Новое
- Денис Фонвизин (1745-1792) — русский писатель, прозаик, поэт, переводчик, публицист и великий драматург екатерининской эпохи
- Вектор выставки Александра Трифонова
- День Победы в храме ВДВ
- В поисках утраченной этики: когда социальное предпринимательство обретает миллиардный масштаб
- Русский характер. Истоки наших побед и поражений
- Александр Фадеев: Набор высоты
Вектор выставки Александра Трифонова
13.05.2025
Чистые пруды, родные Чистаки – один из домашних и милых символов сердца старой Москвы; и то, что галерея «На чистых прудах» раскрывается садом живописи Александра Трифонова радует сознание: ведь художник творит праздник!
Вот, кстати, «Московский дворик» — математически выверенный, и светящийся красками счастья, и ассоциация с Поленовым, мелькнувшая было, тут же гаснет – стиль Трифонова ультра-узнаваем.
Человек живёт до обидного мало, подчёркивал ещё великий космический провидец К. Циолковский; поэтому – 50 для человека серьёзный рубеж; более, чем серьёзный – основательное время подведения итогов, и выставка Александра Трифонова, приуроченная именно к таковой дате, сияя уже самостоятельной жизнью искусства, обращённого в вечность, свидетельствует о богатом саде живописи, взращённом художником за десятилетия.
Некогда отец художника – писатель и издатель Юрий Кувалдин – издал альбом к тридцатилетию сына, включив туда, помимо зрелых, мастерских работ, и детсадовские пробы: рано расслышав зов собственного призвания А. Трифонов, выйдя на путь, не сворачивал с него, вёл его вектор художественной мысли и творческой неустанности.
Стиль свой художник также — обрёл? выработал? – оба густых глагола подойдут – рано: и стиль этот узнаваем, заострён, мультикультурен.
Оригинален – отчасти жёсток: всё должно быть чётко: как пульсации, идущие от холстов в души и сердца зрителей; вместе – всё следует перевивать лёгкими лентами нежности: как голландские пейзажи, исполненные своеобразной домашности, но и – тайны, гений места проглядывает сквозь снег, или изливается взглядом из окошек пряничных домишек.
Голландия Трифонова – несколько холстов представлены на выставки – звучит тихой радостью бытия, вместе – словно соединяя времена, или – давая образ одного художественного времени.
Реальности мало.
Обыденная, хоть и имеет своё своеобразное обаяние, усложняется слоями мировосприятия художника…
Туго изогнутая арфа звучит, даже без соприкосновения с человеческими пальцами: крылатой своей ангельской формой, и человек, исполненный в условно-кубистической манере, склоняясь к инструменту, слушает его.
Художник Трифонов слышит душу вещей.
О, они многочисленны на оригинальных его, предельно ёмких холстах: стулья и бутылки, арфы и шахматы, молоток и топор, клавиши пианолы, кресты, сумма сумм предметного мира.
Предметного?
Но сочетания предметов даются так, что словно искры, высекаются новые смыслы.
Тени тайны манят.
Трифонов многослоен в созидание холстов: за внешним миром будто просматриваются механизмы, определяющие оный, механизмы столь тонкие, что не постигнет их человек – только интуиция художника позволит соприкоснуться с ними…
Богатый культурологический ряд прочитывается за художественным сводом Трифонова: тут Брейгель благосклонно улыбается, видя карнавалы жизни, запускаемые Александром (мотивы танцев, кстати, частые у живописца), но и – Петров-Водкин, моделирующий реальность своеобразными пластами, словно перетолковывается своеобычно; тут искусство расслаивать мир, предложенное Пикассо и Браком, обретает словно новую ступень, и итальянское средневековье (Трифонов порой интересно цитирует художников старины) играет новыми формами, и строгость, духовная пластика иконописи дышит рядом, представляется зрителю.
Но – всё это, пропущенное сквозь потаённые призмы дара художника – распускается именно творческой неповторимостью Трифонова.
Симфония вселенского яйца звучит разнопланово, отдельные мотивы могут сгущаться, как в бытово-едовую сущность, обыденно представленную на столе, рядом, скажем, с серпом и молотом, подзабытым ныне символом; или раскрыться вариантом человеческого лица.
Лица – куда сознательно не вписываются черты – тут важно взаимодействие со зрителем, вольным домыслить свои варианты…
Живопись Трифонова символична: здесь стул дан, как вариация сверх-идеи стула, сущности вещи.
Как арфа, за которой можно увидеть ангельские крылья, становится сгущённым символом музыки.
Скрипка.
Вот и «Контрабасист» — кубистически-скульптурный, и снова – словно душа инструмента, а – через неё – и душа музыки взаимодействует со зрителем.
Красный цвет — бывает — предупреждающе-воспалён, краеугольный камень зажигается гранями смысла.
Из форм, представленных на холстах, иногда прорастают новые: в этой необычной кентавристике, трудной алхимии бытия сосредоточено постижение мира с его цепочками неразрывности, со связанностью всего со всем.
«Моя семья» — крупно данный символ: здесь библейское, евангельское, пропущенное через окуляры современности, поражает вечностью мотива…
Семья.
Тепло…
«Домашние звери стояли в пещере»…
А. Трифонов по-хорошему литературен: своеобразные его портреты поэтов, не представленные на выставке, словно парят в общей её атмосфере.
Рецептуализм художника позволяет совмещать конкретное и абстрактное: так, в «Моей семье» словно сущность семьи изливается с холста, представляющего предельно-конкретный мир.
Рецептуализм, собственно, игра стилистик, феномен новейшего времени, а Трифонов – современен, и – вечен: одновременно – в пространное будущее, — его, увы, всегда больше, — развернуты светящиеся полотна.
«Портрет по мотивам Ван Эйка» показывает, насколько прочны мосты, соединяющие классический живописный фонд с сегодняшним днём, слишком не похожим на дни ранненидерландского художника…

Александр Трифонов, «Портрет по мотивам Ван Эйка», холст/масло, 100 x 80 см, Фото с сайта: https://bizar.art/artwork/portret-po-motivam-van-ejka-mdsa
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ