Галина Варакина. РЕЦЕНЗИЯ на книгу «С.А. Павловский. Программа экспериментальной работы в студии изобразительного искусства…»
17.04.2017
/
Редакция
РЕЦЕНЗИЯ
на книгу «С.А. Павловский. Программа экспериментальной работы в студии изобразительного искусства. Теория изобразительной формы. Лекции, статьи, письма. (Сост. и автор предисл. М.А. Пресняков). – Рязань: Студия изобразительного искусства г. Рязани (Творческие мастерские); Скрижали, 2015. – 200 с., ил.)»
Обращение к педагогическому опыту и методическому наследию художников, графиков и архитекторов дает возможность детальнее изучить особенности художественного языка того или иного автора и эпохи, выявить истинные основания эстетических предпочтений и стилистических поисков. Именно в педагогической деятельности, как в кристалле, преломляются все составляющие авторского стиля, а через него ‑ и времени.
Предлагаемая книга представляет собой сборник теоретических работ Серафима Александровича Павловского (1903-1989 гг.), составленного художником и педагогом Максимилианом Анатольевичем Пресняковым (Рязань). В сборнике собраны работы разных лет, объединенные общей темой: теоретические основы искусства (с точки зрения формообразования, колорита, перспективы, материала, психологии зрительного восприятия). Ценным является не только круг поднимаемых автором проблем, но, прежде всего, единство теории и практики, как педагогической, так и творческой. Мы видим редкий пример триединства художника, педагога и исследователя. Это повышает научную и практическую актуальность издания.
Большинство публикуемых в данном издании текстов современный читатель еще не видел, т.к. если отдельные работы и были ранее напечатаны, то, как правило, в специализированных журналах и газетах. Отдельным изданием вышла только одна книга С.А. Павловского «Материалы и техника монументально-декоративного искусства. Из опыта экспериментальных работ московских художников-монументалистов» (1975 г.). Таким образом, составителем проделан титанический труд не только по выявлению текстов, сопоставлению разных вариантов одного и того же текста, но и по их обработке и научному описанию.
Воспроизведению работ С.А. Павловского предшествует предисловие (с. 3-17) составителя М.А. Преснякова, в котором изложена история рождения данной книги и дан обзор теоретического наследия художника, причем как опубликованной его части, так и находящейся в семейном архиве. Составитель очень внимательно и скрупулезно исследовал доступные на сегодняшний день источники, результатом чего стало подробное библиографическое описание работ С.А. Павловского, а также исследований о советском художнике-монументалисте и педагоге (с. 18-21). Ценным является и тот момент, что в библиографии, наряду с полиграфическими объектами, присутствуют научные материалы, опубликованные в электронном формате.
Наряду с источниковедческой информацией, предисловие содержит глубокий анализ проблемы сложения творческой личности С.А. Павловского: его творческие контакты с ведущими художниками русского и советского авангардизма первой четверти ХХ века – А. Куприным, В. Кандинским, К. Малевичем, В. Фаворским; изучение художником исследований зарубежных авторов, издаваемых в СССР – Р. Арнхейма, и отечественных теоретиков искусства – П.А. Флоренского, Е. Успенского, Б.В. Раушенбаха, Л.Ф. Жегина. Пресняков М.А. проследил все эти нити и выявил позицию С.А. Павловского, определив и ее новаторство.
Как указывает в предисловии сам составитель, «настоящим изданием не ставится целью собрать воедино все теоретическое и творческое наследие художника» (с. 10). Однако данная книга – это большое событие для художников, преподавателей и особенно исследователей искусства. Она может явиться стартом для серии новых исследований, как творчества С.А. Павловского, так и отдельных проблем теории искусства, с учетом новых положений, изложенных в настоящем издании.
Доктор культурологии, доцент
Рязанский филиал
Московского государственного института культуры
профессор кафедры дизайна
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ