Вторник, 21.05.2024
Журнал Клаузура

Театр театру — рознь

В марте этого года я почти потеряла веру в российский театр, побывав на жутчайшем по замыслу и подаче «спектакле» какого-то московского театра. Какого именно, не запомнилось, разумеется — не впечатлила постановка.  Называлась она «Расстаться нельзя жениться» или наоборот — тоже точно не скажу. Не суть. Впервые спустя минут 15 первого акта мне захотелось встать и уйти.

К слову, навязала мне билеты на эту так называемую комедию менеджер организации «Театральный фестиваль». Бойкой барышней с хорошо подвешенным языком, предлагавшей купить билеты, были обещаны звёздный состав труппы, умопомрачительные наряды, выход известных актёров и актрис в зал, два КамАЗа с нарядами и декорациями, остроумные шутки… — в общем, всё, на что повёлся бы провинциальный зритель. Я клюнула на другое: незадолго до этого через эту же барышню я покупала билет на «Федота стрельца» по Филатову. Впечатления остались самые тёплые и положительные. Поэтому рекомендации барышни сомнений не вызвали.

Но оказалось, на этот раз всё иначе: вместо дорогих декораций — какая-то полувыцветшая тряпка с нарисованными на ней в мультяшном стиле проёмами дверей. Стол и пара стульев, видимо, уже из театрального реквизита самого театра, где гастролёры выступали. Шикарные костюмы оказались обычными современными прикидами. Не удивлюсь, если артисты в них и приехали. Но это всё детали. Главное — игра, которой по факту тоже не было. Было что угодно: кривляние, наигрыш, чтение текста наизусть, но к актёрской игре это всё не имело никакого отношения, как и банальные шутки из статусов в «Одноклассниках» — к действительно оригинальным остроумным шуткам. Про развитие сюжета даже рассказывать не хочется: примитивный сумбур о приключениях жениха после мальчишника, сделавшем предложение невесте… в заключительном акте комедии. Пошлые реплики и «лёгкий» мат, если так можно сказать, повергли в состояние шока. Это тот самый обещанный спектакль, собравший в столице рекордные аншлаги? А известные и популярные актеры — изгнанная Александром Ширвиндтом за профнепригодность доярка из Хацапетовки?

Безвкусице во всём — от задумки до воплощения — дружно аплодировали. Правда, только первые ряды. Галёрка красноречиво молчала, никто не поднялся даже, когда труппа вышла на поклон. Слышались возмущенные реплики активным обзвоном менеджерами «Театрального фестиваля», обеспечившего этот заведомо провальный спектакль зрителями. Впрочем, это его не спасло. После нашла в интернете сотни негативных отзывов зрителей об этой постановке, и это не только моё субъективное мнение. Однако труппа, несмотря на провальные аншлаги, продолжает колесить по стране: деньги платят, и ладно.

Можно говорить о том, что ходить или не ходить на подобные постановки — личное дело каждого. Безусловно. Не сказала бы, что подобное востребовано: без предварительного обзвона бойкими на язык сотрудницами «Театрфеста» залы были бы в лучшем случае полупустыми.  С театральной сцены не могут звучать матюки, даже самые как бы невинные. Должна быть цензура или худсовет, которые подобной несуразицы к постановке не допустили бы. Потому что такие труппы и такие спектакли порочат весь российский театр в целом, московские театры — в частности. Гастроли труппы столичного театра в провинции уже давно не событие. Истинные театралы предпочтут, скорее, спектакль в городском театре. За редким исключением: если на афишах действительно прославленные имена актёров и актрис.

Вместе с тем пока одни ввиду большой конкуренции в актёрской среде и профессиональной невостребованности бравируют принадлежностью к столице, провинциальные театры продолжают радовать своих зрителей действительно интересными постановками.

Убедилась в этом, побывав на спектакле-концерте по поэмам Сергея Есенина «Анна Снегина» и «Чёрный человек» в театре в небольшом причерноморском посёлке Кабардинке. Учитывая, что расположен он в курортной зоне, а зрители на спектаклях — со всех уголков страны, кабардинская труппа работает практически в тех же условиях, что и столичные. Впрочем, разве столь важно, где играть? Если знаешь, как… Если есть дар свыше… Если знаешь, что хочешь сказать миру своей постановкой…

Спектакль впечатлил тем, что в нём не было ни одной лишней детали, что сюжет был продуман до мелочей. Это, пожалуй, новое осмысление жизни и творчества известного и любимого по сей день русского поэта. Режиссёр-постановщик Эдуард Юрков, он же сыграл роль Поэта. Композитор Вячеслав Брусницын написал к спектаклю песни на стихи Есенина — в современной музыкальной обработке, удивившие и вместе с тем тронувшие до глубины души. Слушая их, невольно ловила себя на мысли, как Есенин актуален в наши дни, словно жил и писал сейчас!

Поэт утверждал «вся моя биография в моих стихах», и это так. Он рассказывал рифмами о том, как жил, что чувствовал, что думал… Поэтому его стихи — оттиски истории, эпохи, в которую жил и писал. Эдуард Юрков представил на суд зрителей одну из рифмованных исповедей поэта. Равнодушных в небольшом камерном зале не было: исповедальность всегда задевает за живое.

Уникальность кабардинского театра ещё и в том, что находится он на территории Культурного центра «Старый парк». Здесь на одной территории представлены святыни всех эпох и народов: русский храм, восточная мечеть, японский дворик, античный зал, египетская пирамида, музей Кавказа, средневековая башня замка… Гуляя здесь, проникаешься уникальностью каждой культуры и убеждаешься в мысли, что независимо от религии и национальной принадлежности, у всех народов одни ценности, основанные на принципах добра и мира. Среди всех строений самое большое и красивое здание театра с колоннами в виде деревьев — как храм, призванный пробуждать всё самое лучшее в душе человека. Как напоминание о том, что основа всему – духовность и искусство.

Недопустимо, чтобы балаганные постановки обедняли плодородную почву русской культуры, «разрешая» пошлость, вульгарность, бессмыслицу.

Лариса Есина


1 комментарий

  1. Мария

    Согласна с автором во многом.Недпвно посетила театр в Вышнем Волочке…Поразила игра актеров.Талантливые актеры !!!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика