Онтология О. Охапкина
09.04.2024
/
Редакция
…Сфинкс гипнотизирует…
Он завораживает – пусть не египетский, возле которого можно услышать ответы на любые вопросы, пусть тот – из дебрей мифологии, и он, будучи сам частью мировой поэзии, точно просится в её словесное оформление:
Ужасный зверь!.. Прекрасное лицо
В нём женщину таит с глазами бездны,
Но львиные объятия железны,
И этой мощью замкнуто кольцо.
Мощно замкнуто и кольцо строфы, ассоциативно отзывая к св. Себастиану с исполнение Р. М. Рильке.
О. Охапкин онтологически относился к советскому литподполью: сколько бы сборников не подготовил, собрав и архитектурно выстроив, официально опубликовал только несколько стихотворений и переводов; но рукописи расходились в самиздате, функционировавшим тогда бесперебойно, как часы.
…жаркое таинственное мерцание легко вьющихся строк завораживает:
Это наше право
И больной вопрос –
Жаркая отрава
Сладких папирос.
—
Это утешенье,
Ложь в который раз
Вместо воскрешенья
Жизни без прикрас.
Какова бы она была – жизнь без прикрас?
Жизнь, данная на полюсе свободы и сокровенной откровенности: печали, радости, всего жизненного вороха?
А какова бы была жизнь, построенная на принципах любви и взаимопомощи?
Не узнать, а утопии все грешат… детством.
Уникально крепкая работа поворотных запятых, словно позволяющих заглянуть в изнанку смыслов; и ощущения мнятся шаровыми, гранича с откровениями, пойманными сачком строки:
Душа глубокая не знает
Порой, как выразить себя.
Сквозною раной в ней зияет
Вся жизнь, рыдая и скорбя.
Масса ощущений не поддаются описанию: ни в стихах, ни в прозе, оставаясь индивидуальной принадлежностью бедного их носителя.
Но – О. Охапкин смог выразить многое: преодолевая барьеры невыразимости.
Лес, странно сквозящий последней тайной раскроется суммой стволов, звучащих органами природы:
Как тянет в кладбищенский лес,
Где сосен мерцающий блеск
И тишь от вершин до небес,
И горнего облачка брезг…
Как тянет в кладбищенский лес,
Где горек валежника треск,
Где тени стволов и кресты
В забвенье наводят мосты.
Щёлканье и переборы острых, как лезвия травы, рифм.
…жуть накатывает, и, сходясь с литературой, гипнотизирует она русским Севером:
Колкий снег и тьма с полночи.
Русский Север: лёд и мрак,
Чёрный ветер, красный флаг…
Блок, закройте Ваши очи!
—
Эта музыка в ночи –
Полстолетия Россия
В лапах бешеного Вия.
Гоголь, зубками стучи!
Рвутся струны, зигзаги звукописи отдают резкостью.
Он совмещал – Охапкин: резкость и нежность, онтологию и обыденность.
И банальное восклицание может играть не банальною гранью:
О, до чего же наша жизнь грустна!
Бывает счастье. Но оно уходит.
Звезда высокая передо мной – блесна,
Как будто в небе спиннинг кто-то водит.
Ах, узнать бы про тот таинственный спиннинг, не говоря – про гипотетический улов!
Поэт даёт знак: сам не в силах знать.
Олег Охапкин раскрыл цветы своего мира в реальность: красиво и властно, нежно и трепетно, очень по-своему, и, каков бы ни был круг его читателей, каким бы числом не определялся, стихи живут, верша метафизическую работу.
О редакции: «Бронзовый век» Олега Охапкина
Первая официальная публикация Охапкина состоялась в сборнике «Круг», изданном в апреле 1985 года Ленинградским отделением Союза писателей.
Олег Александрович Охапкин был выдающимся представителем ленинградской «второй культуры» и идеологом концепции «Бронзового века» русской литературы. Эта концепция представляет собой символический календарь, в котором «Бронзовый век» является эпохой, следующей за «Золотым» и «Серебряным» веками русской поэзии.
Концепция «Бронзового века» Охапкина связана с периодом 1970-1980-х годов, когда в СССР происходило столкновение между официальной культурой и неофициальным творчеством, в том числе литературой и искусством. В это время формировалась духовная оппозиция режиму, и многие представители интеллигенции искали способы выразить своё несогласие с партийной линией.
Охапкин, будучи одним из самых активных деятелей этой «второй культуры», разработал идею «Бронзового века» как способа самоидентификации и самовыражения для писателей и поэтов, которые не могли или не хотели следовать канонам соцреализма. Эта концепция подразумевала, что после «Золотого века» Пушкина и «Серебряного века» начала XX века, русская литература вступила в новую эпоху, которая требовала новых форм и нового содержания.
В своих работах Охапкин часто обращался к мифологии и истории, используя их как инструменты для исследования современности. Он стремился увековечить дух времени, в котором жил, и своим творчеством отразить сложные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Охапкин также был известен своими публичными выступлениями и активным участием в литературной жизни Ленинграда. Он вносил значительный вклад в развитие неофициальной культуры, которая существовала параллельно с официальной идеологией и часто подвергалась цензуре и преследованиям.
Важно отметить, что «Бронзовый век» Охапкина не был единым или строго определённым литературным направлением. Скорее, это была метафора для описания творческого поиска и экспериментов, которые происходили в сфере искусства и литературы в условиях ограничений и табу, навязанных советской властью.
Охапкин ушёл из жизни в 2008 году, но его наследие и идеи «Бронзового века» продолжают влиять на русскую культуру и литературу, оставаясь актуальными для понимания того периода истории.
Главред
Дмитрий Плынов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ