Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Владимир Аветисян. ««Пятый элемент» или рыцари ордена Большого Хапка». Фельетон.

  Лозунг дня

 «…Каждые пять тысяч лет между измерениями открывается дверь. В одном измерении Вселенная и все её разновидности форм жизни, в другом – элемент, сотворённый не из земли, воздуха, огня или воды, а из анти-энергии, анти-жизни. Это ничто, эта тьма терпеливо ожидает возможности поглотить жизнь и свет…»

     Вы наверняка узнали  философский зачин знаменитого фантастического фильма Люка Бессона «Пятый элемент». Здесь он приведён лишь в качестве метафорического  умозрения к нынешней российской действительности. Если, по замыслу режиссёра, без «пятого элемента» не может существовать мир, то архитекторы текущих  реформ в России не представляют будущее без такого основополагающего, на их взгляд, «элемента» как «средний слой»!.. Вот спасительный «пятый элемент» для осевшей в калошу страны! И лозунг дня: «Даёшь, блин, заветный слой, в натуре!»…   — стал идеологией  и стратегией  избранного нами пути.

     Что ж, ничто не ново под луной: очередной вираж истории снова возносит «середняка» на гребень политической  волны! Правда, прежняя дилемма: «за кем пойдёт середняк»?» — уже не стоит, поскольку  и ежу понятно — за кем… Не ясно другое:  а каков он из себя,  этот виновник торжества?  Ведь его реально, как класс, пока  ещё не существует.

      За «круглыми столами», сидя перед зрачками телекамер,  «ответственные товарищи» морщат лбы: «Срочно нужен «середняк»! Позарез!  Без него – ну, никак!»

     Философы и политтехнологи заверяют: «Зуб даём, он  уже на подходе! И как только… так сразу – «светлое будущее» и «райские кущи»!..»

     Власть обещает: «Будет достаток и процветание! Мы дённо и нощно потеем на галерах, чтобы поднять  на ноги «средний слой»! Только поклянитесь, что вы  не станете до срока раскачивать  наши галеры!..»

     Народ уже не верит на слово: «Где гарантия, что пока зреет «средний слой»,  у «нижних слоёв» глаза на лоб полезут?!»

     «Гарантий нет, это  однозначно!»  — шутят в Госдуме.

     «Потерпите! – увещевают  зубры главного телеканала и киты наёмного пера.  – И Москва ведь не сразу…  Дайте срок! Как только ОН  встанет  из колыбельки и начнёт самостоятельно пИсать в горшок, вот тогда-то…»

    А-га! Вот тогда-то мы и умоемся… Теперь уже окончательно!

 Евангелие от Доллара

    «Терпите, братья и сестры, и молитесь за врагов своих!» — призывают нас с амвонов. А список врагов ох как велик!  Мы бьём поклоны крутым нуворишам, шулерством и  «пирамидами»  сколотившим  свои состояния. Мы молимся во здравие бездарных и циничных политиков, по милости которых страну бросает  из одной крайности — в другую…

     Нас призывают присягнуть  в верности новой мировой религии. И бог этой религии – Доллар. И, мол, Евангелие от Доллара должно стать настольной книгой  в каждой российской семье! Более того, воцерквлёный в новую веру обязан совершить хадж-круиз в долларовую Мекку, а ещё лучше, если откроет там свои банковские счета, купит землю и выстроит себе бунгало…

     Доллару Акбар! Он сегодня  вершит  «власть» и «правосудие».  Он  направляет невидимую руку киллера,  перо  продажного журналиста,  волю террориста-смертника, «мохнатую лапу»  коррумпированного  чиновника, мандат  депутата-лоббиста, получившего  щедрый  «откат»  за свои «услуги».

     Личности нет, она вынужденно  ушла  в тень: чего уж зря  метать бисер под ноги свиньям…  Доллар сегодня – абсолютное мерило вещей:  в основе всего – товар, деньги, товар!  Что не купишь за деньги, то купишь… за большие деньги!  Для униженного нищетой человека выбора нет: Доллар стоит на его головой в стойке кобры перед кроликом. Нам  без зазрения совести внушают, мол,  это и есть норма хорошей жизни! А кто внушает-то?  Да всё те же ловкие «прихватизаторы» общенародного добра, рыцари ордена  Большого Хапка, кичливо щеголяющие сегодня  дорогими  яхтами в жемчужной гавани Монако…

     Предвижу обвинения в «дешёвом критиканстве»,  «политической слепоте и экономической безграмотности», а заодно и в упорном нежелании замечать «положительные стороны реформ и созидания новой жизни для народа…»

      Полноте, господа! От вашего цинизма замерзают даже сопли на лету! Вы спите и видите свой народ  в какой-нибудь изолированной параше, где бы он мог отсиживаться в боязливом смирении, — до тех пор, пока  созревает ваше пресловутое «среднее звено», взявшись за которое  вы  чаете  «вытащить  всю цепь – Россию!..»

     Жаль вас, господа, ибо вам  удивительно не повезло с народом! У него много претензий к вам, а главное,  — не любит он вас, не ценит, не восхищается вами за то, что  вы сделали деньги  не с нуля, а из большого  «хапка»!  Конечно, с таким  народом капитализма не построишь. Чума на дом того негодяя, который  наступил на горло вашей песне и не дал вам построить  «правильный»  капитализм?  А, может, всему виной стал слишком холодный климат, или, как всегда, евреи замутили воду? Впрочем, а бывает ли

вообще в природе «правильный» капитализм?!

     Позвольте лишь напомнить, что совсем недавно вам на голову  упала большая халява в виде целой страны, а вместе с нею и власть, и воля…  Ну, добились вы своего, и карты вам в руки, — начните созидание, и создайте  что-то своё, новое, лучше того, что было!!!

     Оказалось, кишка тонка: ломать — не строить! Более того, «дух» страны и народа «строится» гораздо труднее и дольше! Это аксиома.  «К чёрту созидание!» — сказали вы и очертя голову бросились извлекать выгоду из того, что есть, — попросту говоря, занялись мародерством! И занимаетесь этим вот уже четверть века. До сегодняшнего дня  у нас в целом господствует дух не созидания, а присвоения.

     Да, согласно первоначальному Замыслу, «средний слой» должен был вылупиться  из золотых яиц свободного рынка.  Прошёл срок, отведённый Господом на инкубацию,  и желторотая молодь вылупилась! Но судя по её внешнему виду и поведению, все поняли, что с «яйцами» вышла оказия: «агенты империализма»  подло и незаметно подменили их, —  вместо  «благородных» яиц подложили булгаковские  — «роковые яйца»…

     И вот  уже идут стадами – эти молодые «вылупанцы»! Тупо и  агрессивно утверждая свой бандитский, «иномарочный» стиль, свои «оксфордские ценности» и канаррские грёзы…

    Посторонитесь старичьё, бомжи и инвалиды, — зажились вы что-то на этом свете, пора и честь знать!

    Не валяйте дурака и вы, — студенты, военные, учителя,  медики!..  Дорогу молодому «среднему слою»!

     Ради Бога! Разве кто против?  Молодым  везде у нас  дорога…

     Э-гей!!!   И вот уже «шустрые ребята» активно  «рубят бабло»!  «Прикормив» чиновников и судей,  приняв  ментов  на  довольствие,  они смело проворачивают  рейдерские захваты, отъём и отбор, «кидают» друг друга  и вообще всех подряд! А уж как они нам  впаривают  фуфло, как уходят от уплаты  налогов, какие  устраивают пьяные оргии с девочками  в «куршавелях» и на «босфорах»,  – об этом только бестселлеры писать и новых «Крёстных отцов» снимать!

     Может, кто-то хочет вякнуть  им слово поперёк?  Рога посшибают и скажут, мол, так и было!..  А что? Это их время! Уже выросло целое поколение, которое и само исповедует  Евангелие от Доллара,  и нам   бесцеремонно навязывает  принять эту ублюдочную   позу лежания на животе перед Западом.

    Присмотритесь и вы к ним, люди!  Разве не узнаёте в этой юной физиономии  уже знакомое нам по прежним временам пошлое «мурло»  мещанина!?  За пазухой – убойный травмат, в барсетке из натуральной кожи экзотического животного  –  пачки «зелени»,  недра «иномарки» скрыты тонированными стёклами от завистливых взглядов, в салоне надрываются Стас Михайлов и Елена Ваенга… Это и есть  «пятый элемент» – к гадалке не ходи! Он уже среди нас, и тыкает в глаза нам  фигурой  из растопыренных  пальцев – указательного и мизинца: «Ща, совки! Кончилось ваше время!..»

 «Мурло» мещанина

     Хочется понять: есть ли какая-то специфика в морали «пятого элемента»? Каковы его базовые поведенческие реакции. Нас хотят убедить, что это наиболее витальная, активная часть общества, — люди прямого действия и быстрых решений. Словом, «элита», призванная стать, по прогнозам властей,  действенным  рычагом  модернизации! Ой, ли? Положа руку на сердце, ответьте: неужели кто-то верит, что этот вороватый и лживый народец станет что-то там модернизировать?! Скорее наоборот:  насквозь пронизанные духом разграбления и мародёрства, «горе-модернизаторы» при любом удобном случае  бросятся растаскивать  — кто до чего дотянется. Увы, время – деньги! А жизнь так несправедливо коротка!..

    «Пятый элемент» — собственник в идеале, человек прозаически положительный, но у него довольно «пресная» душа. Его незыблемое кредо: всякий у себя и для себя. Он знает всему цену, но не знает ценностей, а потому  безо всякого душевного содрогания может рекламировать модели гитлеровских танков «тигр» для потомков победителей, или отключить газ у Вечного Огня за неуплату, как это было недавно во Владивостоке.

     Как ему объяснить, что он перешёл моральную черту, оскорбил «этос» — нравственные нормы, — по сути, сделал плевок в души ветеранов войны. Ведь это не просто реклама нейтральной модели самодвижущейся бронемашины, а «тигра», бывшего на вооружении у Вермахта. А Вечный Огонь – не простая газовая горелка, а священный символ национальной Памяти о павших в войне против Вермахта!

     Увы! «Пятому элементу» неведома моральная сторона этого вопроса, — главное в том, что модель, представляющую символ фашисткой военной мощи,  можно прибыльно продать потомкам победителей!  А Вечный Огонь можно спокойно включать и выключать, как газовую плиту у себя на кухне… В итоге мы получаем профанацию идеи священной Памяти, которую мы храним по павшим за нас героическим предкам.

     «Пятому элементу» глубоко наплевать на законы человечности и нравственности. Давать газ Вечному Огню и не иметь с этого навар – для него неразрешимый тормоз. Тогда прояви благородство, брат, пожертвуй на доброе дело, стань меценатом!  Ответ прост как пятак в базарный день: а вы дайте мне закон о меценатстве, да пообещайте налоговые льготы, тогда-то я, возможно, и дам вам денежку.  А  за  просто так – прости, подвинься…

      Если судить по большому счёту, наши мёртвые уже давно заплатили за этот газ самую высокую цену – положили на алтарь Победы миллионы своих жизней. И Газпром, громко позиционирующий себя  «нашим национальным достоянием», мог бы — ради нашей национальной Памяти! — не брать оброк с мёртвых, а возглавить миссию меценатства над всеми памятниками с Вечным Огнём.

     «Зачем попусту жечь газ, — недоумевает  мещанин, сидящий на газовой трубе. —  Ведь мёртвым уже ничего не нужно!» И он, по-своему, прав: мёртвым, действительно, ничего не нужно. Это нужно нам, живым, чтобы не оскотиниться окончательно.

   «Мещанство – это облачко, возомнившее себя тучей», — остроумно заметил в своё время поэт Михаил Светлов, объяснив этим самую суть «среднего слоя». Но, поскольку без этого «элемента» поправить дела в новой России не представляется возможным по определению, то нет сомнений, что найдутся мещане-лоббисты  и среди законодателей, — они  разработают и протащат этот закон специально для «пятого элемента». К гадалке не ходи! Бог с ним, что подобная постановка вопроса  есть полная профанация самой идеи меценатства, — главное, чтобы закон устраивал представителей вожделенного «среднего слоя».  Такой закон послужит бесчеловечной, убивающей совесть деловой арифметике, но зато культура получит  лицемерную дань, которую  согласится платить «пятый элемент» (за предоставленные ему налоговые и иные льготы), чтобы скрыть свою сущность.  Не перевернутся ли в гробах великие российские меценаты, которым льготы за меценатство могли бы явиться разве только в дурном сне?! Как тут ещё раз не помянуть добрым словом проницательного знатока мещанской психологии  Максима Горького: «На пути к культуре всегда лежит болото мещанского благополучия».  Такова уж природа этого общественного явления.

      Но самое отвратительное, что мы имеем на сегодняшний день в стране, — это мещанство политическое! «Пятый элемент» дорвался до власти! Сначала он покупал голоса избирателей за пачку сигарет или бутылку водки, а потом, когда в ордене появилась «властная вертикаль», ставки  резко подскочили вверх. Теперь даже место в Главной Ложе ордена обрело  свою твёрдую «таксу», вполне доступную для нуворишей. Выборы… Если раньше мы ходили на выборы по принуждению, то сейчас по своей воле – захотим, пойдём, а не захотим – обойдутся из без нас. А результат один и тот же: голосуй, не голосуй, всё равно получишь… Именно то, о чём вы подумали – порог явки! А до этого кандидаты  в Главное Ложе ордена откровенно заявляли народу, что они намерены вешать ему на уши лапшу, а он, народ, пусть сам определяет, чья лапша «кудрявее» да «круче».

     А теперь скажите: что хорошего сможет сделать такой кандидат, находясь у кормила власти?  Для народа – ничего! Дарованный ему короткий отрезок времени он постарается использовать с наивысшей выгодой для себя. Первым делом, откроет счета в зарубежных банках, — как на себя, так и на всех родственников. Второе:  выстроит  роскошную виллу, и обязательно где-нибудь в заповеднике! И третье – это уже святое:  конечно же, устроит своих отпрысков  на учёбу в престижные «гарварды» и «оксфорды»!..

     А когда на съезде рыцарей Главный Магистр с улыбкой сообщает, что готов бескровно передать скипетр власти Экс-Магистру, а тот, в свою очередь, с благодарностью принимает это предложение (какой реприманд неожиданный!), затем  с достоинством  делает ответный реверанс, мол, и сам не прочь уступить своё место Главному Магистру – это, брат, вообще – песня!

     Такова железная логика и мораль рыцарей ордена Большого Хапка, и всякие исключения лишь только подтверждают правила.

 «Восставшие из ада»

      Вы заметили, что в нашем обществе давно уже не стало романтиков… Романтический герой – увы! — «неформат»! На экраны кинотеатров и телевидения вырвались «упыри», «мразь», «чужие»,  «хищники», «восставшие из ада» — словом, вся мутная «нечисть» западного  пошиба. Нисколько не отстаёт от зрелищных искусств и литература. Под видом  демократизации, либерализации, модернизации народ  закармливают пошлятиной  и тупой дрянью, превращают его в быдло,  заталкивая по горло в дерьмо, пока  он не сдастся и не замолчит. «Ничего, ничего, — убаюкивают нас философствующие мещане от демократии, — всё это пройдёт как корь, этим надо переболеть…» Ну, переболеем, и что дальше? А дальше — власти объявят нам новый курс –  мы же это проходили! И тут вдруг  выяснится, что опять не туда шли, ядрёна вошь, и не то делали! И начнут каяться в том,  что делают  теперь.

      Обманывать не стыдно, и каяться не стыдно, — для «пятого элемента» это почти норма, и, главное, ровно ни к чему не обязывает. Стыдно для него одно: не иметь денег. А у него они всегда есть. С ними и ради них он продаст свою душу хоть самому Дьяволу!

      Но, помилуйте, господа!  А что делать тогда нам, зрителям и невольным участникам этого содома, как выбираться из зловонных авгиевых конюшен, куда вы нас завели?

      Ещё совсем недавно каждый хозяйственный руководитель, оказавшийся волею судьбы в нужное время в нужном («хлебном») месте, ловко провернул фокус с акционированием, захватил контрольный пакет на своём предприятии, затем подвёл дело к банкротству и  окончательно поглотил оставшееся. И, заметьте, всё по закону, —  комар носа не подточит! Безусловно, к нынешнему развращению народа «пятый элемент» руку приложил! Под воздействием бандитского духа разграбления и мародёрства простые люди  впали в стопор: ощущение гигантской несправедливости произошедшей делёжки  напрочь отбило  у них всяческое уважение к собственности. Впрочем, уважения к собственности не было и в Союзе, но там это подавалось как стержень коммунистической идеологии, и оттого не было так обидно. А здесь кошмар мародёрства разбудил скрытую в человеке энергию саморазрушения: молодёжь пошла по барам и ночным увеселительным заведениям – пиво, наркотики, энергетики – завались! И, как следствие, резкое падение нравов, преступность, суициды…Точно такое же было в свирепые  времена великой чумы, когда  отчаявшийся  люд ударялся в дикие оргии  и неприкрытый разврат, позабыв про всё человеческое…

     Сегодня провинциальные нувориши, желая выдать себя за радетелей общества, за блюстителей веры и обычаев, демонстративно посещают церкви и храмы, соблюдают религиозные посты, делают пожертвования церкви. На селе активно выстраиваются  новые храмы, из кирпича и бетона, с использованием современных строительных материалов. Большинство из этих «новомодных»  сооружений  возводятся на средства «пятого элемента» — то ли в знак благодарности небесным силам за удачу в бизнесе, то ли с целью отмолить свои старые грехи…При этом никто не забыл, какими  путями эти рыцари  ордена Большого Хапка нажили свои состояния,  сколько ограбленных, нищих и сирот следуют шлейфом за их «благочестием»! Такова оборотная сторона мещанского цинизма.

    Да, мещанин-обыватель легко приспосабливается к ситуации, держит нос по ветру. Движимый естественным желанием сохранить свой статус, он легко приручается властями, при этом не желает замечать, как из него уходят последние искорки непримиримости к тому, что является злом и потворствует злу. Волна мещанской психологии «пятого элемента»  подмывает главное, из чего лепилась духовность нашего народа – чувство коллективизма. Опять за мудрым словом обращусь к Алексею Максимовичу  Горькому, не ной его косточка  в сырой земле: «Идеология и мораль мещан направлена к тому, чтобы возможно туго и крепко связать волю и разум человека, направленные в сторону коллективизма».

      Уже слышу реплики с мест — насчёт «старой песни о коллективизме», «о послушном стаде баранов», гонимых пастухами куда надо, — хватит, дескать, нажились досыта! Дайте пожить, как мы хотим!

      Вряд ли можно убедить этот упёртый «слой», что чувство коллективизма – вовсе не

«элементарный стадный инстинкт» животных, а вполне конкретное человеческое чувство, которое помогало нашему народу выживать в самые трудные времена его истории, и что именно коллективизм, быть может, самое большое гуманитарное завоевание нашего народа в области межличностных отношений. А вот теперь мы теряем это драгоценное чувство под напором волчьих законов дикого рынка…

      Что ж, ребята,  ваша  взяла! Шлюзы между измерениями открылись, — дерзайте! Как выразился отец-основатель ордена, берите  столько «суверенитета», сколько захотите!

      Ну, ребята и дали газу – аж пыль столбом! Мещанин полез, как клоп, со всех щелей. Тут тебе и  роскошные особняки с «английскими газонами», и виллы  с «французскими лужайками» на фоне всё более усугубляющегося обнищания народа. Вернулись в обиход кичливые «дендрарии»  мещанской культуры. Изо дня в день мещанская атмосфера подаётся как новейшая мода демократической России. До неузнаваемости смещены привычные  моральные ориентиры. «Пятый элемент» падок до всего пикантного, он любит жизнь на публике. Постоянное самообнажение стало для него привычным  наркотиком! Он, с лёгкостью необыкновенной, срывает покровы с интимных тайн. Даже  то, о чём воспитанные люди не выразились бы вслух и под дулом автомата, он позволяет себе вынести  на общественный суд. День и ночь на телеэкране – беспринципная, лицемерная, сплетничающая  богема, мелочная драчка самолюбий, мещанский индивидуализм, косность, тупость, глупость и безвкусица… В литературе, в социальных сетях, в массовых зрелищных жанрах идёт самоубийственный поход против всего святого в человеке, против оставшегося в его душе равновесия и гармонии, которые, как ни крути, сохранились от прежнего строя, когда человек и его человеческое достоинство  открыто декларировались и были выше (во всяком случае, стремились быть выше!) денег и материальной составляющей…

   Вот почему   искренность в устах «пятого элемента» становится своей прямой противоположностью – наигрышем, а самозабвенное – самолюбованием. При этом способность  критического отношения к себе – вообще на нуле. Лучшая иллюстрация к сказанному – тексты современных песенных шлягеров, где «пятый элемент» купается в зеркалах своего «эго». Приведу лишь один из популярных «образчиков»:

                                           Снова стою одна,

                                           снова курю я, мама, снова!

                                           А вокруг – тишина,

                                           взятая за основу…

Эта убогая «красивость» умиляет его до слёз, особенно женскую часть «пятого элемента», как, впрочем, и дебильная «Стрекоза любви», ставшая апофеозом мещанского авангарда! Вообще, лозунг: «Сделайте нам красиво!» был в чести у мещан всех времён и народов: они требовали  это от художников, композиторов, поэтов, И, конечно, хорошо платил им. Но, поскольку истинная красота полна созидательного и вдохновляющего смысла лишь для высоких душ, способных тонко чувствовать и сопереживать,  то мещанину достаточно лишь внешнего куража. Как  иной бедняк нуждается в водке, так и «пятый элемент» ищет в искусстве наркотического забвения, несуществующих в его жизни приключений и страстей. К примеру, он хочет венчаться в Соборе Парижской Богоматери! Или… купить в океане остров для разведения картошки!.. Так он понимает девиз одной из мобильных компаний: «Изменим жизнь к лучшему!» Плевать, что вокруг него нищий народ, что кичиться своим богатством перед нищими – дурной тон. Кому вы говорите!

    Впрочем, упаси нас Бог слишком крайне судить о мещанах и мещанстве. Во все времена на пути к созданию культуры, действительно, лежало, и будет лежать болото личного благополучия. И это, возможно, не самое опасное. Прислушайтесь краем уха к словам мудрого старика Макса Фриша: «Ужасный страх, как бы не быть мещанином, и уже заключённое в нём недоразумение, стремление осесть в сферах вечности, чтобы не нести ответственности на земле – не опаснее ли всё это для культуры, чем все мещане, вместе взятые?»

     … Итак, открыта вожделенная дверь между измерениями – для «демократизации аристократии» и «аристократизации демократии»… На арене – «пятый элемент»!.. Выстоим ли перед Его Ликом, или же Он окончательно обратит нас в свою веру?..


комментария 3

  1. ирина

    А Вы к какому элементу себя относите?(вопрос не несет в себе сарказма,является уточняющим.)

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика