизнь. Такую, которая увлечет других, поможет понять себя, этот мир и, возможно, даже измениться к лучшему… «Такую работу должны делать учителя»,  ̶  скажет читатель. И окажется прав, героиня сегодняшнего рассказа Валентина Николаевна Иванова  ̶  преподавательница изобразительного искусства.  А еще она – художник, которого ценят и любят, и почитатели её таланта, и коллеги-профессионалы. Жизнь Валентины Николаевны можно представить как пример творческого долголетия. До начала сентября персональную выставку её картин с летними пейзажами можно увидеть в Центре московского долголетия «Зюзино».

А началось все со школы. Точнее с учителя изобразительного искусства Александра Михайловича Макарова, который сумел увидеть и развить в своей ученице природный талант к живописи, научил её чувствовать прекрасное. Другие педагоги тоже внесли свою лепту. До сих пор с благодарностью Валентина Николаевна вспоминает уроки труда, благодаря которым она научилась хорошо шить. Твердые знания основных предметов помогли ей поступить в институт сразу после школы. Для успешной сдачи экзаменов она лишь несколько месяцев занималась на подготовительных курсах, изучая рисование гипсовых голов.

Валентина Николаевна Иванова с готовым наброском. 2023 год.

Школа помогла ей не только найти себя в профессии. Походы, совместные мероприятия сплотили ребят, и со своими одноклассниками Валентина Николаевна встречается и по сей день, как и с друзьями, приобретенными за годы обучения на дневном отделении художественно-графического факультета МГРИ им. Ленина.

Вот так, родившись в предпоследний день 1946 года в семье профессионального военного и инженера, героиня нашего повествования нашла свой путь в искусстве. Родители, Валентина Петровна и Николай Семенович Ивановы, предоставили дочери возможность выбирать свой путь самостоятельно. Она сама знакомилась с требованиями вузов, взвешивала свои силы и желания…  В итоге Валентина Николаевна никогда не жалела о своем выборе, хотя жизнь была как и у многих наших сограждан непростой. Она работала художником,  художником-оформителем, конструктором в Центральном научно-исследовательском институте типового и экспериментального проектирования комплексов зданий культуры, спорта и управления  им. Б.С.Мезенцева, после перестройки в лихие 1990-е расписывала фарфор на частном предприятии.  В 2000 году устроилась в школу 554 учительницей изобразительного искусства и черчения, где теперь уже в свой черед открывала перед представителями подрастающего поколения мир искусства. На пенсии дома не усидела. В 2021 году пришла в Центр московского долголетия «Зюзино» и предложила организовать клуб «Рисуем вместе».

̶  Я не стремлюсь сделать из своих учеников серебряного возраста профессиональных художников. Просто хочу дать людям возможность почувствовать радость  написания картин, которое они не могли получить до пенсии, отягчённые повседневными заботами. Но раз они пронесли через всю жизнь стремление к созданию прекрасного, я помогаю им его реализовать, ̶  говорит Валентина Николаевна Иванова.

Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». Пастель.

В юности создавать свои картины у художницы получалось лишь во время отпуска, поэтому отдыхать она уезжала не на модные курорты, а на творческие дачи, где ходила по живописным местам, любовалась, рисовала… Итоги таких поездок демонстрировались в экспозициях, проходивших и в престижных выставочных залах, и в районных библиотеках. Валентина Николаевна очень ценит немой диалог со зрителем, когда она может показать людям красоту этого мира. Художница преобразует в своем творчестве увиденное так, чтобы зрители соприкоснулись с какими-то новыми гранями бытия через её восприятие данного места или событий. На картинах люди, звери, природа обезличены и вместе с тем очень индивидуальны. Например, семью, отдыхающую на пляже, нельзя идентифицировать согласно полицейскому протоколу, но  типаж, настроение, намерения изображенных на полотне героев понятны всем. Здесь есть сюжет, который можно рассказать, но лишь те, с которых списывались образы, знают, что рисовали именно их. Каждая картина повествует о чем-то очень личном, композиции выглядят незатейливыми, простыми, но в их лаконичности, в продуманности деталей, а также в оригинальных цветовых решениях кроется секрет эмоционального воздействия на внимательных зрителей.

Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». 2014 г. Пастель.

̶   Для меня важно чтобы то, что я рисую, взяло за живое, какие-то чувства пробудило. Каким бы ни был красивый пейзаж, если он не затрагивает душу, на мой взгляд, для картины не подходит. Тут как в театре. Мы ценим актера, играющего с полной самоотдачей. Вот и картина должна передавать все, что переживает художник,  ̶  считает Валентина Николаевна.

Работает она обычно в два-три этапа. Самая большая подготовка проводится при создании пейзажей. Валентина Николаевна выходит на прогулки в любую более-менее подходящую для этого погоду. В теплое время года обязательно рисует с натуры.

  ̶  Для художника пленэр ̶  самый главный вид его деятельности,  ̶  убеждена Валентина Николаевна. – Поэтому лето, осень у меня очень насыщенные месяцы.

Валентина Николаевна Иванова на пленэре.

Художница держит себя в спортивной форме, с сумочкой, в которой лежат: небольшой альбомом и коробка пастели, она приходит к выбранным заранее объектам. Вначале делает набросок. Потом дома, на кухне, ставшей по совместительству и мастерской, приступает к созданию картины. Первое, что сразу вспоминает и старается передать, это ̶   цвета, игру света и тени. Эскиз во время работы служит своеобразным активатором памяти,  помогая воскресить и перенести на холст пережитые впечатления. При создании больших полотен Валентина Николаевна всегда организует свое время так, чтобы ей никто не мешал. Шедевры должны рождаться в тишине…

̶   Я не люблю фотографическую точность.  Работаю только в цвете. У меня хорошая память на краски. Замечаю мельчайшие оттенки и сохраняю их. Всегда тщательно продумываю композицию будущей картины, чтобы она строго соответствовала поставленной задаче,  ̶ рассказывает Валентина Николаевна.

Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». Пастель.

Летом, когда встречи в клубе «Рисуем вместе» приостанавливаются, она приглашает учеников, оставшихся в столице, составить ей компанию на пленэрах.  Задания дает простые, на выборе объекта не настаивает. В итоге все сидят рядом, а картины получаются разные: одному приглянулась архитектура города, другому цветы с ближайшей клумбы…  А вот во время занятий в Центре московского долголетия «Зюзино» Валентина Николаевна предлагает пришедшим постигать азы искусства по заранее заданному плану. Либо все рисуют натюрморт, либо выполняют упражнения по развитию творческого мышления. В итоге у занимающихся желание попробовать что-то изобразить постепенно переходит в полезное хобби, способствующее поддержанию хорошего психофизического состояния.

Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». 2015 г. Пастель.

Валентина Николаевна уверена  ̶  для создания картин надо вести активный образ жизни, чтобы иметь возможность находить новые источники вдохновения. Сама подает всем положительный пример: всегда подтянута, со вкусом одета, часто в костюмы, которые сшила своими руками. При любой возможности посещает художественные выставки, особенно любит  картины русских художников: Исаака Левитана, Валентина Серова, Виктора Васнецова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Зинаиды Серебряковой. Когда Валентина Николаевна Иванова организует свои персональные экспозиции, полюбоваться её картинами приходят друзья, ученики и просто жители столицы. Так через всю жизнь она пронесла любовь к искусству и продолжает по сей день приобщать представителей разных поколений к прекрасному.

Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». Пастель.

Екатерина Рудницкая

Фото автора

На фото к статье: Валентина Иванова. Картина из серии «Лето». 2014 г. Пастель. 


комментария 2

  1. Вера Тююрина

    Дорогой Дмитрий Геннадиевич,блпгодарим Ваш журнал и редакцию за внимание к авторам и поддержку журналистов.
    С уважением В.Тюрина.

  2. Вера Тююрина

    Дорогой Дмитрий Геннадиевич! Благодарим Ваш журнал,и редакцию,за внимание к авторам и поддержку журналистов.
    Хочу добавить — В.И..- участник многих проектов — в МХФ,МОСХе, Международной Федерации Акварелистов.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика