Год Кино: «Деточки» предупреждают. Рецензия
11.03.2016
/
Редакция
Сказку Дмитрия Астрахана «Деточки» вы не увидите на широком экране. Не включат её и в программу телепередач. Да и снята она не в России, а в Белоруссии, на базе киностудии «Беларусьфильм». Многие сцены снимались в детском доме №5 города Минска, воспитанники которого принимали участие в массовках. Фильм не рекомендован к просмотру российскими зрителями, но и не запрещён. Сюжет больше напоминает ужасающую реальность, а окончание никак нельзя назвать хэппи-эндом.
Первые кадры. Зритель видит детей в сказочных костюмах на фоне красочных декораций. Однако маленькие герои не радостны, ведь воспитатели приготовили для них далеко не детские роли. Какие именно, становится понятно, когда на экране появляются их полуодетые мучители, к которым сопротивляющихся малышей выводит дама в белоснежном халате, прекрасно понимающая, на что она обрекает своих беззащитных воспитанников. Ей наплевать на их чувства. Они для нее лишь средство наживы. Кисти рук непроизвольно сжимаются в кулаки. Невольно сожалеешь, что не в силах остановить безобразие на экране. И тут появляются они – освободители, главные герои фильма. В чёрных куртках с капюшонами, с ножами в руках, спокойно и беспристрастно расправляющиеся со всеми, кто извратил понятие «любовь к детям».
Только расследуя массовое убийство, полицейские понимают, что оно – звено в цепи аналогичных преступлений. Все объединяет одно обстоятельство – по вине убитых так или иначе погибли дети. Показателен диалог стражей порядка:
— Доигрались! Уже и дети за оружие берутся! А почему мы про этот педофильский детдом ничего не знали?! – задается резонным вопросом полковник полиции Самойлов.
— Почему не знали? Всё знали… Они в интернете чуть ли не рекламу дают… — отвечает его подчиненный, многозначительно поднимая глаза вверх, намекая на высоких покровителей организаторов притона в детском учреждении.
На стороне «деточек» жена и сын майора полиции Кузнецова, который ведет дело:
— Ты сына своего представь в такой ситуации. Первым за нож схватишься… — говорит она.
Беда в том, что за ребят из притона некому было заступиться: родители от них либо отказались, либо лишены родительских прав. На их защиту встали другие дети, тоже воспитанники детского дома. Символично, что все занимаются в военно-патриотическом клубе «Витязь». Вот они – современные ильи муромцы и алеши поповичи. Общественность называет их трудными подростками. На самом деле они ничем не отличаются от сверстников: так же подшучивают друг над другом, а по ночам рассказывают друг другу «страшилки». Это судьбы у них трудные. Несмотря на юный возраст на долю каждого выпали серьезные испытания.
Главарь «народных мстителей» со сказочным именем Иван зарезал отца, пытавшегося в пьяном угаре изнасиловать его несовершеннолетнюю сестру. Правильно поступил подросток или нет? Сценаристы предлагают ответить на этот вопрос зрителям. Свою позицию они обозначили «говорящей» сменой кадров: место убийства с голыми стенами и заставленным пустыми бутылками журнальным столиком вдруг становится уютным жилым уголком с ковром на стене, освещенным бра, и накрытым сладостями столом. Ваню, сомневающегося в том, правильно поступил или нет, похорошевшая трезвая мать успокаивает:
— Ты святое дело сделал. Сестру спас. Да, человека убить грех. Смертный грех! Да разве он человек, папаша-то ваш?
Если до этой реплики паренька ещё можно было вернуть к нормальной жизни, то теперь он утверждается в мысли, что добро должно быть с кулаками. Вернее, с ножом в руках:
— Убивать их надо. Тех, кто людей мучает. А иначе они не понимают. А так другие бояться будут…
Общество разделяет такую точку зрения. Народные мстители становятся суперпопулярными. Показательна сцена на вокзале: никто не встал на защиту очередной жертвы «деточек» — врача, не ставшего бесплатно делать операцию тяжело больному ребёнку, и тот умер. Обществу такие врачи не нужны, потому что завтра на месте погибшего малыша может оказаться любой, у кого не окажется нужной суммы на лечение. Солидарны с «деточками» и полицейские, один из которых в сердцах восклицает:
— Мы должны уничтожить эту гадину. Мы, а не они!
Ведь, убивая, ребята сами становятся преступниками. Потрясающая находка сценаристов, открыто говорящих об этом с экрана: «деточки» тащат по школьному двору тело убитого ими наркоторговца, за которым тянется кровавый след – олицетворение погубленных им детских жизней. Уходя, они переступают красную черту на асфальте и оставляют за собой кровавые следы – увы, они тоже успели «наследить» и оказались по ту сторону закона… И это пугает тех, кто понимает, чем подобный «героизм» может обернуться. Опасаясь огласки, первой от героев сказки отворачивается мать, у которой начинается новая, более счастливая жизнь, где убийцам не место. Майор полиции Кузнецов остерегается другого:
— В колонии банду сколотят… выйдут они, подготовленные этим Широковым, что полиции и не снилось. Что тогда мы будем делать?
Кирилл Кузнецов, ровесник «деточек», по-взрослому советует отцу:
— Вы лучше педофилов ловите и врачей, которые взятки берут. Этим деточкам просто делать будет нечего.
Как тут не вспомнить «устами младенца глаголет истина»? Однако «подвиги» народных мстителей пока более эффективны, чем работа полиции: уничтожив резиденцию наркоторговки, им удалось снизить уровень продажи наркотиков в городе на 83%, что радостно констатируют стражи порядка и объясняют ситуацию так:
— Раньше торговцы наркотой чувствовали себя в безопасности, а теперь боятся…
— Интересно, а кто это им эту безопасность обеспечивал?!
Любопытный вопрос… Ответа на него не последовало. Впрочем, он и так очевиден. Поверивших в себя народных мстителей уже не остановить. Это не под силу даже самому авторитетному в детском доме человеку – дяде Ваде, руководителю клуба «Витязь». Его вопрос «А если невиновного убьете?» герои сказки Астрахана не услышали. Отчаявшись, бывший офицер, далекий от религии, обращается к Богу, просит Всевышнего защитить и вразумить своих воспитанников.
Религиозную тему сценарист Олег Данилов развивает дальше. Майор Кузнецов так объясняет появление «деточек»:
— …конец света скоро. Они нам как ангелы мщения посланы. За наши грехи…
Пожалуй, ключевая фраза фильма. Нарушена система ценностей современного общества, в котором институт семьи менее значим, чем раньше. И здесь опять-таки хочется отметить находку сценаристов: спасаясь от преследования омоновцев, воспитанники детского дома находят укрытие в разрушенной дворянской усадьбе, олицетворяющей традиции семейственности. А вставший на их защиту дядя Вадя пытается остановить бойцов ОМОНа с колокольни разрушенного храма – символа духовности. Эти кадры невольно заставляют задуматься о том: будь у героев сказки семья, все было бы иначе в их жизни. Но, к сожалению, они взвалили на свои хрупкие детские плечи миссию взрослых, и те перестали видеть в них детей. Как помочь заблуждающимся детям полковник Самойлов знает, но почему-то поступает иначе:
— Вот если мы все вместе на площадь выйдем и на колени встанем, скажем: «Простите! Виноваты! Судите нас, люди добрые…» Вот тогда, наверное, все «деточки» успокоятся. И другие тоже. Но не раньше.
— Может, покаяться, пока не поздно? – предлагает дядя Вадя.
— Поздно. Там не простят, — отвечает он, поднимая глаза к небу, — и здесь не простят…
Этим диалогом сценаристы предупреждают: остановить кровопролитие будет непросто. Подобное противостояние губительно для общества, чревато многочисленными жертвами. Неслучайно во время штурма старинной усадьбы погибают Кирилл Кузнецов и его отец, майор полиции. А всех «деточек» не уничтожить. Обиженных жизнью ребят много, очень много. Масштаб социального неблагополучия общества показан наглядно: на помощь своим кумирам со всех уголков города спешат такие же обиженные жизнью дети, и каждый вооружён ножом. Самые сильные, пробирающие до слез кадры фильма. Группа народных мстителей превращается в целую армию. И это очень страшно: праведный гнев подростков могут использовать в личных корыстных целях, чтобы прийти к власти, например.
Нечто похожее имело место быть на Украине, что раскололо общество, привело к гражданской войне, стало причиной гибели тысяч ни в чем не виновных мирных граждан. А ведь фильм «Деточки» снят задолго до этих трагических событий. К сожалению, он по сей день не потерял актуальности.
Это попытка объяснить подростковую преступность, это обращение к родителям заниматься детьми, заботиться о них, это призыв не грешить, искоренить преступления против детей, чтобы им не за что было мстить взрослым. Детство должно быть счастливым, беззаботным и безоблачным — главный посыл фильма. Однако в данной ситуации пускать его в прокат нельзя: могут появиться последователи народных мстителей в реальной жизни, и нет никакой гарантии, что они будут такими же справедливыми и благородными, как на экране. Нечто подобное наблюдалось после трансляции по федеральным телеканалам «Бригады». Симпатичным преступникам сериала стали массово подражать. А вот взрослым было бы не лишним просмотреть фильм «Деточки», чтобы задуматься о том, что нужно изменить в обществе, начиная с себя, чтобы не допустить подобного. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ