Кого ты перевёл через Майдан?
22.03.2024Двухнедельный сериал на тему Киевского Майдана 2014 года вышел в 2024 году, был показан по первому каналу на ТВ. Сериал художественный с документальными вставками, красивыми актёрами, ныне живущими персонажами.
Майдан, что это такое? Что за место такое загадочное? Площадь в центре Киева, сборище или место Лобное? Майдан – это всеобъемлющее понятие. Это древнее, сугубо материальное, я бы сказала, немного неземное звучание: бездна, космос, река-Стикс, это любая открытая площадка, парк или площадь, торжище, базар, место собраний, сходов у казаков; это станичный круг, место в кабаке, это прогалина в лесу, поляна, целовальное стойбище, это поташное соляное хранилище, смолокурня, курган, обрамлённый валом, а также ящик для рыбы у поморов. Майдан – это название забастовок рабочих, название революционных схваток и переворотов: евро-майдан, налоговый майдан, оранжевая революция, Майдан — это река, правый приток реки Майна, это площадь Горгасали в Тбилиси, это крупнейший городской парк Калькутты в Индии, это — улица во Владимире, это Майдан Незалежности, это — деревня в Толочинском районе Витебской области, это – хутор в Устьянском районе Архангельской области, деревня в Юринском районе Марий Эл, посёлок в Кочкуровском районе Мордовии, деревня в Кстовском районе Нижегородской области, где я проживаю.
Мы все живём на Майдане, на этом пятачке истории.
Мы все ходим через Майдан.
Мы его пытаемся перейти.
Фильм называется «Переведи её через майдан…» Кого «её» надо перевести? Обратимся к женским персонажам: Рада, жена Игоря Мельника, Юлия Тимошенко – партия «Батькивщина», девушка-Пыль, глухонемая с детства, Алёна Никулина – советник Януковича, а по совместительству предатель, любительница лошадей, секретарь Тимошенко – Катя Трубникова, которая сливала информацию направо и налево и «вашим и нашим», девушка Маша из кафе.
Кого перевести – кто она? Если символически через майдан идут толпы нациков, левых и правых, простой народ, студенты Киевских ВУЗов, протестующих, репортёров, журналистов.
У кого из идущих по майдану счастливая судьба? Ибо гибель на каждом шагу от бедных Беркутят, до простых крестьян, которых привезли бастовать из посёлков. Кто она? Не сама ли Украйна?
Роль Виктора Януковича досталась Александру Наумову, прямо скажу, очень неоднозначная роль – он словно слепой музыкант, обременённый политикой, пытающийся заигрывать с оппозицией в виде Яценюка, Кличко, всего ЦРУ-ушного корпуса, да там предатель на предателе сидит рядом. Жадность, коррупция, жажда денег, власти.
Гибель – вот её-то как перевести через майдан? Сердце кровью обливается. Особенно в моменте, когда русский генерал приехал в Киев и пробует пойти на разговор с Януковичем. Но новый секретарь повязан тем, что шаг вправо, шаг влево – и ты вылетишь из своего кресла. Янукович обложен предателями, которые тянут свои нити, плетут сети, выбраться из которых нет возможности. И в основу ложиться слабость, неумение вести диалог, просто выстраивать параллели власти. Некая мафиозная структура, коей опутан Киев.
Я вижу в этом майдане Москву.
Ибо сама Москва перешла майдан и чуть не погибла в нём. Она шла вместе с кремлём, с улицами, площадями, башенками, со всеми городами вокруг, с лесами и полями, с Сибирью и Уралом. Якутией и Крымом.
И это было страшно.
Европейцы (весь клан «европиков») не давали возможность переговорить с Московским начальством. Препоны, препоны, препоны…
Всё. Стоп!
Как известно, что у истории нет сослагательного наклонения. Но всё же могло ли быть как-то иначе, например, если бы Янукович разогнал майдан, ввел войска, раздал «Беркуту» оружие?
Думаю, что да, через месяц бы никакого уже майдана бы не было.
Если бы те деньги, потраченные на госпереворот европейцами и НАТО, были бы перекуплены деньгами России, ведь Януковичу пришёл от нас транш в виде 3 миллиардов (но тут же был разворован его окружением). В чём суть триллера? Начинается он с ограбления банка в Донецке, расследованием этого инцидента занимается подполковник СБУ Игорь Мельник, воры – члены группы Глухих, говорящих на языке жестов. Майдан служит фоном, а не действующим событием, словно сам по себе, это дает возможность сосредоточиться на любовных перипетиях Рады и её любовника.
Сама Рада – жена Игоря Мельника (единственного честного человека в фильме) и дочь высокопоставленного управленца Коржа, который оказался жадным и мелкотравчатым, ну никак не патриотом.
А вот Рада не смотря на её вечное недовольство, капризы, пьянство, которую любовник кличет «Птичкой» олицетворяет именно ту часть Украины, которая развращена по-женски, перекуплена, да ещё и беременна не от мужа. Её вечная раздражительность понятна – женщина не удовлетворена жизнью, избалована, заласкана, предана всеми, кого любила и предающая того, кто её любил по-настоящему.
Она-то и есть та самая, по моему мнению, кого надо суметь перевести через майдан…
Но куда перевести? Заграницу? В це Европу? В лучшее и лучезарное безбедное будущее? Поэтому её батю Коржа застреливают случайно в процессе кражи денег и распила миллионов, направленных на Анти-майдан. Сам анти-майдан – что есть такое? Это, скорее всего, пророссийская помощь или желание помочь усмирить бастующих. И ведь можно было усмирить! Сначала – разгон манифестантов, в автозаки и в тюрьму, штрафы и предупреждения, затем тихо и мирно проведение перевыборов президента. Но увы, ЦРУ, запущенное во власть, не дремало, роль ЦРУ-ушника играет Григорий СИЯТВИНДА – Полуян немного юродивый, немного наглый и премного тупой. Именно полу-ян. От слова янки, гоу хоум!
Также через майдан идёт Юлия Тимошенко – несомненно умный политик, но амбициозный, слишком зацикленный на собственном обогащении, человек.
А вот есть, вообще, на Украине патриоты? Если безотносительно фильма рассуждать, если ли они? Или вся эта бедная, растерзанная страна состоит из выродков, жадюг, коррупционеров, ждущих манны свыше? Неужели так и будут они собирать материальную помощь по соцсетям? А работать не обязательно? Фильм молча обходит данную линию – лишь ограбление банка, драки, подпольщики, читающие Ницше, казино, кафе, улицы…
И вот эту Украину ведут через пропасть майдана…
Через горнило майдана.
Через боль майдана.
Кто ведёт?
Кто держит её за руку, кто шепчет на ухо – идём?
Кто и что?
Во-первых, это большие и глубокие процессы. Как говорил Ленин – верхи не могут по-новому, а низы не хотят жить по-старому. В 2014 году нужна была перезагрузка всех медиа, радиостанций, театров, концертов, надо было пересмотреть концепцию развития – не бежать в Европу, а строить у себя. Ничего сложного нет. Для этого в каждую организацию направляются специально обученные люди. Патриоты. Они меняют один контент на иной, буржуазное на не буржуазное. Ведь люди – это существа управляемые. Если не поменяются, то война начнётся!
Как в 1917 году! Похоже. И это можно было сделать в 2014 году. Нациков надо было запретить, Бандеровцев объявить вне закона. Да, могло политься свыше: «Ой, опять кровавое большевистское, ой снова сталинщина»! Надо было позвонить Януковичу:
— Бери себя в руки, Виктор Фёдорович!
— Меняй своих помощниц. И помощников.
— Укрепляйся. Исподволь! Впрямую. Не доводи до греха. Закрой ящик Пандоры. Не иди с ними на майдан!
Но Янукович – это вам не бунтарь Пригожин, у которого поехала крыша от амбиций, гордыни…
И поэтому Исход Украины закончился кровавой жуткой и гадкой одновременно януковщенностью. До обидного жаль.
И отчего некоторые из так называемых элитных людей (политиков, профессоров, журналистов) приняли майдан, а затем отреклись от него? Они приняли его сердцем. Ибо исстрадались: тогда на Украине жила мечта – Евросоюз плюс НАТО. Кстати, Россия тоже не была лишена этого желания. Она тоже хотела туда: в светлую европейскую мечту. Именно в России свои корни обрели евромечта, евролюбовь, еврожелание. Ибо многие писатели прямо-таки из штанишек выпрыгивали, лишь бы попасть своими книгами на полки книжных магазинов. Помню КНИЖНУЮ ярмарку в Париже – половина москвичей там тусила, начиная от председателей Союза и иных «денежных» писательниц. Многим хотелось попасть «в струю», засветиться. Добрая половина поэтов Украины и сейчас тусит в Польше, Англии, Чехии, Эстонии. Да я и сама, грешным делом, была не прочь участвовать в литературных конференциях в Чехословакии. Пару недель тому назад снова получила приглашение из института связей города Праги.
«Госпожа Леонтьева, ждём вас на ежегодной конференции по эмигрантской литературе. Взнос 480 евро»
Это ли не мой личный переход через майдан? Ибо я остаюсь! И не еду. Но кто-то поедет, кто-то не останется. Список не маленький.
Триллер заканчивается трагически и переломно. Ибо с высоты почти десяти лет события выглядят так, как в кино. А в 2014 году мы все просто охали, поводили плечами от бессилия. Думаю, что и наши власти не знали, как поступить. надеялись, что с той стороны одумаются, придут в чувство.
Но не пришли.
Не одумались!
***
Припадая к местам Вифанским
в первый век в тридцать третий год,
Ты же можешь через майданских
перевесть нас без всяких хлопот!
Не убитых и не сожжённых,
не обманутых, не прокажённых,
не заблудших, не стрелянных в лоб!
—
Из Вифании в Иерусалим Ты
шёл, предчувствием грустным томясь,
Ты же можешь! Майданские битвы
заглушить!
…перевёрнут КАМАЗ
и покрышки горят в глицерине,
в смеси Молотова, дым и гарь,
Ты веди нас из этой равнины
по камням, по просёлкам, как встарь!
—
Но не надо нас – через майдан!
Чтобы там разрыдаться в безумье,
там Харон, там река, Русь и Стикс
на одном берегу сразу вниз,
на другом берегу запах скумбрий.
Нас не надо через майдан!
—
Ибо он стал большим, что пустыня
и лежит он пластом в забытьи,
рядом горы, поля, полыньи.
Пост Велик. Бог стоит посредине.
—
— О, да минет пусть чаша сия!
В небе Отче – большой, всемогущий.
Это блок-пост Вифания, а
пост второй – сад, где вишни и груши.
—
Нам не надо через майдан,
нам не надо через майдан,
семь недель нам допреже поститься,
Бог сумел, чтобы Сына отдать,
Бог умел, чтобы Сына отдать
для людей целиком, не частицу!
На тот берег, где Русь, Стикс и птица.
—
Всё же Он перевел чрез майдан
для того, чтобы мы все прозрели,
как слепой, что прозрел, музыкант!
И вот теперь нам, перешедшим, пережившим майдан, оказавшимся за его вратами, за его безднами, провалами, за его чудовищной и страшной сутью, понявшим, как мы обманулись во многом, а это:
1. Ни в коем случае нельзя было вводить обличения «культа личности Сталина», ибо это действо порочит нашу историю, нашу победу в 1945 году.
2. Нельзя было поддаваться решению распада СССР.
А что можно было?
1. В конце концов, заняться культурой и истиной литературой, как искусством.
В триллере майдан – это некое подобье свадьбы с нечистой силой, похороны Малюты, а затем сразу же его рождение, ибо Рада беременна, ой, Божички, от мужа законного…
А беременна Рада от мужа законного,
ой, Божички, не учи учёного, не учи учёного!
Не учи эту глупую берёзу с кленами,
эту девку тупую влюблённую
из кафе за углом, никакую кралю:
как мы там танцевали,
как мы там обнимали,
перстенёк да на пальчик надели из стали,
ой, Божички, да в искусной оправе!
—
А беременна Рада от мужа законного,
он об этом узнал не из уст своей жёнушки,
просто из смс:
— Это твой сын! Ты понял ли?
Так звучало уже за оффшорами!
—
Остров Мэн да Сейшелы и Доминиканы.
Наступило похмелье, что после веселья.
Топнул ножкой в сапожках, вставая с постели.
Ой ты, Божичка, сечь буду панну!
—
С этой панночкой спать, что куканом ловить
щучью дочь, потаскуху да навку,
у неё только холод на месте любви,
грудь лаская наткнёшься в булавку.
—
Я ль не нравлюсь тебе – справен, честен, как царь?
Я ль не люб? Отвернулась. Застыла.
Ах, отродье болотное, лешего ярь,
у тебя лягушатина в жилах.
—
А беременна Рада, беременны все,
все на сносях, брюхаты безмерно!
Ой, ты Божичка, вертится на колесе
мой кукан, а в нём рыба-царевна!
—
Просыпается мельник и тащит зерно,
свет такой, словно жизнь наша мимо!
Наплясались мы да насмотрелись кино,
из семян белых став чёрным дымом!
Светлана Леонтьева
член Союза писателей России
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ