Новое
- Рукопожатие: символ воли, чести и доверия
- Александр Радищев: Прозаик, мыслитель и бунтарь эпохи Просвещения — подвиг, трагедия и актуальность
- Другие миры Преснякова М.А.
- Вильгельм Зоргенфрей. Собеседник
- Нина Щербак. «Титаник forever». Рассказ
- Я знал, чем похвастать
- Мир будущего. Одухотворённая мудрость или бездушный интеллект
Другие миры Преснякова М.А.
11.09.2025
Нас стало сложно удивить. Мир творчества потерял своё элитарное предназначение, став общедоступным инструментом самовыражения. Но есть авторы, работы которых останавливают суетливо-скользящий взгляд тех, кто порой обращает внимание на современное искусство. Произведения Максимильяна Преснякова, обличённые в форму живописи, продолжают философские традиции глубинного познания мира. Основную мысль этого направления прекрасно раскрывает цитата Станислава Лема: «Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало». И здесь всё зависит от того, кто – «мы»?.. Одни увидят в данных работах отражение реальности, а другие откроют для себя иные формы бытия. Внимательное изучение оригиналов картин художника создаёт более полное впечатление, чем их фотографии, но, с другой стороны, а как иначе составить о них суждение на расстоянии? Итак:
«Видение севера» – почва для фантазии! Представляется и водная стихия, и воздушная. Вода встретилась с небом; вверх к облакам над облаками; зарождение северного сияния, и оно же – вспышки вдохновения.
«Три стихии». Каждый раз по-новому смотришь на данное произведение. Вначале видишь береговой пейзаж, затем геометрические фигуры, олицетворяющие три стихии, а после – при наложении цветов проявляются причудливые образы с лицами и характерами. Что интересно, игра цвета и света такова, что на выставке представляются одни образы, а на фотографии – совсем другие.
«Бремя оптимистов». Двойной смысл во всём: здесь и ирония, и трагедия; безнадежность и надежда; боль и праздник. Скорлупа ореха, джут и дерево, являющиеся помимо красок материалами произведения, дополняют основную картину, метафорически «утяжеляют» её, создавая впечатление непосильного бремени.
«Вторжение», «Фараон» и «Эксперимент мирового масштаба» – реальность и сон, правда и фантазия – соединение двух миров, пища для ума и наслаждение для глаз!
Три картины с Ангелами – пространство, где встречаются время, знаки, движение и звук. Каждая работа сама по себе уникальна, но их объединение в трилогию несёт мощный энергетический смысловой импульс.
«Анатолий Степанович в своём саду». Работа затягивает тебя, ты невольно погружаешься в этот сад, стоишь, смотришь и видишь что-то родное и безмерно важное. На этой картине – рай, он у каждого свой, даже такой – осенне-золотой, обласканный Светилом. Обволакивающее тепло, умиротворенность и покой. И Анатолий Степанович – свой среди этих деревьев, они приняли его в свой закрытый, позабытый людьми совершенный мир. Его ноги, словно вросли в землю вместе с корнями сада. Этот сюжет об отце автора, о художнике-садоводе, к нынешнему времени ушедшему в бесконечность воспоминаний.
Картины с глубоким смыслом и посланием, которое каждый прочтёт по-своему. Невольно думаешь, что вопреки словам Станислава Лема: «Как можете вы понять океан, если не в состоянии понять друг друга?» – есть те, кому доступны тайны океана, неба и земли…
Перечисленные картины экспонировались и были увидены на коллективной выставке «Полёт Арьястейя», в которой принимали участие также Владислав Ефремов и Андрей Назаров.
Экспозиция, начавшая работу в конце апреля, продлилась почти до середины августа 2025 г. Все трое участников – «костяк» творческой музыкальной лаборатории «Полёт Арьястэйя» активно и продуктивно действовавшей в Рязани на базе Лицея Искусств в 1999-2004 годах и записавшей целый ряд этно-авангардных альбомов. Жизненные пути всех троих разошлись. А выставка – это состоявшаяся встреча через 20 лет.
Марина Челик
Tags: авторские картины, Анатолий Степанович, визуальное искусство, глубокий смысл, другие миры, живопись и философия, искусство памяти, картины с Ангелами, коллективная выставка, Лицей Искусств, личные истории, Максимильян Пресняков, Полёт Арьястейя, Рязань, символизм, современные художники, эксперимент мирового масштаба, этно-авангард
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ