Серия «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 4
В течение почти 30 лет нами велась исследовательская работа в попытке понять глубокого понимания явления «Песни бардов в русской культуре второй половины ХХ века». Оказалось, что такое явление суть проявления «триединой песни», образованной синкретической соединенностью трех песенных линий: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1. Деятели же явления, барды, могут быть отнесены к общей для них песенной культуре «Авторская культура песен бардов», которая собирает их всех в реальный «круг бардов» или «мы – барды». Каждый бард представляется из «круга бардов» особенным образом и имеет свой «бардовский счет». Такой счет определяет: 1) истинное положение барда в «табеле о рангах у бардов»; 2) индивидуальную хронологию песенно-творческой активности барда и связь ее с такой хронологией у «круга бардов» в целом; 3) список оригинальных по-бардовски песен для конкретной творческой фигуры и другое. Не пропускает, а намеренно акцентирует признаки «аутентичного барда».
«Бардовский счет» – это оригинальная заявка на образ деятеля песен, активно действующего в позиции «исполнитель песен бардов». К сожалению, известный сегмент современной науки «Авторская песня» не обслуживает своими теоретическими построениями [1] эту важную для песенной практики позицию. Делает это только наша авторская исследовательская практика, создавшая уникальную комплексно-теоретическую и практико-ориентированную модель «Песенность бардов».
Мы неоднократно говорили себе, что надо писать творческую биографию каждого барда особенным образом и с особенным наклоном и погружением – «по-бардовски». Но что это значит конкретно, стало ясно только после того, как мы ввели в обращение оригинальное понятие «бардовский счет», обустроив его понятийное содержание и написали ряд статей с общим названием «Бардовский счет».
Формат «Бардовский счет» остро ориентирован на функциональный ряд «сущностно компактный образ барда по-бардовски», как минимум: 1) служит активным подспорьем для тех людей, которые проявляют глубокий интерес к культурному следу бардов; 2) высвечивает позицию бардов, как исполнителей «Авторской культуры песен бардов» в каждой их песне; 3) уточняет различение в понятийной полосе «бард-не бард», придав требуемую для такого различения направленность и конкретику.
Кому было бы полезна наша статья? — Всем действующим исполнителям песен, не только бардовского направления. Всем тем, чьи глубокие интересы направлены на песню, например: фольклористам, песневедам, музыковедам, искусствоведам, архивистам песни, организаторам песенных фестивалей. А также всем любознательным людям, стоящим на пути «не остановленное саморазвитие».
1. Общие представления о теоретической модели
Примерно в течение 30 лет (1978-2008) мы проводили глубокое и разностороннее изучение явления «песни бардов русской культуры второй половины ХХ века». В итоге была создана оригинальная теоретическая модель, которая имеет у нас два названия «Песенность бардов» и «Авторская культура песен бардов». Ориентирована такая модель на обслуживание качества деятельности «аутентичный исполнитель песен бардов».
Модель получилась комплексной, потому что она «видит» рассматриваемое явление, располагая свои «понятийные зонды» одновременно в трех его зонах существования и проявления: 1) изнутри (как индивидуальное. Со стороны индивидуальной феноменологии «я – бард»); 2) извне (по интегрально-охватывающей границе, как некое понятийное Целое. Со стороны границы пространства «мы – барды»); 3) внутри «пограничной полосы» (Со стороны индивидуальной феноменологии «я – и бард и не бард»). Здесь не одна позиция наблюдателя, а комплекс из трех его позиций.
Всё рассматриваемое явление предстаёт перед теоретическим взором исследователя, в финальной версии исследовательских результатов, как множество из 20 093 песни, созданное 317 авторами, уложенных в плоское пространство «табель о рангах у бардов». Целое (317 человек) выстроено в таком «табеле», как сопряжение трёх множеств в одном «радужно-размытом множестве»: 1) «предшественники» (4 человека); 2) «собственно барды» (262 человека); 3) «пограничные фигуры» (51 человек).
Понятно, что если не полагать существование Целого («мы – барды») [10], то тогда и теоретическое видение не требуется. Мол, есть только уникальные индивиды «я – бард», а метапонятие «мы – барды» не существует ни как «особенное» («барды конкретной языковой культуры [одной страны или группы стран]»), ни как «всеобщее» («барды мировой культуры [барды народов мира]»). Фундаментальная теоретическая деятельность – это деятельность по обязательному выстраиванию метапонятий, следующий шаг после эмпирических обобщений и простой классификации.
Наша теоретическая модель уже описана разными способами, принятыми в качестве «нормы культурной трансляции авторских результатов», а именно: 1) текстовый конспект (статьи, книги); 2) кардинально сжатый конспект [2] (Учение); 3) схемный конспект (опорные сигналы, методологический схемо-поток); 4) компактограм (схемо-поток размысливания «понятийной корзины»).
Однако, даже при таком обилии разных описаний, наш читатель жалуется на сложность восприятия теоретической модели и самостоятельного её доведения до практического уровня. Это, в свою очередь, призывает нас к тому, чтобы создать еще один новый тип описания. Такой тип описания был нами осознан и создан, назван «Фокусный вход» (акцентированный вход) – описание зоны содержательной концентрации с признаком «вход в теоретическую модель» и «поддерживающий саморазворот теоретических представлений» [3]. Прежде всего, здесь следует указать на три фокуса [4] нашей теоретической модели: 1) Бардовский счет; 2) Бардовский поединок; 3) Процедура самоидентификации аутентичного исполнителя песен бардов.
Когда у кого-то возникает желание приобщиться к нашей теоретической модели, он должен задать себе вопрос: «А где здесь «фокусный вход»?». Ответом является указание на три таких входа – три пути погружения в понимание выбранной темы.
Эта статья посвящена описанию только одного фокуса «Бардовский счет».
1.1. «Лестница роста качества»
Создавая тексты с признаками качества «бардовский счет» или «песенный счет», мы выделяем здесь «лестницу роста качества» из пяти ступеней: 1) введение. Мы углубились в доступный для нас материал о барде и оставили после себя конспектный набросок прочитанного материала; 2) проба. К уже созданной фазе «введение» мы добавили некоторые позиции нашего теоретического видения; 3) основа. Мы пробуем соединить теорию и культурный след барда. Выделяем основу для такого соединения; 4) база. У нас сформировался текст, который отображает полный профиль темы «бардовский счет; 5) развитая база. Текст «Бардовский счет» приобретает здесь «твердую компактность» и полную опору на профиль «бардовский счет».
2. Формат «Бардовский счет»
Конкретный образ «Бардовский счет» оформляется как содержание, имеющее целый ряд обязательных и пожелательных рамок. Состоит их двух частей («компактный образ», «текстовое расширение») и отслеживает, как минимум, 11 аналитических линий.
2.1. Аналитические линии
Авторский опыт написания ряда статей с общим название «Бардовский счет» [5] и «Песенный счет» [6] показывает, что создателю таких статей желательно охватить своим познающим вниманием примерно 11 аналитических линий, а именно: 1) информационная карта барда; 2) список песен для культурного исполнителя; 3) слуховой образ песен; 4) историческая похожесть; 5) программа песенного творчества; 6) ассоциированные продолжатели; 7) легенда «дар и сила»; 8) не законченное; 9) позиция в круге бардов; 10) акцентное гнездо; 11) ключ.
Так же, на основе практического опыта, лучше использовать не просто перечень аналитических линий, а то, что такой перечень укладывается в две группы (см. рис. 1): 1) компактный образ; 2) текстовое расширение.
Рис. 1. Аналитические группы: 1 – «компактный образ» (карточка картотеки или «ядро»), 2 – «текстовое расширение» (или «облачные данные»).
2.1.1. Компактный образ
Такой образ носит название «Информационная карта» (информационный портрет). Является элементом картотеки теоретика песен бардов. Наносится только на одну сторону листа формата А4. Состоит из нескольких полей, как показано на рис. 2. Документирует «культурный след барда» (культурный след участника «круга бардов»). Служит для компактного восприятия и напоминания опорных сигналов такого следа.
Рис. 2. «Информационная карта» барда
Таблица сигнальной информации. Это обычная таблица из двух колонок и примерно 18 строк (см. табл. 1). Примеры реального заполнения такой таблицы читатель найдет в последующих статьях этой серии статей.
Таблица 1. Таблица сигнальной информации
Графическая часть. Такая часть появляется только в том случае, если автор ведет аккуратно архив своих песен. Формируется, как обычный график, в осях: ось Х – годы, ось У – количество песен, написанных автором в год.
К графику индивидуальной активности, в тех же осях, добавляется график песенно-творческой активности «мы – барды». Сравниваются фазовые изменения графиков «я – бард» и «мы – барды». Особенности помечаются специальными знаками. Примеры построения графической части показаны в других статьях этой книги.
Дополнительная часть. Эта часть служит для информации типа: 1) исторический аналог; 2) особенность акцентного гнезда песен; 3) особенность песенного ключа и др.
2.1.2. Текстовое расширение
Сюда попадают компактно-конспективные описания качеств конкретного барда, интересные с точки зрения практики «хорошего» («идеального», «универсального») исполнителя его песен. Не забывайте, что наша теоретическая модель обслуживает «аутентичного исполнителя песен бардов», а не вообще читателя с широким спектром интересов.
Например, здесь желательно отметить отношение барда в таких понятийных рамках (эйдосах), как: 1) «фольклорная рамка-игровая маска». Например, такую рамку обнаруживают представления Дм. Быкова в его книге «Б. Окуджава» [8]; 2) «мелодическое-разговорно интонационное». Такую рамку обнаруживает различение типа песенности у бардов Б. Окуджавы и М. Анчаров; 3) «поток свыше-поток из себя». Известный бард А. Васин (г. Москва) считает [9], что «натуральный лиризм» песен дан нам свыше, а их «искусственный лиризм» выдумываем мы сами, как «лиризм от идеи»; 4) «я-другие». Здесь речь идёт об отношение к творчеству других бардов, кого особенно выделяет рассматриваемый бард и почему.
Даже метафизическая информация не возбраняется.
Примечания:
-
Здесь написано уже более 80 ученых диссертаций.
-
Такой конспект можно написать только в результате специальной деятельности, которая обозначена нами названием «компактология культуры».
-
Опыт чтения технических чертежей говорит: «Чтобы увидеть начерченное на плоскости как пространственный образ, нужно своим зрением и умом правильно вникнуть в суть нарисованного на плоскости». Этот же опыт использую художники замысловатых картин – картину нужно рассматривать, входя в неё с определенного ее места.
-
Все три фокуса описаны в наших одноименных статьях в научно-культурологическом сетевом журнале «Релга», в наших книгах и томах собрания сочинений.
-
9 статей в научно-культурологическом сетевом журнале «Релга».
-
2 статьи в открытом Интернет.
-
Сокращение от «референтно-исполнительское множество песен».
-
Дм. Быков. Булат Окуджава. М., Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2011.
-
Васин А. Н. собрал и издал три тома стихов под общим названием «Антология русского лиризма», ориентируя свой слух на «натуральный лиризм» приходящий «свыше».
-
Сегодня, кроме нас, можно назвать только одного исследователя, архивист песен Р. Шипов, который пытался реально охватить явление «Песни бардов в русской культуре второй половины ХХ века» в целом. Но им был выстроен только вариант «табеля о рангах у бардов» – один образ из пяти требуемых: 1) образ репрезентного множества песен; 2) хронология песенно-авторской активности явления; 3) табель о рангах; 4) образ референтного множества песен; 5) образ учебного множества песен. Нами построены и многократно сопряжены все пять образов. В секторе же современной науки «Авторская песня» образ Целого не создан и вряд ли будет вообще создан т.к. в основном используются не адекватные рассматриваемому явлению исследовательские подходы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ