Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Александр Гремитских. «Как продать картины художника»

Рынок изобразительного искусства во всём мире, и Россия не исключение, построен так, что продаётся имя художника, а не его произведения, иначе Репин никогда не стоил бы дешевле Малевича.

Вы можете организовать персональную выставку, например в ГТГ или в Русском музее, проплатив при этом всё центральное ТВ или уговорить Путина купить его работу и подарить её Обаме? Нет?

Но вспомните, что Леонардо да Винчи, Гойя, Велакес, Рафаэль и прочие Великие художники раскручивались именно по этим правилам.

Сомневаетесь, и скажете, что к лучшим временам для русских художников можно отнести конец XIX — начало XX  века, что тогдашним художникам крупно везло на высоко духовных, образованных и культурных, неординарных для своей,  купеческо-предпринимательской сферы деятельности, меценатов-альтруистов? Но давайте вспомним, что альтруистов среди купцов да предпринимателей отродясь не водилось. Тогда откуда же они взялись — Кокорев, Солдатенков, Мамонтов,  Морозовы, Третьяков? Из них лишь для последнего собирательство стало страстным хобби, на которое он тратил все имевшиеся свободные от бизнеса деньги. А остальные меценаты все свои коллекции распродали с прибылью в момент финансовых затруднений.

Отсюда урок первый: как правило, искусство за  очень большие деньги покупают именно с целью инвестиции.

Уместно заметить, что началось всё не с купцов, а с Александра III, если помните. Это он своей коллекцией русской живописи создал то, что мы знаем как Русский музей в Петербурге, а Николай II по примеру отца тоже все крупные выставки посещал и закупал с них картины. То же делали и Великие князья, а остальные уже им только подражали. Великий князь Владимир Александрович вообще занимал пост Президента Петербургской Академии художеств. А знаете что такое классный художник? Это лучшие ученики Академии, которым мало того, что давали заграничные командировки за счёт казны, но ещё и по гроб жизни платили зарплату чиновника соответствующего класса, при этом они ещё и в чинах расти могли. Айвазовский, например, ни дня не служа, получил в результате чин действительного тайного советника, т.е. получал зарплату генерал-лейтенанта просто за то, что он Айвазовский, а одним из его ранних заказчиков был вообще Римский Папа. В музее Ватикана и сейчас есть, нет, не морской пейзаж, а картина Айвазовского, называющаяся «Сотворение мира». Такой мощной государственной поддержки изобразительному искусству в мире нигде никогда не было, нет, и не будет.

А почему именно русский авангард 1920-х годов до сих пор стоит бешеных денег? Почему именно за Малевича, Кончаловского, Наталью Гончарову, Родченко и т.д. и т.п. платят целые состояния?

Просто потому, их искусство поддерживал и продвигал по идеологическим соображениям сам Лев Троцкий у которого популярности в мире и сейчас хоть отбавляй, а в то время он чуть ли не единолично стоял у руля Советского государства.

Репин стоит дешевле Малевича, Айвазовский дешевле Н. Гончаровой и т.д и т.п. именно потому, что в 1917 году Российская Империя рухнула, и наше национальное искусство замкнулось в рамках национальных границ за пределами которых русские художники оказались мало кому известными.

Урок второй: без мощной государственной поддержки любое национальное искусство обречено влачить жалкое существование.

Сегодня говорить о какой-либо государственной поддержке национального изобразительного искусства в России вообще не приходится. Для нас чисто по-ленински до сих пор важнейшим из искусств является кино, кстати, в основном оно у нас далеко не высококачественное…

Так что же делать?

Каждый художник хочет продать свои работы, но почему-то практически мало кто желает тратить на рекламу собственного имени даже небольшие деньги, при этом тратя существенные суммы на организацию персональных выставок (одно обрамление работ чего стоит!), либо, участвуя в групповых выставках. При этом реальные покупатели на таких выставках вообще не появляются. В лучшем случае при большой проходимости публики, как это происходит, скажем, в ЦДХ, около Вашей работы какое-то количество людей остановится, поохает, поахает и даже, может быть, восхитится и… все они тут же пойдут дальше и вряд ли потом вспомнят, как Вас зовут.

Поэтому объективно получается так, что выставочные залы и галереи просто сдают художникам помещение в аренду, мало заботясь о реализации работ. А зачем, когда деньги уже получены? При этом художнику назначаются дикие, от 40 до 50% с  возможной продажи работ. А если кто ненароком купит, в том числе и покупатель, которого, между прочим, может привести и сам художник (а вдруг?), так зачем же деньги упускать?

Муниципальные же выставочные залы и провинциальные музеи проводят выставки, что называется, «для галочки» — открыли и забыли, поскольку с их руководителей начальство требует отчётность — прокукарекал, а там хоть не рассветай. Причём чаще всего условием проведения выставки в таких случаях ставится передача художником в дар соответствующему культурному учреждению одной, а то и нескольких, работ. Объясняется это просто – у них, помимо всего прочего, есть ежегодный план пополнения фондов, выполнения которого с них неукоснительно требуют, а при выполнении плана, как известно, премии к зарплате дают, а за невыполнение – по шапке!

Так что традиционная выставка в зале – это, конечно, хорошо, но за тот же период что идёт выставка, картины художника в интернете посмотрит гораздо больше людей, чем придёт на самую посещаемую выставку. Факт проверенный и неоспоримый.

Чтобы имя художника популяризировать, необходимо специально и адресно привлекать внимание публики к его работам, и тут грех не пользоваться для этого самым мощным и дешёвым, всем по карману, СМИ – интернетом.

Как это технически работает?

Яндекс и Гугл индексируют не фотографии, а текст, поэтому под любой фотографией, чтобы она начала самостоятельно гулять по просторам интернета, должно быть как можно больше текста, который на жаргоне ITшников так и называется:  «продающий текст».

Если прокрутить до конца вниз любую страницу этого сайта, то внизу увидите продающий текст, представляющий собой статью с ключевыми словами (словосочетания, которые набирают люди в Яндексе или Гугл когда хотят купить картину).

кавычкиДля каждого конкретного художника продающий текст — это комментарии под его картинами. Причём комментарии желательно иметь не абы какие, а с ключевыми словами, в нашем случае это слова типа «купить картину», «купить живопись», «летний пейзаж», «натюрморт с цветами», картины для дома, картины для интерьера, картины для офиса, продажа живописи, и т.д.) и развёрнутые, т.е. состоять из нескольких фраз.  Чтобы ключевых слов было не шибко много и это не бросалось в глаза, необходимы комментарии и без оных, поэтому любой художник под каждой своей картиной просто обязан подписать, где и в каких условиях она писалась, с чего это ему приглянулся этот мотив или как возникла идея поставить именно этот натюрморт, как именно писался этот портрет и т.п.

Общее количество текста под каждой фотографией картины должно непрерывно расти, пока не достигнет хотя бы того же объёма что и под главными страницами сайта, поэтому комментарии надо заказывать у копирайтеров постоянно в течение всего времени пока Ваши картины находятся на сайте, исходя из возможностей Вашего кошелька.

Если у Вас есть свой сайт, то и там делайте то же самое, постоянно наполняйте его текстами по теме. При этом нужны такие тексты, которых нет в интернете. А где их взять?

  1. Можно взять текст из каталогов Ваших собственных выставок, если Вы уверены, что их не опубликовали в интернете, либо тексты из каталогов выставок, газет и журналов докомпьютерной эры, попросту их перепечатать в Ворде и опубликовать на своём сайте.

  2. Можно заказать рерайт т.е. перефразирование уже существующих в интернете текстов у копирайтеров. Впрочем, при наличии времени Вы можете заняться этим и сами.

Правила тут простые: Тексты должны быть именно о живописи и графике, а не о холодильниках и пылесосах. Они должны быть интересны живому читателю. Они должны быть оригинальными для поисковых роботов, чтобы они их не смогли «склеить» с другим текстом в интернете.

Чем больше Вас в интернете, тем Вы известнее, тем больше Вас будут там искать, а чем больше Вас будут искать, тем чаще будут покупать Ваши работы. Поэтому публикуйтесь в интернете везде, где только можно – в социальных сетях, особенно в соответствующих сообществах, заведите там свою страничку, в блогах, где только можно. Если Вы продаёте свои работы на каком-либо сайте, то, как правило, этот сайт за небольшую плату, обычно готов разместить у себя статью о Вас. В интернете есть и сайты об искусстве, готовые сделать то же самое.

А сейчас небольшой ликбез:

Поисковик — это робот (Яндекс, Гугл и т.д.), а пользователь — это человек, читающий статью в интернете. Для поисковых роботов есть понятие оригинальной и неоригинальной статьи. Оригинальной статья считается, если примерно 90% фраз (а не слов) из этой статьи больше нигде в интернете не встречаются.

Оригинальную статью робот намертво привязывает к определённому сайту, если же эта статья появляется на каком-то другом сайте, робот отказывается её индексировать, т.е. ссылка на данную статью в Яндексе, Гугл и т.д. будет только на 1-й сайт опубликовавший текст, и никогда на второй.

Более того, если какой-то сайт начнёт слишком много копировать статьи из других сайтов, роботы попросту выкинут копирующий сайт из индексации целиком, т.е. иначе, как набрав конкретный адрес этого сайта в браузере, найти его в интернете будет невозможно.

Как Вы понимаете, ссылка и статья — это разные вещи. Вот ссылка на статью с хорошей уникальностью текста в 91% при публикации этой статьи, которая являлась рерайтом, то есть перефразом другой статьи из интернета: http://ruskartina.ru/news_62.html

Давайте посмотрим, что же робот счёл в этой статье неоригинальным.

«Земную жизнь пройдя до половины» (в интернете явно где-то опубликован Данте Алигьери)

«Изменив профессию, он решил…»

«…прожить еще одну жизнь…»

«…со всей беспощадностью мыслителя-аскета…»

«Подобно тому, как художники изучают анатомию, чтобы затем приступить к изображению тела, я…»

«…так, не жалея о прошлом, Волосов судит своё настоящее и будущее.»   (явно из какой-то ещё статьи о художнике Волосове).

А вот такое расхожее выражение как «рыцарь без страха и упрёка» робот счёл оригинальным. Видимо потому, что нигде больше крупным шрифтом его не набирали.

Так что, как видите, в оригинальной статье вполне допустим определённый процент неоригинальных фраз. Это и понятно, иначе ни одного оригинального текста написать будет невозможно, и тем же роботам попросту будет нечего индексировать.

При этом роботы активно индексируют лишь текст, а картинки индексируют опираясь на текст под ними.

Теперь перейдём к пользователям. Примерно 70-80% людей просто не понимают в полной мере что им говорят, и ещё хуже воспринимают текст. Из всего устного или письменного сообщения они воспринимают лишь какие-то отдельные, сигнальные, так сказать, фразы. В интернете этот эффект лишь усиливается. Вы не поверите, но в инете вдумчиво читают тексты исключительно учёные и технические специалисты, остальные люди в своей массе читают текст по диагонали, запоминая на подкорке сигнальные фразы, а то и отдельные слова, в противоположность поисковым роботам, больше просматривая картинки, чем обращая внимание на текст.

В качестве примера можно привести одну из статей о моём отце, кем-то размещённую в интернете, которая именно потому мне много лет «строить и жить помогает», что там много картин моего отца. У человека, прочитавшего эту, дурацкую, в общем-то, статью, в голове остаются 2 сигнала — красивые картины и  имя Владимир Гремитских — больше ничего. Примерно в 50% случаев этот человек потом наберёт в Яндексе или Гугл запрос «картины Гремитских», «Гремитских художник», или ещё что-то в этом духе. И это работает!

На Вашем сайте, если он у Вас есть, для скорейшей индексации поисковыми роботами лучше размещать прямо на главной странице, для чего надо попросить разработчика сайта создать раздел «Новости».

Как это работает:

вопрос-ответПоисковые роботы в течение 1-2 недель индексируют статью как оригинальную, мёртво привязав её именно к Вашему сайту. Специально искать эту статью в интернете, естественно, никто не будет, если только не ищет конкретно Вас, но кто-нибудь из интересующихся живописью на неё непременно наткнётся. Он или она просматривают эту статью по диагонали, понимает из неё только одно, что есть такой художник N. И где ему искать картины художника N? Правильно! Первым делом он будет искать их именно на том сайте, где прочитали статью, т.к. сайт весь посвящён живописи. Среди этих людей может оказаться и тот, кто купит Вашу картину. Вот и весь механизм.

Из пушки по воробьям, скажете? Да. Но как сказал ещё 2000 лет назад римлянин Тит Лукреций Кар «Капля долбит камень не силой, но частым паденьем» (поэма «О природе вещей)».

Александр Гремитских


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика