Другие миры Преснякова М.А.
11.09.2025
Нас стало сложно удивить. Мир творчества потерял своё элитарное предназначение, став общедоступным инструментом самовыражения. Но есть авторы, работы которых останавливают суетливо-скользящий взгляд тех, кто порой обращает внимание на современное искусство. Произведения Максимильяна Преснякова, обличённые в форму живописи, продолжают философские традиции глубинного познания мира. Основную мысль этого направления прекрасно раскрывает цитата Станислава Лема: «Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало». И здесь всё зависит от того, кто – «мы»?.. Одни увидят в данных работах отражение реальности, а другие откроют для себя иные формы бытия. Внимательное изучение оригиналов картин художника создаёт более полное впечатление, чем их фотографии, но, с другой стороны, а как иначе составить о них суждение на расстоянии? Итак:
«Видение севера» – почва для фантазии! Представляется и водная стихия, и воздушная. Вода встретилась с небом; вверх к облакам над облаками; зарождение северного сияния, и оно же – вспышки вдохновения.
«Три стихии». Каждый раз по-новому смотришь на данное произведение. Вначале видишь береговой пейзаж, затем геометрические фигуры, олицетворяющие три стихии, а после – при наложении цветов проявляются причудливые образы с лицами и характерами. Что интересно, игра цвета и света такова, что на выставке представляются одни образы, а на фотографии – совсем другие.
«Бремя оптимистов». Двойной смысл во всём: здесь и ирония, и трагедия; безнадежность и надежда; боль и праздник. Скорлупа ореха, джут и дерево, являющиеся помимо красок материалами произведения, дополняют основную картину, метафорически «утяжеляют» её, создавая впечатление непосильного бремени.
«Вторжение», «Фараон» и «Эксперимент мирового масштаба» – реальность и сон, правда и фантазия – соединение двух миров, пища для ума и наслаждение для глаз!
Три картины с Ангелами – пространство, где встречаются время, знаки, движение и звук. Каждая работа сама по себе уникальна, но их объединение в трилогию несёт мощный энергетический смысловой импульс.
«Анатолий Степанович в своём саду». Работа затягивает тебя, ты невольно погружаешься в этот сад, стоишь, смотришь и видишь что-то родное и безмерно важное. На этой картине – рай, он у каждого свой, даже такой – осенне-золотой, обласканный Светилом. Обволакивающее тепло, умиротворенность и покой. И Анатолий Степанович – свой среди этих деревьев, они приняли его в свой закрытый, позабытый людьми совершенный мир. Его ноги, словно вросли в землю вместе с корнями сада. Этот сюжет об отце автора, о художнике-садоводе, к нынешнему времени ушедшему в бесконечность воспоминаний.
Картины с глубоким смыслом и посланием, которое каждый прочтёт по-своему. Невольно думаешь, что вопреки словам Станислава Лема: «Как можете вы понять океан, если не в состоянии понять друг друга?» – есть те, кому доступны тайны океана, неба и земли…
Перечисленные картины экспонировались и были увидены на коллективной выставке «Полёт Арьястейя», в которой принимали участие также Владислав Ефремов и Андрей Назаров.
Экспозиция, начавшая работу в конце апреля, продлилась почти до середины августа 2025 г. Все трое участников – «костяк» творческой музыкальной лаборатории «Полёт Арьястэйя» активно и продуктивно действовавшей в Рязани на базе Лицея Искусств в 1999-2004 годах и записавшей целый ряд этно-авангардных альбомов. Жизненные пути всех троих разошлись. А выставка – это состоявшаяся встреча через 20 лет.
Марина Челик
Tags: авторские картины, Анатолий Степанович, визуальное искусство, глубокий смысл, другие миры, живопись и философия, искусство памяти, картины с Ангелами, коллективная выставка, Лицей Искусств, личные истории, Максимильян Пресняков, Полёт Арьястейя, Рязань, символизм, современные художники, эксперимент мирового масштаба, этно-авангард
















НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ