Екатерина Рудницкая. «Ворона-путешественница». Сказка
18.04.2024– Бабушка, расскажи какую-нибудь историю!
– Новую!
– С приключениями! Ты же все знаешь.
– Ишь, чего захотели, – нахохлилась старая ворона. – Маленькие ещё истории слушать.
– Нет, не маленькие, – загалдели три вороненка. – Видишь, у нас уже черные перья на груди появились. Родители считают нас большими.
– Кормить не хотят. Говорят: сами клюйте, но только то, что мы разрешим.
– Ещё отнимают, если несъедобное схватишь…
– Большие значит, – произнесла ворона и посмотрела внимательно на внуков. Вначале одним глазом, потом другим. – На дерево взлететь можете и уже возомнили себя взрослыми.
– А как же. Мы от собаки улетели. Она нас от еды прогнала.
– Мама сказала, она нас съесть хотела!
– Смешная, бегала за нами и лаяла.
– Ну, положим, играть с собаками в догонялки вам ещё рановато. Для этого нужно мастерски летать уметь, пробурчала ворона. – Ладно, уговорили. Поведаю я вам историю, как ворона на юг оказалась. Из какой стаи она была, и когда это было, не знаю. Все вороны, рассказывающие эту историю, утверждают, что та путешественница являлась именно их родственницей. Такая история про вас устроит?
– Конечно, конечно, – зашумели воронята.
– Тогда слушайте. В одном северном городе жила была ворона. Когда она перестала считаться птенцом, захотелось ей разузнать о жизни перелетных птиц. Вы уже, наверное, от родителей слышали, что с наступлением холодов многие вороны откочевывают в более теплые места, а их бывшие территории занимают сородичи, прилетевшие с севера. Когда зима кончается, большинство ворон возвращается к родным гнездовьям. Но есть птицы, черные стрижи, скворцы, иволги, грачи, утки, гуси, лебеди, которые улетают далеко-далеко в теплые края. Они-то и рассказали вороне о юге, об огромном море и о городах, в которых никогда не бывает снега.
Ворона очень захотела побывать там. Она стала расспрашивать своих сородичей, но никто из них так далеко не путешествовал. Взрослые птицы не хотели показывать свою неосведомленность в этом вопросе. Отказывались говорить о длительных перелетах в неизвестные земли. Высмеивали. Только старый ворон отнесся к ней с пониманием.
– Я хоть и не принадлежу к вашему виду, но все же я дам тебе совет, – сказал он. – Когда первые стаи перелетных птиц тронутся на юг, расспроси, где у них следующая остановка, а потом следуй за ними, сколько сможешь. Затем по полученным приметам добирайся до места и там жди следующую стаю. Так и долетишь.
Ворона поблагодарила мудрого ворона за совет, и, когда закончилось лето, попрощавшись с родными, тронулась в путь.
Крылья её уставали от длинных перелетов. Еду найти на новом месте бывало очень сложно. Но ворона целеустремленно летела к своей цели. И вот, наконец, она увидела бескрайнее море.
Уставшая, но счастливая, путешественница решила остановиться в одном из прибрежных городков. Её сразу заметили местные вороны. Узнав, что она прилетела с севера, они очень заинтересовались. Все сразу обступили её, чтобы послушать истории о других городах. Даже голуби и воробьи прилетали и скромно стояли неподалеку, слушая, о чем она говорит. Вскоре птицы начали её величать Северной вороной.
Она захотела свить себе гнездо в городе, но сородичи ей не разрешили.
– Мы все тебя очень любим, – сказали ей они, но нам самим не хватает мест и пищевых ресурсов. Мы не можем себе позволить выращивать более четырех воронят, а хотели бы ставить на крыло по шесть. Иди, ищи себе место, где хочешь.
Северная ворона не обиделась. «Бедняжки, – подумала она, – вокруг так хорошо, тепло, полно вкусной еды, а они сетуют на квартирный вопрос и материальные сложности. С моей популярностью мне здесь везде будут рады».
И ворона полетела к морю. Попросилась она жить к чайкам. Те пошумели, но пустили её на свой скалистый остров. Ворона свила гнездо на камне. Тут подул сильный ветер, и всю её постройку сдуло в море. Тогда она сделала себе дом в расщелине. Но однажды полил сильный дождь. Между камней собралась вода и гнездо затопило. Тогда ворона перебралась на берег, где росли деревья, и свила в ветвях одного из них уютное гнездышко. Стала Северная ворона вести жизнь отшельницы. На побережье оказалось мало еды. Только во время отлива она наедалась досыта, подбирая погибших морских обитателей или лакомясь нежным мясом моллюсков, сбрасывая с высоты их раковины на камни.
Всё чаще путешественница вспоминала родной дом, мечтала о вкусных деликатесах, которые люди иногда приносят на свалки. Как-то раз ворона решила полакомиться яйцами. Но стоило ей начать подкрадываться к чужому гнезду, оставленному, как ей казалось, без присмотра, все чайки и крачки налетели на неё и пригрозили ощипать. Северной вороне пришлось срочно бежать, спасая свое оперение.
Приуныла она. Интерес других птиц к ней постепенно угасал. Попытки поохотиться на птенцов и мелких птах совсем испортили отношения с местными обитателями. Ведь если от живших тут испокон веков ворон они такое терпели, считаясь с дружной стаей, то одинокую птицу старались строго наказать, частенько припоминая ей ещё и грехи сородичей.
Однажды Серверная ворона кружила над морем. Вдруг, она увидела необычных огромных рыб. Те резвились и играли друг с другом, выпрыгивая из воды. Северная ворона подлетела поближе.
– Здравствуйте, странные рыбы, – сказала она. – Чему вы так радуетесь?
– Мы не рыбы, – ответили незнакомцы. – Мы дельфины. Рыба – наша добыча. А что ты делаешь над морем?
– Учусь быть чайкой. Меня здесь все зовут Северной вороной, потому что я прилетела издалека, – гордо ответила ворона.
– Мы про тебя слышали, – ответили дельфины. – Но если ты останешься сама собой, а не будешь пытаться стать кем-то другим, ты только выиграешь, – возразили они.
– А разве чайкой быть разве плохо? – удивилась ворона.
– Нет. – Ответили дельфины. – Просто ты никогда ей не станешь, даже если перекрасишь свои перья в белый цвет.
– Но чайкам хорошо на побережье, а я не собираюсь покидать море, я слишком долго до него летела, – заявила ворона.
– Ты долго добиралась до своей мечты, но ты её не исполнила. Спроси себя, чего ты хотела достичь, отправляясь сюда? – с этими словами дельфины нырнули, и ворона потеряла их из виду.
Она вернулась в свое гнездо и задумалась. Северная ворона поняла, что летя на юг, хотела повидать мир, себя показать. Благодаря путешествию она многое узнала, но вдали от сородичей она чувствовала себя никому не нужной. И тогда ворона решила вернуться.
Родная стая вначале встретила её прохладно, но вскоре птицы оценили знания и умения путешественницы. С Северной вороной стали советоваться и приглашать на ответственные вылеты. Данное ей птицами теплых краев прозвище всем понравилось. Она не возражала. Свила гнездо, воспитала воронят. Жила долго и счастливо, поддерживая дружеские отношения с представителями всех окрестных вороних стай. И по сей день в наших краях, когда старшие обучают младших какому-нибудь сверх хитроумному способу, говорят, что придумала его Северная ворона.
Екатерина Рудницкая
Фото автора
комментария 2
Василиса
02.08.2024Сказка очень метафоричная,мудрая!
Юлия
18.04.2024Увлекательно, познавательно, поучительно, Поздравляю, Катя, с новым художественным произведением. и приглашаю на читку в библиотеку 196.
С уважением,
Юлия Яковлевна Водолагина,
главный библиотекарь библиотеки 196