19 октября Российский институт театрального искусства (ГИТИС) и Московский театр «Школа современной пьесы» презентовали совместный проект под названием «Кафедра».
Одно из любимых слов художественного руководителя «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза – затея. И, соответственно, новых идей, проектов, придумок у него всегда тоже предостаточно.
«Ему всегда нравилась возможность соединения школы, института, студентов с театром, отчего тот становится живее, — рассказывает ректор ГИТИСа Григорий Заславский. – Ещё во времена его преподавательства во ВГИКе, дипломный спектакль его мастерской по самой на тот момент современной пьесе Ольги Мухиной «Любовь Карловны» открывала сцену зимнего «Эрмитажа». И сегодняшнее предложение Иосифа Леонидовича мне кажется замечательным и перспективным – от соседства студенческих спектаклей со взрослым репертуаром взрослого театра действительно выиграют и те, и другие».
На фото: (слева направо) Александр Галибин, Григорий Заславский, Владимир Байчер
Фактически проект уже в действии. Он стартовал, когда Райхельгауз предложил Александру Галибину перенести «Игру в преступление. Достоевский» его заочников-второкурсников в ремонтируемое здание на Трубной, где для понимания великого писателя можно было использовать все пространства коридоров и закоулков старого московского дома.
«Спектакль этот в очень интересной форме создан, — говорит декан режиссёрского факультета ГИТИСа, главный режиссёр театра «Школа современной пьесы» Владимир Байчер. – Он играется в разных пространствах, и зрителям полюбился сразу. Дальше пошли другие постановки, и сейчас в нашем театре фактически обитают уже три мастерских – самого Райхельгауза, Галибина и моя».
«Рядом со мной в мастерской Игорь Яцко, — продолжает профессор, художественный руководитель мастерской ГИТИСа Александр Галибин, — и мы делаем одно дело. Да, рискнули тогда дать уже на втором курсе сложный материал, рискуем и в этом году. Мы – ученики Анатолия Васильева, и работаем исключительно по его программе. Такая система координат, несмотря на всю сложность, приносит свои плоды. И это связано с работой самих студентов – мы их только направляем, основную работу они делают сами. На сегодня наши авторы Дидро, Мопассан, Пушкин («Сказка о царе Салтане»), Томас Манн («Волшебная гора»), Платон».
«Кафедра», как объявленный проект, стартовала 19-го же спектаклем мастерской Иосифа Райхельгауза «Фрейд», взявшего Гран-при на большом международном фестивале в Калькутте. В репертуаре «Кафедры» «Мольер. «Новый» Дон Жуан», «Этот ребёнок» Ж. Помра, а также «Кафка. Schloss». Последний, созданный в мастерской Олега Кудряшова, с большим успехом шёл в течение сезона на режиссёрском факультете ГИТИСа. Ребята – теперь уже выпускники института — мечтали его сохранить. Мечта сбывается.
На фото: Александр Галибин
«И это хороший опыт, когда театр предлагает свою площадку для проката, — считает Владимир Байчер. — Думаем, эта практика будет продолжаться. Молодёжная движуха всегда для театра полезный вызов. Надеемся, что через какое-то время мы в рамках нового проекта выйдем на солидный репертуар – 10-12 спектаклей».
Программа проекта театрально-студенческая, а значит, как считают его авторы, должна быть гораздо шире ориентиров театра, на площадке которого проект будет воплощаться. По мнению Байчера, программа должна оправдать себя, как академическая, не зря её назвали «Кафедрой».
Фото: Татьяна Маслова
19 октября Российский институт театрального искусства (ГИТИС) и Московский театр «Школа современной пьесы» презентовали совместный проект под названием «Кафедра»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ