Давно вы плакали в театре? Сначала смахивая редкие слезинки и таясь от соседей, а потом навзрыд, вместе со всем залом…
У пьесы Александра Галича «Матросская тишина» сценическая история довольно давняя. В далёкие годы в «Современнике» свет спектаклю увидеть не удалось, он появился на сцене Театра Олега Табакова, и Олег Павлович назвал его «Чайкой».
С тех пор роль Абрама Шварца буквально к Владимиру Машкову «приросла». Он начинал играть Абрама Ильича в 23 – были спектакли, потом был фильм «Папа» — вернулся к ней и в 55.
«Когда начинал репетировать с Олегом Павловичем в Школе-студии МХАТ, — говорит Машков, — для меня многие вещи были непостижимы. «Некоторые знания умножают печаль», — говорит философ. Вот со мной так, но всё-таки осталось самое главное – радость, счастье жизни, и спектакль наш про бесконечную жизнь».
«И ещё он про то, что мы – человеки и надо ими оставаться, — считает актриса Яна Сексте. – Помню, как первокурсницей сидела на ступеньках театрального подвала на Чистых прудах и смотрела ту «Матросскую тишину», именно тогда я поняла, что мечтаю работать в этом театре».
Владимир Машков (Абрам Шварц)
Яна признаётся, что играть в этом спектакле – абсолютное, запредельное счастье, ведь он такой настоящий, искренний, честный. А актёры играют на пределе, «мы отдаём зрителям всё, больше отдать уже нечего».
Наверное, здесь и спрятан ключ взаимопроникновения артистов и зала – одни на разрыв аорты, другие больше не боятся быть собой и предельно открываются.
Итак, Владимир Машков снова поставил «Матросскую тишину». «Со сцены должны звучать хорошие человеческие слова, — уверен народный артист России Андрей Смоляков, — это должен быть Чехов, Шекспир, Горький, и в том числе Галич. И ещё – пьеса была очень дорога Олегу Павловичу, новая постановка, эти прекрасные ноты о взаимоотношениях поколений – поклон нашему учителю».
Роль Давида Машков подарил недавнему выпускнику Школы Табакова 19-летнему Владиславу Миллеру, да, так и сказал, что дарит, конечно, без повторов, а вернее, как он выразился, «рудиментов Миронова».
Владимир Машков (Абрам Шварц) и Яна Сексте (Роза Гуревич)
«За пять месяцев репетиций, — говорит молодой актёр, — я понял свою профессию чуть больше и ещё больше полюбил это дело. А спектакль наш – единый организм, где у каждого своя партитура, а Владимир Львович говорит: «Хорошо или плохо мы играем – не нам решать, но играть верно ты должен».
Сам Машков признаётся, что выйти на сцену после большого перерыва было непросто. «Театр – место, где нет дублей, — говорит он, — требуется полная реализация здесь и сейчас. Но как только партнёры начинают работать друг с другом, искать и получать друг от друга впечатления, зритель обязательно подключится. Всё по Станиславскому».
Самой большой битвой поколений называет художественный руководитель театра историю блудного сына. И самым большим открытием познание того, что есть люди, которые любят тебя бескорыстно.
Владислав Миллер (Давид Шварц), Владимир Машков (Абрам Шварц), Наталья Попова (Хана) и Андрей Смоляков (Чернышёв)
«И, несмотря на всю тяжесть истории, и попытку Александра Аркадьевича вызвать сострадание, — говорит Машков, — нам хочется рассказать о светлой части, о непобедимости человеческого духа при любых обстоятельствах. То, что человек смертен, не останавливает нашу жизнь. И только память и любовь к нашим близким людям, к тем, кто многое для нас сделал, и будет двигать нас вперёд. Для меня «Матросская тишина» — очень оптимистическая история».
Владимир Машков на первом показе выразил надежду, что на спектакль будет ходить и молодёжь тоже – смотреть и слушать, что оставил Александр Галич. И она ходит, она смотрит и плачет, выходя из театра с чистым сердцем.
Фото: Ксения Бубенец
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ