Вы здесь: Главная /
ЛитПремьера /
Александр Ралот. ««Янки-пират» или адмирал флота Российского». Историческая загадка
Александр Ралот. ««Янки-пират» или адмирал флота Российского». Историческая загадка
26.04.2024
/
Редакция
Я уже писал, что в недалёком прошлом имел обыкновение вставать пораньше и, наскоро перекусив, часами бродить по улицам, переулкам и дворам, культурной столицы нашей России.
Однажды ноги привели меня на пересечение двух знаменитых улиц Гороховой и Большой Морской. Именно там я и увидел её. Красивую мемориальную доску с надписью аж на двух языках, русском и ниже на английском.
С памятью, у меня, слава богу, проблем ещё нет и потому, она заботливо воспроизвела страницы миниатюры моего любимого писателя Валентина Савича Пикуля
(кто забыл или не знает, он сам — бывший юнга!)
«Потопи меня или будь проклят!»
Вернувшись к себе в номер, я немедленно обратился за помощью к «всемирной паутине» и был немало удивлён.
Но обо всём по порядку.
1747 год. Шотландия.
Семья, в которой родился герой этой загадки, была ни то, ни сё. То есть не бедствовала, но и богатеями его родителей назвать было нельзя.
Парнишка рос быстро. И как большинство его сверстников, мечтал о море и дальних странах. Но, в отличие от многих, сумел претворить мечту в реальность. В неполных четырнадцать лет дал дёру из семейного гнёздышка и нанялся юнгой на торговое судно, совершающее плавание между Англией и её американскими колониями.
Однако дела у судовладельца шли, мягко скажем — не очень, в общем, через несколько лет, принадлежавшее ему плавсредство было продано с молотка, для погашения накопившихся долгов. Но наш юноша с морем не завязал, нанялся на корабли, доставляющие рабов на Новый континент.
1768 год.
Двадцатиоднолетний парень, прибыв с очередным рейсом в Ямайку, покинул невольничий корабль, и на первом судне, идущем в родную Шотландию, отбыл в родные края.
Неизвестно, как сложилась бы судьба нашего героя, сумев он доплыть до «Туманного Альбиона».
Увы. Прямо посередине бушующего океана, взял да и помер капитан! А через некоторое время, отдал богу душу и его помощник!
Ни один из простых матросов корабля и понятия не имел, как управлять большим торговым судном. Вот и пришлось герою этой загадки взять командование на себя.
Ночь 9 апреля 1775 года.
Бостонский ювелир Поль Ривир, в сердцах, зашвырнул куда подальше, свои инструменты, после чего запер, принадлежащую ему лавку, и отбыл в свой исторический рейд, дабы весь цивилизованный мир узнал, что война Соединённых Штатов Америки за независимость началась.
И наш знакомый, ныне безработный капитан стал одним из первых, кто откликнулся на воззвание — «Взять в руки оружие и бороться, во имя свободы!»
Второго декабря он поднял континентальный флаг на военном судне «Альфред», в звании первого лейтенанта[1].
Через несколько месяцев он уже командовал двенадцати пушечном шлюпом «Провидение»! Но англичане и не думали сдаваться без боя. Они плотно блокировали побережье Северной Америки, используя для этого силы и средства со своих военно-морских баз, расположенных в Нью-Йорке и на острове Ямайка. Это очень мешало снабжению армии восставших.
Но нашему капитану удалось захватить целых восемь(!) вражеских кораблей, и столько же потопить! Казна Великобритании понесла убытки не в один миллион долларов.
1777 год.
Американский конгресс принял резолюцию, состоящую из двух пунктов.
Первое — утвердить государственный флаг нового государства.
Второе — назначить удачливого капитана командиром восемнадцати пушечного корвета «Рейнджер».
Теперь ему представлялась возможность доплыть до берегов Англии, и предоставить возможность её обитателям, на «собственной шкуре» познать, что такое настоящая война!
Десять лет спустя.
Слава бесстрашного капитана и отчаянного вояки облетела весь мир.
Но, увы, несмотря на то что Конгресс Соединённых Штатов отчеканил по случаю победы бронзовую медаль с его портретом, а Людовик Французский презентовал герою орден и шпагу с золотым эфесом, адмиральского чина ему присвоила не одна из этих стран.
Добившись независимости от бывшей метрополии, американские конгрессмены, в целях экономии тотчас распустили армию, и самое страшное для любого моряка — пустили с молотка флот.
А во Франции собственных адмиралов было в достатке, да ссориться с соседней Англией из-за, пусть и знаменитого, но всё же иностранца, не было никакого резона.
Каково же было его удивление, когда русский посол в Париже, от имени российской императрицы сделал ему предложение.
(Из письма в посольство. Американец хочет быть адмиралом? Пусть будет!
Екатерина II Великая»[2])
Дважды убеждать героя этой загадки не пришлось!
— Я согласен, я, уже в пути.
***
Царица умела произвести хорошее впечатление.
Из письма новоиспечённого российского адмирала своему другу Лафайету:
«Императрица приняла меня с самыми лестными почестями, большими, чем, вероятно, может похвастаться какой-либо другой иностранец, поступающий на русскую службу». [3]
1787-1791 год. Очередная русско-турецкая война.
«… с Паулем Джонсом увиделись мы, как столетние знакомцы», — А.В. Суворов.
« » Он неописуемо храбр, безгранично великодушен… Я полагаю, что в его лице Россия имеет величайшего воина… Он не только первый генерал России, но и наделён всем, чтобы считаться первым и в Европе», — писал герой этой загадки.
» Он бредил здесь батареей на косе, до сего времени исполнить сие не было возможно, ничего не решено, дыры латаем спустя рукава… пишет мне про батарею словно министр». Генерал-аншеф. А. Суворов
***
При первой возможности батарея была построена.
7 июня 1788 года.
Русская эскадра под его командованием и гребная флотилия Нассау-Зигена, стоявшие в лимане, неожиданно были атакованы почти вдвое превосходящими силами турок.
Но огонь русских кораблей был точен. Потеряв три корабля, неприятель отступил к крепости Очаков.
***
Русские в Херсоне и на Кинбурнской косе, с нетерпением ждали прихода эскадры адмирала Войновича, вышедшей из Севастополя. Однако сильный неблагоприятный ветер и нерешительность помешали адмиралу привести свои корабли к назначенному часу.
В полдень 16 июня турки пошли в атаку.
Двум русским кораблям противостояло десять вражеских.
Кроме этого, капудан-паша Газы-Хассан имел преимущество в галерах и фрегатах.
А эскадра Войновича, на помощь, так и не пришла.
Ночами наш герой лично ходил в разведку на крошечной шлюпке, переодевшись запорожским казаком.
Однажды он причалил к борту турецкого флагманского корабля и мелом начертал на его борту:
«Сжечь! И поставил свою подпись».
***
В разгар боя шестидесятичетырёхпушечный турецкий корабль сел на мель.
Эта опасность угрожала и другим их кораблям. Чтобы этого избежать, враг вынужден был отдать якоря.
И тогда русские корабли сами перешли в атаку.
Капудан-паша был пленён, вместе с семью сотнями своих подчинённых.
1790 год.
Несмотря на все свои воинские успехи, герой этой загадки попал в опалу. Его отстранили от командования эскадрой и он, напоследок, хлопнув дверью, уехал в Париж.
Прожил там пару лет. Но о нём вспомнили. Летом 1792 года пришло известие из Америки о назначении его консулом в Алжир.
Но добраться туда, наш герой не успел. Умер от болезни почек, на сорок шестом году жизни.
Сто тринадцать лет спустя.
Историк Август Бюэль, после многолетних поисков отыскал-таки его могилу.
За прошедшее столетие над ней образовался многометровый слой.
Захоронение вскрыли. В железном гробу лежал, словно живой рыжеволосый шотландец, облачённый в мундир русского адмирала.
(Дело в том, что перед погребением гроб залили виноградным коньячным спиртом, словно предчувствуя, что Америка и Россия вспомнят своего героя!)[4]
Должны вспомнить и мы, имя удивительного человека. Так много сделавшего для нашей страны.
А подсказки?
Их традиционно — две.
Первая — книги Александра Дюма, Джеймса Фенимора Купера, Редьярда Киплинга, Валентина Пикуля и Святослава Бэлза, в которых, не раз, упоминается его имя.
Вторая — картина Памелы Патрик Уайт.
Александр Ралот
__________________
[1] — Этот флаг сшила Маргарет Мэнни во время Войны за Независимость, её флаг имел 13 горизонтальных полос красного и белого цветов, в крыже – флаг Британии. Как предполагают историки, Фрэнсис Хопкинсон подкорректировал Континентальный флаг, чтобы придать полотнищу более «независимый» вид, то есть непохожий никакие другие. Согласно тому же преданию, флаг с обновлённым дизайном первой сшила Бетси Росс (Элизабет Гриском) — швея из Филадельфии.
[3] — там же.
1 комментарий
леонид+исаенко
30.04.2024Александр, как обычно хорошо — сюжет для фильма, но… 1. вероятно правильней «… НЕ присвоил НИ один…» Иначе абсолютное не понимэ.
2. «…да И ссориться…»
А всё-таки никаких намёков не проглядывается, почему он покинул Россию, может быть виновник ПАВЕЛ? поклонник Фридриха?