Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Дмитрий Плынов. «Метаморфозы возрождений». Рассказ-эссе

Посвящается философу и писателю Айн Рэнд

Пробуждение

Заря нового дня прорывается через просветы в шторах, совершенствуя с каждым мгновением свой почерк используя пространство комнаты как живописный холст. Утро. Воздух становится тяжелее, а предметы вокруг обретают очертания, еще мгновение и рельеф, становясь заметными и определенными. Я открываю глаза, встречаю ими первые световые лучи огромного мира, который еще не осознал.

Пробуждение, это больше чем просто переход из состояния сна в состояние бодрости. Это возрождение, новый цикл жизни, который предлагает пока еще не осознанные и не принятые нами новые возможности. Именно в эти моменты моё существование становится актуальным, пока для моего же «я».

Подобно новорожденному, который совершает первый вдох, я проглатываю свежий утренний воздух, ощущая, как каждая клетка моего тела наполняется его энергией. Это утро — начало нового дня и, вместе с тем, новой жизни.

Еще мгновение и я понимаю, что физическое пробуждение вторично. Мой разум, нехотя, еще под влиянием уюта дрёмы, разворачивается в своем стремлении к познанию. Именно это становится источником моего внутреннего беспокойства. В глубине души я знаю, что способен прожить этот день так, как никто другой – ознаменовать его пока неизвестным мне свершением. И это ощущение, это стремление к неизвестному, к необъяснимому, к неопределенному – это и есть мое истинное пробуждение.

Мое утро начинается не с кофе, оно начинается с пытливости разума, с постижения того, что я — не просто частица вселенной, но и сам созидатель, способный влиять на свою судьбу. Это ощущение свободы и бесконечных возможностей дарит мне надежду на то, что мое предназначение еще не раскрыто, и самое главное в жизни ждет меня впереди.

За завтраком

Завтрак — это не абстракция, нет. Это ритуал, обряд, тот временной промежуток, когда я оправдываю необходимость существования. Мы вгрызаемся в хлеб, пьем кофе, заглатываем вяло приготовленные блюда. Все эти действия до пошлого повседневные, оказываются жизненно важными.

Утро за завтраком — это акт превращения мечтателя в реалиста, временное преобразование из созидателя в существо, подчиненное своим физиологическим потребностям. Мы зависим от многих вещей, даже самых малозначительных. Нас обуздывает необходимость в пище, в воде, в кислороде.

И в этот момент возникает вопрос, который долгое время не даст мне покоя. Если я так зависим от всего этого, то где же моя настоящая свобода? Что это за свобода, если я обязан выполнять все эти ритуалы, если мое существование зависит от них?

Но, последний кусок бутерброда и глоток кофе, даёт ответ, который меня устроит. Суть свободы – осознаю я — не в отсутствии ограничений. Все мы зависим от определенных факторов, это неизбежно, как физическое природное явление на этой планете. Но настоящая свобода, это возможность принимать эти ограничения и жить с ними, не позволяя им отождествлять нас. Это осознание того, что, несмотря на все мои зависимости, я все еще способен думать, чувствовать, мечтать и стремиться к большему. Это понимание, что мир вокруг меня может оказывать влияние, но не может контролировать моё сокровенное. Именно в этом я вижу настоящую свободу.

Путь

Есть что-то воспитательное в процессе одевания перед выходом на улицу, особенно московской тёплой осенью. В этом простом действии проявляется самосознание, самоуважение, как будто каждый предмет одежды имеет свою роль в создании моей сущности, образа, который я хочу предъявить миру. Я принимаю свою человеческую природу, признаю свою уязвимость перед ней и одновременно подчеркиваю свою отличительную индивидуальность. Мне так кажется!

Нет, не путь и не дорога. Прогулка к метро – это время, когда я вновь погружаюсь в свои мысли. Открывается пространство в моем сознании для притчи о заблудшем сыне. Она напоминает мне о том, что порой путь важнее конечной цели. Ведь в каждом шаге мы осознаем себя, свои ошибки и достижения, мы находим в себе силы идти дальше, мы растем. И тут, от банальностей в голове становится тошно, а душе ощущение голода.

Подобно тому, как мое тело зависит от питательных веществ, так и моя душа требует «питания». И тогда я понимаю, что по-настоящему свободной может быть только душа, в то время как тело всегда будет зависимо от внешних обстоятельств. Моя душа живет, растет и совершенствуется, питаясь терзаниями, страданиями, сомнениями и любовью.

В этих рассуждениях, каждый шаг моего пути к метро становится маленьким открытием. Я понимаю, что свобода души в ее способности переживать, испытывать и ощущать. Это ее суть и истинное предназначение. И в этом я нахожу смысл моего утреннего передвижения — дать пищу своей душе, позволить ей расти и совершенствоваться. Размышления об этом становятся моим «завтраком» для души, который подготавливает меня к новому дню.

У метро

Остановившись на мгновение у входа в метро, я невзначай обращаю внимание на биение сердца, на свое дыхание, на свое физическое существование. На этом пороге, я ощущаю себя соединенным с глобальной природой, с миром вокруг. Это сильное и вместе с тем тонкое ощущение, когда ты понимаешь, что ты часть большего целого.

Но, спускаясь под землю, я, как будто, отсекаю себя от этого мира. В этом подземелье я перестаю быть заметным, становлюсь невидимым. И тут я совершаю открытие — может быть, именно так выглядит ад? Место, где ты существуешь, но тебя никто не замечает, где ты обособлен от всего живого, там среди миллиардов, каждый пуст, невидим, одинок.

Но эта мысль не удерживает меня. Я делаю шаг, в это место, где я становлюсь ничтожеством. Здесь, в этих подземных коридорах и лабиринтах, через немыслимые усилия воли, через боль реальности бытия, я напоминаю себе о том, что могу быть уникальным, ярким, желанным, важным и неотъемлемым. Я — один из миллионов, но я не просто число в статистике. Я — птица Феникс! Я каждый день превращаюсь в пыль и возрождаюсь заново, погружаясь в подземное царство метрополитена и воскресая из пепла, выходя на поверхность.

Спуск в метро — это мой ежедневный ритуал метаморфозы. Это напоминание о том, что несмотря на общность нашего человеческого опыта, каждый из нас проживет свою уникальную судьбу. Это понимание того, что наша жизнь — это серия смертей и возрождений, подобная циклу дня и ночи. И в каждом из этих циклов я оставляю часть себя в прошлом и приобретаю что-то новое.

Я по-прежнему стою у входа в метро, понимая, что сейчас снова превращусь в пепел, чтобы снова возродиться. Этот момент не просто переход от одной точки к другой, это метафора моего существования. Это мое понимание свободы и моего места в мире. И это подтверждает мою веру в то, что, несмотря на все трудности и зависимости, я все еще свободен. И эта свобода порождает во мне надежду на большее, на то, что самое главное в моей жизни еще впереди.

ГлавРед

Дмитрий Плынов

Айн Рэнд

Алиса Зиновьевна Розенбаум, более известная как Айн Рэнд, была американской писательницей и философом русского происхождения. Родилась 20 января 1905 года в Санкт-Петербурге, в Российской империи. В 1925 году, после окончания Петроградского университета по специальности «социальная педагогика», она уехала в США по студенческой визе и решила не возвращаться.

Рэнд стала известной благодаря своим романам-бестселлерам «Источник» и «Атлант расправил плечи», а также работе как драматург и сценарист. Она была создательницей философской системы, которую назвала объективизмом.

В своей философии Рэнд выступала против концепции «государства всеобщего благосостояния», которая предусматривала государственное перераспределение доходов в пользу малоимущих. Она поддерживала рациональный и этический эгоизм и отвергала альтруизм. Рэнд крайне негативно относилась к большинству известных ей философов и философским традициям, кроме Аристотеля, Фомы Аквинского и классических либералов.

Рецензии критиков на произведения Рэнд были смешанными, а академические круги игнорировали или отвергали ее философию. Тем не менее, движение объективистов продолжает распространять идеи Рэнд как для публики, так и для академических кругов. Рэнд оказала значительное влияние на либертарианцев и американских консерваторов.

Философия Айн Рэнд противоречива и вызывает много вопросов. Она выступала против концепции «государства всеобщего благосостояния», которая предусматривала государственное перераспределение доходов в пользу малоимущих. Однако, в 1974 году, Рэнд перенесла хирургическое лечение рака лёгкого и стала получать регулярные выплаты из государственного фонда социального обеспечения, которыми она пользовалась вплоть до смерти. Это вызвало критику её противников, которые усмотрели в этом лицемерие. Однако, Рэнд трактовала подобные государственные выплаты как реституцию, компенсацию того, что государство принудительно забрало у людей ради того, чтобы иметь возможность кого-то одаривать.

В публикации 1966 года, Рэнд высказала своё отношение к государственным выплатам:

«Те, кто защищает государственные стипендии, не имеют на них права; те, кто выступает против них – имеют»

Это противоречивое высказывание демонстрирует то, что Рэнд не была последовательной в своих взглядах.

Без сомнений философия Айн Рэнд вызывает много вопросов и противоречива. Однако несмотря на свои философские противоречия, Рэнд оставалась одной из самых интересных и значимых фигур в истории философии XX века.


комментария 4

  1. Михаил Александрович Князев

    Начал читать книгу Рэнд — волосы на голове встают от ее философии, особенно в презрении к альтруизму. Ее утверждение в абсолютном правильности индивидуализма, в раскрытии человека через непременно борьбу за свои только личные интересы — все это противоречит русскому миропониманию.

  2. зиновьев Александр Васчильевич

    Мы вгрызаемся в хлеб, пьем кофе, заглатываем вяло приготовленные блюда.
    Не согласен!
    Даже приболев… Завтрак. почти святое.

  3. Михаил Александрович Князев

    После тонких актуальных эссе по вопросам нравственности неожиданное размышление о философе, фактически противоположного русскому миропониманию, где свобода талантливого индивидуума возведена в абсолют. Такие точки зрения требуют спокойного осмысления.

  4. Александр Иванович Херсонов

    Хорошо написано. Читается с интересом.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика