Среда, 09.07.2025
Журнал Клаузура

Александр Ралот. «Свой карман всегда… ближе к телу». Рассказ основан на реальных событиях

***

Не нужно покупать билеты,
Чтоб колесить по белу свету,
Не нужно добиваться визы,
Ведь мой Париж – гораздо ближе:
Кварталов пару пробежишь,
И вот он: маленький Париж!

Елена Белова

Краснодар. Лето 2025 года

Не знаю у кого как, но в нашей семье двигатель прогресса — моя супруга. То и дело, «взнуздает своего конька» и ворчит:

— Хранить на полках потрёпанные книги, изданные в уже несуществующем государстве, — это моветон! Давным-давно всё ценное, и не очень, оцифрованно, и на облаках хранится!

***

Со вздохом извлекаю из второго ряда книжной полки, потрёпанный экземпляр «Роман-Газеты» с напечатанным там нашумевшим романом В.И. Лихоносова «Маленький Париж». Теперь уже можно честно признаться, много лет тому назад, взял я его в одной из Ташкентских библиотек, да так и «забыл вернуть», с удовольствием уплатив небольшой штраф, равный двойной стоимости журнала.

***

С грустью отложил в сторону влажную тряпку (пыль —  «субстанция вековая» и подождать может) и принялся листать пожелтевшие страницы.

На глаза попался фрагмент, в котором Виктор Иванович рассказывает об убийстве троих арестованных.

На минуту задумываюсь, призываю на помощь пальцы, коими чешу свой затылок. Вспоминаю. А ведь такой эпизод был на самом деле. Попадалась мне небольшая заметка, в одной из кубанских газет, начала прошлого века.

Губернский город Кубанской области1 

Восьмой год, нового, двадцатого века

Емельян Гринько, пристав одного из подразделений полиции, возвращался из командировки в весьма приподнятом настроении. И было от чего.

После долгих мытарств в одном из уездных городов ему-таки удалось выйти на след сбытчиков поддельных банковских билетов.

Самолично арестовал «злыдней» и конфисковал всю их продукцию, подчистую.

***

Он кинул взгляд на свой битком набитый портфель. И то сказать — более двух тысяч штук фальшивых трёх и пяти рублёвок, да притом ещё и превосходного качества. Это вам не фунт изюма, а как минимум благодарность от начальства, а может быть, бери выше, и продвижение по службе!

Однако одна шальная мысль закралась к нему в голову, настойчиво стучала в виски, не давая покоя.

— А что если! А почему бы и попробовать. И что с того, эти негодяи сгинут. Совсем. Навсегда. Так какая разница — на каторге или по дороге в полицейский участок.

Тем более что конвоиры — хлопцы свои, проверенные, ни за что не выдадут! Чай из одной станицы. Ведь я, с ними, с  детства, друг за дружку — горой.

Из рапорта полицмейстеру г. Екатеринодара

На участке Армавир — станция Кавказская, на конвоируемых преступников и их охрану, в лице двух урядников: Миколы Грицко, да Алексашки Чалого неустановленными лицами было совершено покушение.

Действуя строго по уставу и согласно воинской присяге, дабы предотвратить побег, лично я и подчинённые мне конвоиры, преследуя беглецов, были вынуждены открыть пальбу из табельных наганов.

В результате преступление, в виде побега арестованных было окончательно, не допущено.

Убегающие арестованные — убиты!

Но напавшие на конвой злодеи, убёгли и сумели утащить с телеги, неоспоримую улику, а именно чемодан с фальшивыми ассигнациями!

Однако их злой умысел не достиг результата!

***

В сумерках, аккурат возле просёлочной дороги, Грицко и Чалый обнаружили потухшее кострище, а в ём остатки сгоревшего чемодана, а также разлетевшиеся по округе, остатки обгоревших фальшивых купюр.

По цвету которых было определено достоинство некоторых их них: синенькие изначально были пятирублёвками, красные — десятирублёвками.

По той причине, что виновные злодеи — арестованные лично мною, уже понесли самое суровое из всех возможных, наказание, а их поганые изделия погибли в огне, я ходатайствую о прекращении дела и достойном поощрении сохранивших верность присяге и явивших храбрость урядников: Миколу Грицко, да Александру Чалого.

Пристав Емельян Гринько

Три месяца спустя. Станица Стариковская

На местном базаре, квартальным надзирателем Егором Киктенко был задержан мещанин Усов, пытавшийся расплатиться за преобретаемый им привозной ситец, поддельной купюрой, достоинством в пять рублей.

При дознании в местном полицейском участке он заявил, что получил эту и другие деньги прямо из рук господина пристава.

***

Приехавший в Стариковскую Емельян Гринько слова арестованного подтвердил, более того, сообщил (по большому секрету), что лично им разработана тайная операция по выявлению места изготовления фальшивых денег. Для чего им создана сеть доверенных тайных агентов, коим и вручены данные ассигнации. Задача этих тайных осведомителей — втереться в доверие к местным Фармазонам2.

Под личное поручение Екатеринодарского пристава Усов был опущен на волю, однако фальшивые деньги у него, всё же были изъяты.

***

Периодически подобные задержания имели место и в других станицах области. И, как и в прошлый раз, схваченные с поличным сбытчики фальшивок, через некоторое время, покидали полицейские участки, выслушивая извинения служителей порядка.

Прошло ещё два месяца

Помощник полицмейстера вызвал к себе на ковёр Емельяна Гринько и, сунув ему под нос кучу рапортов с мест, подкреплённых стопкой конфискованных фальшивых денег, потребовал немедленных объяснений!

И они последовали.

Пристав уже давно был готов к подобному разносу. Поэтому был красноречив и весьма убедителен.

Во всех деталях он изложил начальнику план операции «Внедрение».

***

И всё же, в один совсем не прекрасный день,  жадность его чуть было не сгубила.

Весна следующего года

Жандармы пришли с обыском к подданному Германии, господину Трулле.

В его доме они кроме хозяина, застали также купцов — братьев Голадзе.

Изъяв у этой троицы пахнущие типографской прокламации и несколько пачек фальшивых купюр, служивые препроводили их в ближайший полицейский участок. С целью организации их дальнейшего этапирования в губернский Ростов-на-Дону.

***

Через несколько часов вернувшиеся, с необходимыми бумагами, жандармы были несказанно удивлены, обнаружив всех троих арестованных — убитыми на пороге участка.

Из рапорта полицмейстеру г. Екатеринодара

Вследствие того, что арестованные набросились на меня и хотели силой отнять оружие и совершить побег, я был вынужден открыть стрельбу на поражение!

Прошу обратить внимание: и немец Трулле, и братья Голадзе остановлены мной лишь после того, как, выбив дверь, пытались бегом покинуть помещение.

Пристав Емельян Гринько

***

За проявленную бдительность при исполнении служебных обязанностей пристав получил повышение по службе. Его назначили помощником самого полицмейстера.

***

И всё же во дворце Кубанского атамана отыскался человек, который, кое-что заподозрил и  тщательно изучил все рапорты «доблестного служаки».

После чего за Гринько была установлена тайная слежка.

***

Его судил не городской суд присяжных, в котором у пройдохи было немало друзей.

За реализацию фальшивых купюр, в особо крупных размерах, дело «пристава» было передано аж в Кавказский военно-окружной!

Приговор

За убийство трёх невинных — смертная казнь через повешение.

***

Однако случилось «чудо». При конфирмации3 приговора, смертная казнь «странным образом» была заменена на всего-лишь двухлетнее содержание в крепости.

А дальше совсем уж непонятное. Самодержец, своим указом его и вовсе помиловал, но повелел вернуть дело в Екатеринодар, на новое рассмотрение.

***

Местный судья, поколебавшись, всё же постановил:

«За распространение казначейских билетов назначить наказание в виде двух лет арестантских отделений».

Однако «оборотистый пристав» вышел на свободу раньше — уж не знаю, кому и сколько он передал, (настоящих, не поддельных купюр) но государственному преступнику засчитали один год отбытого наказания по приговору Кавказского военно-окружного суда.

Краснодар. Лето 2025 года

Если я не ошибаюсь, то согласно принятым в нашей стране нормам хранения в библиотеках — книги там списываются не позже, чем через пять лет.

Не помню, чтобы «Мой маленький Париж» издавался в нынешней России. А посему отыщите эту книгу и обязательно, прочтите.

Уверяю вас, она того стоит. Ну а что с убийством конвоированных, не совсем, так как об этом в дореволюционных газетах писали, так автор, тем более такой маститый, как Лихоносов, имеет полное право на своё ви́дение происходящего!

Александр Ралот

______

1— административно-территориальная единица Российской империи, территория Кубанского казачьего войска, существовавшая с 1860 по 1918 год

2— мошенник, подделывающий документы, занимающийся сбытом фальшивых драгоценностей (жарг.)

3— утверждении.

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика