Новое
- Александр Радищев: Прозаик, мыслитель и бунтарь эпохи Просвещения — подвиг, трагедия и актуальность
- Концертный зал Архиповой превратится в «Музыкальную шкатулку»: симфония от классики до джаза в сердце столицы
- Ляман Багирова. «Август! – Сердце!». Рассказ
- Александр Ралот. «Самый молодой на монументе». Исторический рассказ
- Анатолий Казаков. «О Родине… О рыженьком мальчике…». Рассказ в наших традициях
- Рецензия на книгу Даны Курской «Электрум» (Издательство книжного магазина «Поэзия, 2025»)
Внутренний свет. Размышления о творчестве Веры Петровны Тюриной
07.10.2023
Художник проживает жизнь, полную взлетов и падений, высочайшего напряжения сил, которая интересна для писателя. Чтобы отстаивать свое право заниматься творчеством, нужно пройти долгий и, порой тернистый путь, где помимо художественных способностей, нужна особая сила характера. Можно писать не только про образы, колорит или моделировку объёма в живописных произведениях, но и о самой личности творца, его силе духа, терпении, упорстве на пути к своей цели. Литературный герой всегда примитивнее реального человека со всей его сложной многогранной внутренней жизнью. Но благодаря роману Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» (1956) и изданию писем Ван Гога (1901) мы обязаны сложившемуся образу этого художника как святого, мученика, положившего свое личное счастье на алтарь живописи; в книге «Огюст Роден» (1903), Райнер Марии Рильке рисует образ Родена как великого труженика; Эмиль Золя, взял образ своего близкого друга, французского художника Поля Сезанна в качестве прототипа Клода в романе «Творчество» (1886). Свое развитие тема личности творца была отражена в биографиях отечественных художников из серии «Жизнь Замечательных Людей». Когда перед глазами встает образ Валентина Серова (автор В. А. Смирнова-Ракитина), бесконечно требовательного к себе, десятки раз переделывавшего свои работы, чтобы достигнуть ощущения легкости; или Ильи Репина, человека кипучей энергии (каким он показан в книге С. А. Пророковой), стремящегося дать ответы на запросы своего времени, терпеливо отвечавшего на десятки писем ежедневно и вступавшего в полемику по вопросам искусства — по-новому понимаешь знакомые с детства картины. А роднит все эти столь разные тексты лишь одно – умение показать сильный цельный характер художника.
Нет смысла спрятать неповторимую уникальность творческого человека за искусственными конструкциями формально-стилевого анализа, или демонстрировать свои познания в истории искусства, занимаясь поиском аналогов в прошлом, показывать, что владеешь семиотическим методом, выявляя знаковую систему в произведениях живописи – так я не приближу читателя к более глубокому пониманию творчества художника. Не объясню, в чем уникальность Веры Петровны Тюриной как человека и как художника, о чем ее акварельные работы и как они появились.
Социальные потрясения ХХ века российской истории сформировали несколько поколений, отличающихся друг от друга так сильно, будто это люди разных национальностей: невероятно мощное поколение 1940х-1930х годов, будто задавленное авторитетом и энергией своих родителей поколение 1950-1960х, совсем иное поколение 1980х, поколение 1990х-2000х родившееся в совсем другой стране. Общаясь с художниками 25-40 лет ощущаешь какую-то вялость, внутреннюю усталость, отсутствие интереса к искусству. Вера Петровна — человек поразительной жизненной силы, активности и живого ума, она не устает жить, творить, участвовать в выставках и конференциях. Вспоминается мысль, высказанная в статье немецкого поэта XVIII века Фридриха Шиллера «О грации и достоинстве»: деятельный дух распространяет свое влияние на все движения тела, делая все черты характерными, меняя даже данные природой формы. «Деятельный дух» — это, пожалуй, главный секрет художницы.
I
Вера Петровна Тюрина родилась в 1942 году. Ее детство прошло Москве. Великолепие архитектуры Старого Арбата, выставки, музеи, театры, общение с людьми, помнящими дореволюционные годы – формирует особое самоощущение. Можно называть это по-разному: вкус, чувство меры, уровень духовной культуры. Атмосфера места, где человек живет в детские годы, остается в памяти навсегда. Вера и по сей день хранит воспоминания о тех годах, интересуется историей своего города, участвует в деятельности клуба любителей истории Арбата «Зеленая лампа».
Выбор биологического факультета Московского государственного университета был данью семейной традиции: дед Веры Петровны –химик, а мама – врач. В университете обучение происходило по немецким иллюстрированным энциклопедическим альбомам, поскольку МГУ взял за основу изобразительную традицию XVIII века. Частью программы подготовки будущих биологов был практикум по изучению анатомического строения животных, где нужно изобразить графически все особенности строения, в чем Вера с удовольствием помогала другим студентам. В экспедиции от университета она брала с собой всё для рисования, чтобы запечатлеть, как в путевом дневнике красоту северной природы.
Изобразительное искусство, как и чтение книг, всегда было неотъемлемой частью жизни Веры Тюриной. В детстве она любила наблюдать за работой своего дяди, художника. В университетские годы Вера Петровна проводила все каникулы в Санкт-Петербурге в гостях у друзей, чтобы можно было целыми днями рассматривать живописные полотна из коллекций Русского Музея и Эрмитажа — изучать технику, видеть в одной работе отсылки к другим картинам. Яркими впечатлением тех лет стала выставка итальянской (венецианской) художницы Розальбы Каррьера (1673-1757) – советские художники почти не работали с пастелью, а если и использовали, то как материал для подготовительных рисунков. Веру восхищали композиционные решения живописных полотен романтиков тем, что эти художники всегда оставляют паузы, пространство, воздух. Изучение искусства путем непосредственного вдумчивого рассмотрения памятников обладает особым очарованием. Это напоминает знаточеский метод в искусствоведении, поскольку восприятие и интерпретация произведения в данном случае не опосредована стереотипами и догмами школы, а базируется на чувствах и ощущениях. Любое навязанное представление о том, какое искусство\период\художник выше и лучше других (или какие качества нужно ценить выше других) всегда противоречат здравому смыслу, заглушают внутренний голос человека, уводят в сторону от понимания изначального смысла живописи и искусства.
Вера говорит, что университет сформировал ее как личность, был для нее школой жизни. Многие думают, что университет – это годы муштры и зубрежки. Высшее образование учит планировать, распределять время, решать задачи и делать то, что раньше не делал. Понимание, что ты смог преодолеть то, что казалось непреодолимым, перерасти себя – дает ощущение крыльев за спиной и безграничной свободы. Советских ученых готовили к тому, что нужно активно отстаивать свою линию и совершать свои открытия, а не просто быть пассивными носителями и хранителями знаний.
После учебы в МГУ Вера Петровна работала по специальности в учреждениях Академии Медицинских Наук СССР, не бросая основную работу, Вера пошла учиться. Образование в сфере искусства она получила в ЗНУИ (Заочного Научном Университете Искусств им. Н.К. Крупской). Преподавал там художник-нонконформист, экспериментатор, стремившийся к созданию бесконечной картины, Борис Сергеевич Отаров (1916 — 1991). Особенность его метода состояла в том, что он не подавлял учеников своей харизмой и не навязывал им свой метод, превращая студентов в своих эпигонов, а старался раскрыть уникальность каждого. Занимаясь научным трудом, Вера ощущала тот же внутренний зов, который знаком многим художникам и так сильно отвлекает от выполнения рабочих задач: природа расцветает, светит солнце, и хочется эту красоту изобразить, а ты прикован к рабочему месту…
II
Семейные обстоятельства вынудили Веру оставить работу в центре Москвы и искать что-то ближе к дому, на юго-западе Москвы. Вера Петровна сама создала уникальную систему, позволявшую ей творчески заниматься педагогической деятельностью. Она работала по своей авторской программе, поскольку хотела, чтобы занятия в студии приносили радость и учителю, и ученикам. Взять на себя такой труд невозможно без огромной любви к детям. Вера хотела, чтобы дети учились быть самостоятельными, вести проекты, решать задачи, мыслить, творить. В программу для школьников старше 5 класса Вера включала элементы журналистики. Большинство студий предназначены для учеников 1-4 классов и намного меньше выбор курсов и кружков для тех, кто старше, а ведь развитие должно продолжаться и в подростковом возрасте.
Многие из выпускников студии «Образ и Слово» поступили в ведущие художественные ВУЗы столицы и МГУ, многие выбрали себе другое направление, но Вера Петровна гордится всеми своими воспитанниками.
Основной принцип, на котором были построены занятия в студии звучал так: «Поэзия — говорящая живопись, живопись — немая поэзия». Студия под названием «Образ и Слово» впервые открыла свои двери для школьников 1982 году на базе Дома пионеров Советского района благодаря творческому союзу супругов Александра Подбелло и Веры Тюриной. Александр Подбелло поэт, журналист, художник, переводчик стихотворных текстов.
«Образ и Слово» — поиск нового синтеза для видов искусства, которые в ходе развития европейской цивилизации и секуляризации культуры оказались обособленным. «Чистые искусства» (или «автономные искусства», как их назвал крупный искусствовед Ганс Зедльмайр) — это идея, зародившаяся в XIX — начале ХХ века. И каждое из искусств дошло до такой точки в плане разработки своих собственных средств, что зрители перестали понимать, о чем же оно. Искусство стало всё больше замыкаться в своей башне из слоновой кости. Чтобы понять мыслительные построения, породившие «чистую форму» и «чистый цвет» в живописи, «заумь» в поэзии В. Хлебникова и И. Крученых – нужно прослушать цикл лекций. Но многие поэты, художники, музыканты конца XIX – начала ХХ века занимались обогащением одного искусства возможностями другого. Этому способствовали исследования в области синестезии, цветоведения, психологии восприятия.
Идею соотнесения цвета с поэтическим словом, звуками речи можно увидеть в стихотворении поэта А. Рембо «Гласные» (1871):
А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый.
О – синий: тайну их скажу я в свой черед,
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот..
комментария 3
Ольга Эль-Джеши
12.10.2023Замечательная статья Марии Сивковой об удивительном человеке, художнике редкого таланта — Вере Петровне Тюрине! Благодарю от всего сердца! Как же нам сегодня необходимы такие статьи-открытия! Прикоснуться к творчеству такого творца — великое счастье и вдохновение для собственного творчества, для созидания мира, добра и любви, для приумножения Света!
Ольга Эль-Джеши
Лидия
07.10.2023Спасибо Вере Петровне за ее творчество. Акварельная живопись — это целый мир, многогранный и неповторимый. И творчество каждого художника добавляет этому миру новую грань.
Mаргарита Берёзкина
07.10.2023Прекрасная статья художника Марии Сивковой уводит нас в мир искусства, раскрывает тончайшие нюансы творчества художника и педагога Веры Тюриной, а также показывает, каким плодотворным может быть симбиоз поэзии и живописи. Маргарита Берёзкина