Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. «Гласные не имеют и не могут иметь четкого места формирования»

Теорема ГЛ- 5

Всем вокалистам известен тот факт, что когда певец распевается, то он звучит намного лучше, чем, когда он поет произведения со словами. Напомню, что в распевках певец поет на удобную гласную, а в произведениях для исполнения требуется активная артикуляция при произношении согласных, и частая смена как гласных, так и согласных. Поэтому возникает необходимость проанализировать те сложности, которые возникают при пении со словами, и найти пути их преодоления. О сложности этого, казалось бы, простого момента формирования гласных, говорит одна фраза, сказанная выдающимся итальянским певцом Марио дель Монако: «ПОЗИЦИЮ ГЛАСНЫХ Я «НАШЕЛ» ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ(!?) профессиональной деятельности…!» Поэтому поговорим о позиции гласных…. Что это такое? Как можно определить позицию гласных?

«Позиция» гласных…

Пение со словами всегда приводит к необходимости разбиения любого слова на вокальные слоги, каждому из которых соответствует определенная нота или тон. Таким образом, образуется неразрывная единица вокального слова – «тон-слог». Она в свою очередь состоит из принципиально различных типов фонем: беззвучных согласных и голосовых гласных.

Как правило, все гласные фонемы всегда звучат в «спайке» с какой-нибудь согласной или группой согласных, образуя слог, а при пении – тон-слог. При этом согласные имеют четкие ощущения своего места формирования, так как образуются за счет прорыва или прохождения воздушного потока-дыхания через фонемообразующие перекрытия в конкретном месте ротового пространства, которые создаются, благодаря артикуляционным движениям (Рис. 5).

Реальные движения языка, губ, зубов и челюстей и их соприкосновения друг с другом и дают реальные, четкие и конкретные ощущения формирования практически для всех согласных. Исходя из последнего, можно говорить о ПОЗИЦИИ СОгласных, как о конкретном месте их формирования.

Гласные НЕ ИМЕЮТ и НЕ МОГУТ ИМЕТЬ «позиции» …

Гласные же не имеют конкретного места своего формирования – это целый объем дыхательного канала с определенным соотношением диаметра и длины, поэтому можно говорить только о концентрации или о локализации звука в том или ином пространстве дыхательного канала человека. Если звук концентрируется в каком-то объеме, то звуковые волны, распространяясь сферически, наталкивается на всю площадь стенок этого объема с одинаковой степенью воздействия, что приводит к возбуждению нервных окончаний стенок объема по всей их площади.

Точно так же и давление внутри замкнутого объема будет одинаково давить на его стенки, создавая одинаковые барометрические воздействия на нервные окончания по всей площади всего объема. Поэтому, как в первом, так во втором случае формирование гласных не может давать четких ощущений!

Гласные в своих ощущениях «РАЗМАЗЫВАЮТСЯ» ПО СТЕНКАМ дыхательного канала человека, в достаточно замкнутом объеме, где образуются гласные, что не просто усложняет, а делает невозможным фиксацию их «позиции» на практике.

Таким образом, если согласные имеют позицию (место) своего формирования и четкие ощущения, то позиции у гласных нет – это целый объем, который их образует! И, тем не менее, выявить тенденции предпочтительного формирования гласных можно, и об этом я буду говорить ниже, в разделе теоремы дикции.

Необходимость этого раздела возникает и по причине выяснения, насколько четкое произнесение СОгласных, то есть ЧЕТКОСТИ ДИКЦИИ, связано с понимаемостью устной речи, к которой относится, и вокальная речь….

ДЫХАНИЕ и РАСПЕВКИ…

Забегая вперед, хочу сказать, что единственным реальным материальным веществом (объектом) в возникновении фонации голосовых складок является поток выдыхаемого воздуха – дыхания. Именно от его организации зависит качество вокального звука, и комфортность пения. Кроме того, необходимо сохранить естественную последовательность прохождение потока –дыхания, когда воздушный поток СНАЧАЛА должен атаковать голосовые складки, ПОСЛЕ ЧЕГО этот поток устремляется в рот и возникают СОгласные фонемы – это будет подробно рассмотрено в теоремах дыхания. Эта последовательность более-менее сохраняется в распевках. Это происходит благодаря тому, что в распевках используются в основном удобные гласные и очень длинные гласные. Практически согласных и артикуляции в распевках нет, поэтому весь процесс формирования опоры упрощается. В этом случае работает фонационное дыхание. Если Вы гласные строите во РТУ, то фонационное дыхание имеет постоянную подфорсированность, связанную с избыточным потоком воздуха, проходящего через голосовые складки, и направленного в рот. Но, как только певец начинает петь произведения со словами, все резко меняется в худшую сторону. Поэтому одно дело петь какие-то высокие тоны в распевках – это намного проще, а другое – в произведениях. Поэтому в вокальной практике существует такое вокальное понятие, как рабочая верхняя нота. Она, как правило, на тон, а то и более, ниже распевочных….

В Италии, особенно раньше, эта проблема решалась тем, что молодой певец, как минимум года два пел только вокализы! Когда, по мнению педагога, верный механизм закреплялся, певцу разрешалось петь сначала простые произведения, а со временем и сложные под пристальным вниманием его педагога.

Возникает вопрос: «На каком уровне находится итальянская вокальная школа сегодня?» Существует авторитетное мнение, что итальянская вокальная школа теряет свои позиции. И тому есть объективные причины. Сейчас времени нет. Жизнь торопит – лишние два года — это много, поэтому молодые певцы сразу поют со словами – от этого и потеря позиций…. Это общий настрой на то, что очень многое зависит от дикции…! Поэтому перейдем к проблемам дикции и рассмотрим ее закономерности….

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика