Ольга Иванова: «И одна мне Орбита – это ты, моя Русь!». К 70-летию О. Ивановой
05.02.2025Многие знают этого человека как честного, влюблённого в своё дело учителя, начальника службы по делам несовершеннолетних республики, замминистра образования и науки; другие – как автора 19 сборников, члена Союза писателей России, заслуженного деятеля искусств Крыма, лауреата литературных премий, обладателя медалей, кавалера ордена «За верность долгу»; а я – просто как мою верную и преданную подругу.
Когда она встречается с детьми, пригласившие её взрослые обычно говорят:
— Это писатель, запомните фамилию…
Она перебивает:
— Не запоминайте. Придёте в библиотеку, и называйте первую попавшуюся.
Дети удивлённо:
— Иванова, что ли?
Впервые я увидела Ольгу Алексеевну Иванову, когда областной отдел народного образования поручил ей провести урок по ГТО, а мне, среди проверяющих, посетить его. Я ещё подумала, что интересного может быть на таком уроке? Учительница очаровала всех, кто был на нём, а моё сердце с тех пор принадлежит ей с взаимностью. Не зря же Ольга Алексеевна уверена в том, что хороший учитель – это сценарист, постановщик, режиссёр, художник и артист ежедневных 4-6 спектаклей. К каждому уроку она готовилась, как к детскому занимательному мероприятию сочиняла, рисовала, клеила, шила. Не зря её выросшая ученица Лена Выбодовская написала о ней в Интернете: «Это лучшая учительница всех времён и народов!». Есть благодарные и любящие письма не только от учеников, но и от их родственников из России, Украины, Израиля, Великобритании, США; а о её литературном творчестве – отзывы педагогов, журналистов, учёных-филологов, о чём ещё вскользь скажу ниже.
О. Иванова начала писать стихотворения в пять лет. Вот как она сама с улыбкой вспоминает об этом: «Однажды родители должны были уйти и оставили меня на короткое время в постели. Они дали мне книгу и приказали не вставать, так как я была после операции. За окном повалил снег. Может ли крымский ребёнок остаться к нему равнодушным? Снег шёл крупными хлопьями, и в такт ему я раскачивалась на панцирной сетке кровати. Снег валил и валил. Когда пришли родители, я уже летала до потолка и кричала, чтобы родители скорей записали то, что я сочинила. Из смеха родителей я и поняла, что буду поэтом». Первое стихотворение не сохранилось, а позже появились стихи «Снегопад», «Здорово!», «Вдыхаю утро», «Дача в Симферополе», рассказ «Если спешишь».
О. Иванова умеет привлечь к себе внимание любой по количеству и составу аудитории, причём в любых условиях. Однажды я пригласила её в 29 школу. В актовом зале собрались старшеклассники и учителя. Начался творческий вечер. Говорят, что современные дети не любят книг, поэзию. Но подростки сидели, как зачарованные. Неожиданно погас свет во всём микрорайоне. Зал ухнул, а Ольга продолжала говорить своим обычным спокойным тоном. Зал замер. И вдруг по нему рассыпались огоньки. Это дети включили фонарики и телефоны. Когда встреча закончилась, возле Ольги продолжала крутиться группа ребят, с которыми Ольга нашла о чём поговорить. Потом сказала мне, что это происходит часто.
— Школьники молодцы, что приходят на литературные вечера. Перед этой встречей были у меня в «Орловке» шестиклассники. Они вообще поразили! Да, слушали; да, брали автографы; да, были активны на стадии «вопрос-ответ». Изумило не это. В конце подошли два парники, стоят, мнутся.
— Вам автографы?
— Нет.
— Не успели сфотографироваться?
— Успели.
— Так что же?
— Можно Вас обнять?
Шестиклассники! Говорят, колючий возраст!
Ольга пишет для разных возрастных категорий.
Для малышей (прибаутки, «Щука», «Бык», «Похвальба» и другие):
Тётя овечка стоит возле печки,
Варит овечка перловку и гречку.
Трётся о ноги голодный барашек:
Много барашку положено кашек.
(«Кашки»)
Я киску в гости пригласил,
Сосиской киску угостил,
И кланяясь мне низко-низко,
О ноги долго тёрлась киска.
(«Кис-кис»)
Интересны стихотворения для дошкольников, передающие их детскую непосредственность и открытость («Хочу в детский сад!», «В новогоднюю ночь», «Ура, идёт снежок!» и другие):
Зимним вечером поздним
Мы в Москве в декабре.
Ярко-алые звёзды
На Кремле, на Кремле.
Мы на площади Красной
(Самой главной в стране)
С папой за руку в праздник.
Очень радостно мне!
Окружённые людом,
Как единой семьёй,
Мы стоим под салютом
И гордимся страной.
Белых бабочек стаи
Заведут хоровод.
Мы с Россией встречаем
Новый год, Новый год.
(«На красной площади»)
Для младших школьников написаны «Первая «пятёрка», «Не зовите её хохотушкой», «Оттепель», «Записка» и другие:
Звенит заливистый звонок.
Зовёт зверушек на урок.
А на уроке тихо-тихо:
Здесь учит ёжиков Ежиха.
Сидят спокойно малыши
И пишут:
«Шишка, шип, ужи», –
Ежиха ходит по рядам,
Слова диктует по слогам:
– Широкий, жить, жираф, моржи,
Ежишка Ёжев, не спеши,
Проверь-ка записи свои,
Пиши шипящий с буквой «и».
Ложатся буквы на листок,
И у ежей идёт урок.
Не ошибайтесь, малыши,
Пишите верно «жи» и «ши».
(«В лесной школе»)
Или:
Воробьишко, воробьишко
Любит буквы, любит книжки:
Для того, чтоб щебетать,
Нужно очень много знать.
(«Воробьишко-читатель»)
Для этого возраста автором написано немало рассказов, в которых автором преследуются воспитательные цели, но, что радостно, в них нет назидательности. Рассказ «Можно ли влюбиться в 3 классе» широко обсуждался в школах и полюбился ученикам и учителям. В этом рассказе я узнаю саму Ольгу Иванову.
Для среднего звена автор предлагает стихотворения «Берегите природу!», «Библиотека», «Белая ворона» и другие:
От страданий уйдя в забытьё,
Он в бреду умолял, умирая:
Я прошу, позовите её!
Где ты, милая? Раечка! Рая!
И в горячке срывая бинты,
Полковой командир в медсанбате
Не смолкал:
Рая, слышишь ли ты?
Неужели жене нет халата?
И тогда седовласый хирург,
Потеряв даже проблеск надежды,
Закричал:
Поскорее, прошу,
Позовите кого-то из женщин!
Вопреки и душе, и уму,
О ступени подошвы сбивая,
Прилетела девчонка к нему,
Не жена, просто Рая другая.
Командирову руку к губам,
Прижимала:
Я здесь, — повторяя,
— Я тебя никому не отдам.
Я жена твоя, слышишь? Я Рая!
Он ушёл навсегда от войны,
Он ушёл, как положено, с миром.
И со вздохом безвинной вины
Попрощались врачи с командиром.
(«Святая ложь»)
Произведения О. Ивановой светлы и проникновенны. Тематика их разнообразна: о животных, любви, природе, счастье. И всё-таки особое место занимают тексты о долге, чести («Гимн российской чести»), о России («Про любовь и Русь настоящую», «Здравствуй, Родина моя!»), о Великой Отечественной войне («Нет безымянных солдат», «Без вести», «Наследники Победы», «Победа», «На раскопках в Бахчисарае», «На Калан-Баире», «На Ангарском перевале» и другие), кстати, стихотворение «Святая ложь», цитируемое выше, ветераны называли классикой и читали его наизусть, а книжечки со стихотворениями О. Ивановой о войне носили с собой.
Старушечка беззубым ртом
Сосёт очистки от моркови…
Давно умолк бессильный стон…
Как выстрелы, пунктиры крови
Отметили последний путь
По мёрзлому слепому полу.
Малышке хочется уснуть
И с дрожью ножки жмёт к подолу.
Детей оплакивает мать.
Себе могилы рыли сами.
Ту боль не выразить словами
И, не изведав, не понять.
На нарах усыпает дрожь.
Здесь полулюди, полутрупы,
Распухли руки, ноги, губы…
У всех мечта: «К утру умрёшь?
А завтра снова вой сирены,
Собачий холод, псиный лай…
Скорей бы уж печные стены!
Но об одном не забывай,
Что должен выстоять, мой друг,
Ты в ужасающем бессилье:
В тебе мощнейший русский дух,
Ещё любовь. Любовь к России!»
А во дворе гулянье, крики,
Как будто здесь не плац, а зал.
И омерзительные лики
Справляют сатанинский бал.
Под снегом сгорбленный барак.
Блестит наряженная ёлка.
И Рождество встречает враг
У виселицы.
Под верёвкой.
«Воспоминания о бараке»
Строки Ольги Ивановой предсказали возвращение Крыма в лоно России («Моя Русь», «Я вернусь к тебе, моя Россия!»). Многие годы Ольга, как и другие крымчане, ждала, торопила и приветствовала это событие:
Как рука, протянутая Kpымy,
Лучезарной матушки-Руси —
Мост над морем грандиозный вздыблен —
Долгожданной Родины посыл.
Здесь плечом к плечу народы Крыма,
Мост — России преданный форпост.
Переправы путь, конечно, длинный,
Но теперь парит над нею мост!
Мы считали вехи, годы, сроки,
Путеводная зажглась звезда,
И теперь спешат машин потоки,
В триколорах мчатся поезда.
Эта связь вовеки не прервётся —
Счёт ведут истории года!
Триколор на мачте Крыма вьётся —
Крым с Россией в сердце навсегда!
(«Крым с Россией в сердце навсегда!»)
Ольга анализировала, что происходит на Украине, писала об этом статьи («Любить Украину по-русски», «Будем молиться за Украину, распятую и сожжённую на майдане»), понимала, что война неизбежна, и откликнулась на происходящее на СВО («Как весело скакали на майдане!»).
Враги просили
У неба сини
Карать Россию
За то, что есть.
Но вот «орешник»
На крыльях вешних
Принёс в кромешье
Святую месть.
Беды искатель –
Собрал каратель
Со всех окраин
Поскудство лжи.
Пришли невежды,
Неся надежды,
Их прах небрежно
В аду лежит.
Орёл и решка –
Закрыты бреши –
Зацвёл «орешник»,
Их не спросив.
На них, на грешных,
Суров и взвешен,
Цветёт «орешник»
Правдивых сил!
(«Орешник»)
Беззаветно любит Ольга свою малую родину – Крым. Она родилась, выросла и прожила здесь всю свою жизнь. О родном крае у неё много стихотворений («Прислушайся к тропе звучащей», «…Где бы ни вдыхала я стихов начало…», «Судак», «В Новом Свете», «Окно в Генуэзскую крепость», «У подножья горы Сокол», «Крымские горы» и другие).
Лёгкой проседью дождь пропылённую степь укачает,
Прошумит, пропоёт, как игривый журчащий ручей,
И откроет земля прелесть плоти своей изначальной,
Ароматно хмельной и родной, не сравнимой ни с чем.
Отстрадают небесные струны – и солнечно сухо,
Но тот запах найду среди сотен и сотен во мгле:
Только здесь надышусь, надышаться смогу этим духом.
А секрет очень прост. Родилась я на крымской земле.
(«На крымской земле»)
Ольгой Алексеевной совместно с российскими композиторами написано множество песен для детей и взрослых («Крым с Россией в сердце навсегда!», «Про любовь и Русь настоящую», с Еленой Филатовой-Лебеденко; «Поле брани», «Я поклонюсь тебе, Русь!», «Вечный огонь», «Хлопайте в ладоши!», «Ветер был попутным» с Василием Гераськиным; «Наследники Победы», «Застольный разговор», «Я пропадаю без вас!» с Сергеем Гоноболевым; «Письмо из Крыма на Сахалин», «Синие глаза», детские песни с Татьяной Великодворской; «Чёрное море» с Галиной Куберской; «Гимн российской чести» с Александром Орловым; «Поле в ромашках», «Небо в незабудках» с Валерием Осиповым, «Этих чувств большой букет», «Перебирает ветер струны ивы» с Денисом Токмовцевым и другие).
О. Ивановой написана книга «Крым к России приближали как могли», о которой тоже можно было бы рассказать, как и о её методических работах по изучению русского языка, литературы, обучению в начальном звене школы, но из-за ограниченной возможности статьи я остановлюсь на том, что говорят о моей подруге люди.
Прежде всего, это стихотворения (их множество) её собратьев по литературному цеху (Сергея Кривоноса, Александра Загорулько, Вячеслава Ложко, Леонида Дьяченко, Николая Бербера, Владимира Погорелова, Виктора Санжарова, Олега Бондаря и других), посвящённые ей, написанные и с восхищением, и шутливо.
О, женщина, певучая струна!
О, женщина, непойманная птица!
Я думаю, вселенная должна
Твоею красотою возгордиться.
О, женщина, ты радужный цветок
В сиянье солнца, на любовь богатом.
По всей земле и запад, и восток
Твоим не надышались ароматом.
И понимая, и жалея нас,
Сквозь города и сквозь тысячелетья
Тебя везёт мужчинам напоказ
Из слов хрустальных дивная карета.
Мужчины те, себя чтоб показать,
С быком выходят драться на арену,
И только ты, надев любой наряд,
Себе взаправдашнюю знаешь цену.
И что тебе восторженные рты,
Измученные рифмами поэты,
Коль филигранные твои черты
Землёй и небом раньше них воспеты.
И что тебе до суетной молвы,
До чьих-то вздохов и до чьей-то муки,
Когда сам Бог пред таинством любви
Рассеянно разводит руки?
(Александр Трибушной)
Приведу часть отзыва Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря о книжке «Только честь!»: «Книга… является одним из тех источников, который может обогатить души многих молодых людей и направить их к спасению». Также в отзыве сказано, что книга «займёт достойное место в библиотеке Таврической духовной семинарии».
Об одном из сборников говорит в своём письме кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и зарубежной литературы Севастопольского городского гуманитарного университета Лариса Адонина: «Спасибо Вам большое за такой замечательный подарок!!! Очень хорошие стихи!!! Отрадно, что мой 14- летний сын с упоением прочитал их, на одном дыхании, не отрываясь. И сказал: «Вот это вещь!» Поверьте, что это был верх восхищения!!! Спасибо!!!».
Ольга делает поэтические переводы. На сайте «Денлит» («День литературы») есть комментарий #696 от 30.12.2014 в 19:15: «Переводы получились филигранные. Нужен особый талант работы со словом. Чужое превращаете в своё. Переплавляете. Работа – сложнейшая. Вы справились». Авторы, которых переводит Ольга остаются довольными: «Уважаемая Ольга, спасибо от всего сердца за удивительный перевод моих стихотворений! Вы знаете, что перевод поэзии похож на женщину – красивая и неверная или верная, но некрасивая. Но вы сохраняете смысл и красоту! Уникально! Спасибо! Глбена Митева, Пловдив, Болгария, 7 декабря 2013».
Ольга состоялась как мама и бабушка, как учитель, как госслужащий (под её началом были открыты семь приютов, что позволило устроить судьбы многих беспризорных детей), как писатель.
В этом юбилейном для Ольги Алексеевны Ивановой году (ей 70, и она, как всегда, не скрывает своего возраста) в её адрес приходит много самых тёплых слов.
Но приведу слова из старого сочинения моей внучки и тёзки М. Лиморенко, что «…главное в оценке авторов и произведений — это их влияние на жизнь людей.
Могу точно сказать: стихи Ольги Ивановой, её очерки, рассказы, песни на её слова, конечно же, не могут не трогать, учат быть пытливыми, любознательными, добрыми, позитивными, чувствующими справедливость, честность и фальшь, любовь и её отсутствие.
В её произведениях звучит призыв «прислушаться к тропе звучащей», присмотреться к восходу солнца, принюхаться к морозному воздуху, по-новому отнестись к привычным словам и почувствовать «дорогу к счастью».
Мария Михайловна Лиморенко,
Отличник народного образования Украины,
специалист высшей категории, старший учитель
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ