Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
«Рассудочность, исключающая поэтичность». К 2075-летию Лукреция Кара
«Рассудочность, исключающая поэтичность». К 2075-летию Лукреция Кара
24.06.2024
/
Редакция
Материя вечна, и, состоящая из атомов, она определяет безграничность вселенной: как утверждал Эпикур, призывавший к гармонии умеренности; и Лукреций, изложив эпикурейство в широкошумной, гекзаметроносной поэме своей, подтвердил правильность философа.
Правду его.
Постоянное движение вселенной, её вечные метаморфозы, изменения изменений, и человек, помещённый в центр самого себя, не должен бояться смерти, с которой, к тому же, никогда не встречается.
А – чтобы избавить людей от страха смерти, Лукреций опровергает возможности существования загробного мира: не понятно чем собираясь утешить – отсутствием сознания?
Пропаданием памяти и всех впечатлений бытия?
Впрочем, он едва ли думал кого-то утешать.
Поэма звучит благородным стоицизмом и лёгкой мудростью:
Так что, мы видим, отнюдь не в ничто превращаются вещи,
Но разлагаются все на тела основные обратно.
И в заключенье: дожди исчезают, когда их низвергнет
С неба родитель-эфир на земли материнское лоно,
Но наливаются злаки взамен, зеленеют листвою
Ветви дерев и растут, отягчаясь плодами, деревья.
(пер. А. Петровского)
Круги расходятся плавно, мерцают драгоценные слова, необыкновенным спокойствием веет от поэмы.
Стоицизм не существует ещё.
Он уже прописан Лукрецием, определившим у человека свободу воли и независимость от богов.
Они есть фантомы фантазий…
Если же тут, наконец, сама начала бы природа
Вдруг говорить и средь нас кого-нибудь так упрекнула:
Что тебя, смертный, гнетет и тревожит безмерно печалью
Горькою? Что изнываешь и плачешь при мысли о смерти?
Ведь коль минувшая жизнь пошла тебе впрок перед этим,
И не напрасно прошли и исчезли все ее блага,
Будто в пробитый сосуд налитые, утекши бесследно,
Что ж не уходишь, как гость, пресыщенный пиршеством
жизни,
И не вкушаешь, глупец, равнодушно покой безмятежный?
(пер. А. Петровский)
Покой – полюс существования.
Верный.
Рассудочность, исключающая поэтичность, и – что может быть поэтичнее плавных накатов поэмы Лукреция?
Материализм стал развиваться в античности: истекая из поэмы Лукреция.
Потом – о ней забыли.
В средневековье нашли, но тогда всё уже воспринималось иначе.
От редакции
Уникальность гения Тита Лукреция Кара проявляется в нескольких ключевых аспектах его творчества и философских взглядов.
Во-первых, Лукреций был одним из ярчайших представителей атомистического материализма и последователем учения Эпикура. Его главное произведение «О природе вещей» стало выдающимся образцом философской поэзии, в котором он сумел соединить глубокие научные и философские идеи с поэтической формой изложения. Это сочетание науки и искусства делает труд Лукреция уникальным для своего времени.
Во-вторых, Лукреций предложил новую концепцию истины, рассматривая её как результат созидания, а не простого созерцания. Такой подход был революционным для античной философии и предвосхитил многие идеи более поздних мыслителей.
В-третьих, философия Лукреция отличалась антиплатонизмом, что выражалось в попытке переоценки сократовского наследия. Это демонстрирует его независимость мышления и готовность бросить вызов устоявшимся философским традициям.
Четвёртым аспектом уникальности Лукреция является его подход к проблеме природы. Он рассматривал природу не как универсальную, а как партикулярную величину, что было новаторским взглядом для его эпохи.
Наконец, Лукреций обладал удивительной способностью сочетать философскую глубину с поэтическим мастерством. Цицерон, признавая в поэме Лукреция «многие проблески гения», отмечал также «немалое искусство» автора. Это свидетельствует о том, что Лукреций не только был глубоким мыслителем, но и талантливым литератором.
ГлавРед
Д.Г. Плынов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ