Четверг, 28.11.2024
Журнал Клаузура

Бардовский счет Юрия Визбора (база)

Серия «Качество аутентичной песенности бардов». Статья № 8

Согласно предыдущей статье [1] этой серии статей, содержание «бардовский счет», для любого барда, включает в себя два раздела: 1) компактный образ; 2) текстовое расширение. Суммарное множество тематических линий, при этом, составляет не менее 11 обязательных линий.

Тем самым, можно полагать структуру содержания «бардовский счет» в виде двух групп тематических линий. Наша практика создания «бардовских счетов» показывает, что хорошим вариант здесь является вариант, когда: 1) раздел «компактный образ». Содержит четыре линии: информационная карта барда, позиция в круге бардов, акцентное гнездо, ключ; 2) раздел «Текстовое расширение». Содержит, как минимум, семь линий: 1) список песен для культурного исполнителя; 2) слуховой образ песен; 3) историческая похожесть (близкий прототип); 4) программа песенного творчества; 5) ассоциированные продолжатели; 6) легенда «дар и сила»; 7) не законченное.

1. Раздел «Компактный образ»

Информационная карта обслуживает две позиции деятельности: «теоретик песенности бардов» («теоретик») и «аутентичный исполнитель песен бардов» («бард»). Однако, заполняет такую карту, заботится об ее информационной чистоте и актуальности, только «теоретик».

Информационная карта Ю. И. Визбора, как и любого другого барда,  состоит из двух частей: 1) базовая часть (см. ниже «картотечная карта № 1). Здесь можно видеть основные характеристики и особенности песенного следа барда Ю. И. Визбора с точки зрения Целого – «круг бардов»; 2) справочная часть. Эта часть представлена таблицами 1 и 2. Ее содержание получено на основе данных РИМП [2], соответствующих барду Ю. И. Визбору.

Базовая часть содержит компактно выраженную каркасно-сигнальную информацию. Она получена на основе детального изучения песенности Ю.И. Визбора по всему объему его песенного наследия, известному со стороны признанных собирателей (архивистов) песен бардов от КСП [3]. Согласована в отношение «часть-Целое».

Картотечная карта № 1. Информационная карта барда Ю. И. Визбора.

Дадим несколько примеров толкования содержания «информационной карты»: 1) Содержимое строк «09 Подъемы творческой активности» и «10 Спады творческой активности» получено на основе «графика творческой активности Ю. И. Визбора» [4]. Нижний график здесь – это фазовый график песено-творческой активности «круга бардов» [5]. Резко заметно фазовое расхождение графиков в точке 23 (1973 г.); 2) Содержимое строки «14 Адрес в «табеле о рангах» получено на основе нашей модели «Табель о рангах круга бардов» [6]. Информация «№» следует читать  как «порядковый исторический номер барда в круге бардов». В данном случае, этот номер имеет величину 9 и означает, что бард Ю. И. Визбор не самый первый в историческом ряду «круга бардов», а – девятый. Кто из бардов находится в этом ряду впереди Ю. И. Визбора, можно посмотреть в нашей статье [7] этой серии статей; 3) Для понимания содержимого строки «15 Количество оригинальных акцентных гнезд» следует ознакомиться с нашей моделью «акцентное гнездо песни бардов» [8]. Песенному творчеству Ю. И. Визбора принадлежит 6 акцентных гнезда сквозного исторического исчисления – это значит, что такие акцентные гнезда в своих песнях не использовал никто из «круга бардов» до него.

Таблица 1. Песни Ю. И. Визбора из РИМП. Использованы сокращения: «равн.» – линия «равноакцентная песня»; «бард.» – линия «бардовская песня»; «сам.» – линия «самодеятельная песня»; «авт.-1» – линия «авторская песня -1».

Что видно из содержания таблицы 1? — Например, что внимательность барда Ю. И. Визбора к разработке песенных акцентов сочиняемых им песен убывает в направлении «бардовская песня → самодеятельная песня → авторская песня-1». Кроме того, если в линиях «бардовская песня» и «самодеятельная песня» он достигает вершин гармонии акцентирования песни (высокой равноакцентируемости песенных линий), то в линии «авторская песня-1» этого не происходит.

Таблица 2. Вклад Ю. И. Визбора в «гимнику бардов».

Что видно из содержания таблицы 2? — Например, что «гимника бардов» имеет песенность, которая может быть выражена не одним или двумя разными акцентами песни, а целым рядом таких акцентов.

2. Раздел «Текстовое расширение»

Бард Визбор Ю. И. был многогранной личностью: журналист, киноартист [9], кинодраматург [10], кинодокументалист, бард, поэт, прозаик, художник. Литовец по отцу и украинец по матери. Главным делом своей жизни Ю. Визбор считал журналистику и сочинительство песен.

2. 1. Краткая биография 

Детство и юность Визбора были тесно связаны с жизнью его двора на улице Сретенка – так называемой «низовой культурой города». Здесь он услышал песни разных направлений (блатные, лагерные, военные, эстрадные) в исполнении жителей двора. Сам он был только слушателем.

Научился играть на семиструнной гитаре только в студенческом возрасте. Его друг В. Красновский был первым и единственным учителем Ю. Визбора по гитаре.

В школе Визбор учился не очень охотно, оценки были весьма средние. Среди главных его увлечений выделялся «авиационный клуб», Юрий мечтал стать летчиком. Однако, документы в авиационный институт у «сына не благонадежного элемента» не взяли. В 1951 году, не без влияния своего приятеля Владимира Красновского, Визбор поступил на факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. Н. Крупской (МГПИ), закончил его в 1955 году. Этот институт позже прозвали «поющим институтом» [11].

В то время, в МГПИ, царила атмосфера общественной и творческой активности, на повестке дня было качество «горизонт личности» – наличие способностей к самоопределению, инициативе, личному риску и ответственности. Витала «романтика масштабной жизни». Естественными были увлечения экспедициями и горными видами спорта, студенческими обозрениями. Фигурами подражания были «люди новой географии»: геологи, топографы, строители новых трасс, моряки, журналисты, очевидцы нехоженных троп, альпинисты, горнолыжники. Визбор освоил многие из этих направлений: альпинист, горнолыжник, байдарочник, журналист, постановщик легендарных студенческих капустников («обозрений литфака») [12].

Став профессиональным журналистом, Визбор участвовал в дальних экспедициях и плаваниях, совершал восхождения на Кавказе и Памире, работал инструктором горнолыжного спорта. Выступая же в позиции «бард», он создал два вида особенной песенности: 1) песни-репортажи [13] (с места географических событий); 2) песни-диалоги (диалог со своей «внутренней человеческой вертикалью»).

В 1960-е годы, вместе с коллегами, он организовал популярную радиостанцию «Юность», создавал ее радиопрограммы. При его ближайшем участии создавался и журнал «Кругозор» – первый в СССР журнал звукозаписей репортажей и песен на гибких пластинках.

С 1962 года Визбор начал выступать с публичными концертами. Как правило, это были концерты, организованные на основе частной инициативы любителей песен бардов. Визбор выступал здесь не как «артист филармонии», а как, например, «лектор общества Знание». Его песни звучали в конференц-залах институтов, в красных уголках общежитий, иногда в концертных залах дворцов культуры институтов, заводов и фабрик.

Юрий Визбор обладал уникальной способностью запоминания любых песен. Двух-трех прослушиваний песни ему было достаточно для точного ее воспроизведения. Он пел ряд [14] песен известных бардов (М. Анчарова, Н. Матве-евой, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Городницкого, Ю. Кима и А. Якушевой), а также малоизвестных сочинителей песен (А. Хабаровского, Б. Левина, Ф. Соля-нова). Был знаком и с песнями иностранных шансонье [15].

2. 2. Деятельность по становлению творческого наследия

Работа над творчеством Ю. Визбора началась еще при его жизни и велась преимущественно участниками КСП, например: А. Я. Азаровым, А. Е. Крыловым, Ю. И. Черноморченко. После кончины Ю. Визбора работа по систематизации и сохранению его творческого наследия ведется при непосредственном участии жены Визбора Нины Филимоновны Тихоновой-Визбор и его дочери Татьяны Юрьевны Визбор.

Песенный след Ю. И. Визбора имеет пробелы, например: 1) до сих пор около двух десятков песен и стихов, включенных автором в собственные перечни, пока не найдено; 2) не восстановлены тексты и некоторых шутливых произведений, написанных по случаю для друзей; 3) неизвестно какие материалы бард сжег незадолго до своей кончины; 4) проблемы точной датировки песен (спорная датировка, несколько десятков песен вообще не имеют датировки).

Большей частью песенные тексты Ю. И. Визбора отличаются устойчивостью и почти не варьируются от исполнения к исполнению. Обнаруживаемые иногда небольшие отличия носят либо случайный, либо синонимический характер. Серьезная корректировка текстов и мелодии проводилась автором, как правило, в начальный период исполнения песни.

Чаще всего мелодии песен сочинялись автором параллельно или сразу же после написания стихов. В некоторых случаях, однако, рождение мелодий задерживалось, и автор продолжительное время читал в концертах будущие песни, как стихи. К числу таких песен относятся, в частности, «На реке Мга», «Сад вершин» и «Что ж ты нигде не живешь?».

Тематическое древо песенного наследия имеет разветвленную структуру. Филологи [16] находят здесь много «пищи» для своего исследовательского самовыражения в сфере «литературно-жанровых линий», например: песни-путе-шествия, пейзажные лирические зарисовки, студенческие песни, кружковая песня, армейский фольклор, песни-пейзажи, дружеское послание, любовное послание, философская элегия, лирическая исповедь, песенная мининовелла, песня-диалог, поэтические воспоминания, лирическая исповедь, круг романсовых песен.

2. 3. Черты песенного наследия

Первой своей песней Юрий Визбора мы считаем [17] песню «Над рекой рассвет встает» (1951 г.). Музыка к ней, как и к некоторым другим ранним песням, была заимствована. Позже им были написаны песни [18], мелодическое и гармоническое оформление которых, сделало бы честь и профессиональным композиторам-песенникам.

Ту песню, которую сочинял и пел бард Ю. И. Визбор, называли по-разному: самодеятельная, бардовская, менестрельская, студенческая и др. Он вошел в ряд интеллигенции, которую назвали  «шестидесятниками» или «оттепельной интеллигенцией» [19]. Мы же называем эту песню «наша песня» [20] и считаем ее «триединой песней» – песня, в которой неразрывно соединены три песенных линии: самодеятельная песня, бардовская песня, авторская песня-1.

Песенное наследие Ю. И. Визбора состоит из трех секторов: 1) большой. Песни, в которых он и автор текста, и музыки. Таких песен несколько сотен; 2) средний. Песни, в которых он только автор текста [21]. Таких песен несколько десятков; 3) малый. Песни, в которых он только автор музыки [22]. Количество таких песен исчисляется единицами.

Визбор создал целый ряд песен, которые можно петь коллективно. Здесь особенно выделяются 23 песни, которые можно причислить к множеству «гимника бардов» (см. табл. 2).

Песни – это важнейшая часть творческого наследия Визбора. Часто приходится слышать, что «их в барда более 300». Но, по данным современного Интернет [23], их количество составляет 469 песен. При жизни автора это песенное наследие почти не издавалось и не получило серьезной культурно-аналитической оценки, как «особенный культурный след». Но оно широко распространялось в магнитофонных записях, в концертном и бытовом исполнительстве.

Для песенного наследия Ю. Визбора характерны широта и многогранность. Здесь песни о родной земле, войне, людях трудных и романтических профессий, юмористические песни. Но главное место в его песенном творчестве занимает лирика. Лирический герой Ю. Визбора – это: 1) герой, впитавший порывы ветра внутренней свободы социальной оттепели 1953-1960 годов; 2) Человек большого мира с его масштабной географией происходящих событий такого мира. Путешественник по этому миру и документатор встреченных событий; 3) Романтик и идеалист, строящий свой внутренний мир на минимальной основе личных материальных потребностей.

Манера исполнения Визбором своих песен подкупала искренностью и выразительностью, точностью музыкальных и смысловых акцентов, отсутствием ненужных внешних эффектов, доверительной интонацией. Он был первым, чьи песни прозвучали для советских космонавтов на орбите Земли.

О чем пел Визбор? — Он пел о любви, верности, долге, чести, дружбе, родном доме. Форма его песен часто похожа на форму известных народных песен,  вначале «напев» и потом «припев». Такой формой значительно реже пользовались многие его знаменитые собратья по «кругу бардов».

Песни Визбора обогатили наш язык множеством крылатых выражений, например: 1) «Зато, говорю, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А также в области балету мы впереди планеты всей»; 2) «Наполним музыкой сердца»; 3) «Зачем вы ботик потопили?»; 4) «Ты мой зайка, я твой дед Мазай»; 5) «Струна, и кисть, и вечное перо – нам вечные на этом свете братья! Из всех ремесел воспоем добро, из всех объятий – детские объятья»; 6) «В этих ресторанах при вокзале нас и не считают за людей».

2. 4. Особенности полагания  «Ю. И. Визбор – бард».

Вот мы говорим, что Ю. И. Визбор – современный аутентичный бард, или коротко – Сибард [24]. Но какое содержание мы вкладываем детально в это слово? – Ответ показан в таблице 3. Из 15 признаковых черт позиции «Сибард», у Ю. И. Визбора устойчиво присутствуют 14.

Таблица 3. Черты Ю. И. Визбора в приложении к модели «Сибард» («современный аутентичный бард»).

Например, филологический мейнстрим современной науки «Авторская песня» ориентируется по-другому. «Современный бард» здесь – поющий поэт. Его качество тем выше, чем профессиональнее стихи, образующие основу его песен. «Песней бардов», при этом, становиться только «поэтическая песня». Сама же «песенность бардов» возникает только на основе заемной песенности от ее поэтического текста. Тексты же целого ряда песен Ю. И. Визбора предназначены, в большей степени, для песенной речи, а не для чтения глазами, как это принято в цеху профессиональной поэзии. Визбор здесь занимает позицию «подлинный сочинитель песен», не дотягивая, при этом, до позиции «подлинный поэт».

Как то известный артист В. Б. Смехов, близко знавший Ю. И. Визбора и любивший его песни и прозу, отметил «абсолютную свежесть» литературного таланта своего друга. Такой признак, по нашему мнению, можно принять как следствие работы пространства внутренней свободы во внутреннем мире Ю. И. Визбора. Защитой и опорой такого пространства выступает процесс «неостановленного саморазвития» барда как человека. Бард пишет песни  потому, что не может их не писать. Они для него – дневники его личного саморазвития. Не любая запись здесь становиться песней, дорастает до уровней «быть песней» и сразу войти в сферу «художественной культуры». Песенность бардов устроена более иначе, чем песенность «поющих поэтов» и только ею не исчерпывается.

2. 5. Песенная программа

Известно, что целый ряд бардов высказывались о своей деятельности, употребляя понятие «песенная программа». А была ли такая программа у Визбора? Можно ли составить представление о такой программе из его высказываний на концертах и в интервью? — Мы составили соответствующую информационную подборку из публикаций о Визборе, вот что получилось: 1) Представление о человеке. Человек создан как идеалист – для устремленности к великой цели. Надо только решить одну (неимоверно трудную и ответственную!) задачу: найти ту реальность, в которой эта судьба великой достижения цели судьба свершится. Но великая цель неощутима, как кровь в сосудах. Идеалист находит такую цель путем ударов от лобовых встреч с самой крутой (экстремальной) реальностью. Отсюда – хождения к планетным полюсам, восхождение на высокие горные вершины, спуск глубоко под воду. Мечта смотрится не просто в зеркало жизни, а – в напряженную версию такого зеркала; 2) Представление о поколении. Мы – поколение, которое пропело свои лучшие песни у костров, под треск стреляющих веток, приросших к простору веток. Главное, чтобы каждое такое поколение успевало понять, откуда оно и зачем было создано, прежде, чем огонь походных и фестивальных костров угасал; 3) знамя «Внутренняя свобода». Барды – носители и глашатаи внутренней свободы человека. Кодекса «полноценно наполненная жизнь человека»; 4) дорога как символ. Для своих собственных песенных сюжетов Визбор будет часто выбирать героев, которые идут, едут, летят — одним словом, находятся в движении. Бард – вестник событий, не формальный служитель  и транслятор репортажей «виртуальной журналистики». Визбор придумал здесь жанр «песня-репортаж»; 5) внутренняя вертикаль. Бард – носитель «внутренней вертикали» [25], с которой он постоянно находится в диалоге, транслируя такое состояние [26] аудитории своих слушателей.

Какой бы ни была песенная программа барда, но нам не следует забывать, что: 1) бард – это не праведник некого монашеского ордена;  2) бард – это не ответчик за общее благо для всех людей; 3) бард – это творческий человек, включенный в цепочку обстоятельств реальной жизни; 4) бард – это часто хорошо образованный и одаренный человек, который может вполне написать такие строки, как: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке» (Б. Окуджава), «Потому что добро остается добром в прошлом, будущем и настоящем» (В. Высоцкий), «Да будет наша жизнь исполнена добра, да будет на холсте не суета – молитва» (В. Егоров), «И сама по себе не играет гитара, а дана человеку как голос души» (Ю. Визбор).

Место в «табеле о рангах у бардов». Доктор филологии А. В. Кулагин, активный участник сектора науки «Авторская песня», считает, что  « … именно Юрий Визбор является наиболее типичным русским бардом … , поскольку его творчество объединяет в себе наиболее характерные черты этого вида искусства, восходящего к искусству бродячих певцов древности. Другие его соратники по песне представляют какую-либо из ветвей бардовского творчества: поэтическую песню — Б. Окуджава и Н. Матвеева, песни-баллады — М. Анчаров, актерскую (лицедейскую) песню — В. Высоцкий, А. Галич и Ю. Ким и т. д.» [27]. Это весьма сомнительное мнение, которое возникло у исследователя от не точного представления о явлении «Песни бардов в русской культуре второй половины ХХ века» в целом и иллюзорного толкования понятия «бродячие певцы древности».

Вряд ли критерием исторического лидерства могут быть, например, такие как: 1) барды писали свои песни, не зная о существовании  друг друга. Не слышали уже сочиненных песен друг друга. Компании, в которых они пели,  не пересекались. Они были в разных возрастных группах; 2) все предопределило первенство доступа к магнитофону. У кого-то появился магнитофон раньше других и его аудиозаписи стали раньше распространяться среди любителей, создавая автору песен известность; 3) контурно-эмпирические обобщения литераторов. Например: «Песенный голос Визбора – голос  интеллигенции, выросшей из студентов пятидесятых годов ХХ века. У этого «поколения шестидесятников» был культ дружбы. Дружба, товарищество для них – важнейшая нравственная категория» (Л. А. Аннинский).

2. 5. 1. Индивидуальная «формула песенности»

«Как мне кажется, песня состоит практически из двух частей: из формулы и поэтики. Это мой собственный закон, вычисленный мною самолично, и я в него верю. Я часто задумывался, почему во время войны, когда работала в советской поэзии масса блистательных мастеров, почему не создавалось песен на стихи Твардовского, например, или Заболоцкого, а лучшим поэтом-песенником стал Алексей Фатьянов. Да потому, что и Твардовский, и Заболоцкий, коли мы уж назвали эти имена, занимались в основном поэтикой и поэзией как таковой. Фатьянов же прекрасно чувствовал и поэтику песни, и ее формулу. Эта формула не обязательно должна быть припевной, но обязательно должна забиваться в хорошей песне как гвоздь в сознание. Возьмите известную строчку «В жизни раз бывает восемнадцать лет». Никакой поэзии в ней абсолютно нет, это банальнейшая истина, которая в стихах была бы просто невыносима, но для песни – это формула. Так вот, на мой взгляд, беда многих песенных поэтов – профессионалов или полупрофессионалов – как раз и заключается в том, что они ищут только эту голую, наиболее запоминающуюся, но примитивную формулу, напрочь забывая о поэзии. Бардовская же песня, во всяком случае в лучших своих проявлениях, старалась найти песенную «формульность», не отрываясь от поэтики, внутри ее самой. И здесь совершенно особая заслуга принадлежит Булату Окуджаве. Он открыл нам новые тайны, «загадочные и пленительные тайны», как говорил Сальери о Глюке, и показал нам всем, что высокую, хорошую поэзию не только можно, но и необходимо внести в песню. Причем у Окуджавы песенная формульность заложена в самой поэтической структуре, строчке, слове-образе даже… «А иначе зачем на земле этой вечной живу?» – это формула: в песне-стихе она повторяется в каждом куплете. Такой же скрепляющей всю песню формулой становится «полночный троллейбус» –заключенный в двух словах точный поэтический образ» [28].

2. 6. Отношения Ю. И. Визбора к другим бардам

Визбору слыл среди бардов авторитетом по филологической части, в его высказываниях разных лет разбросано немало и в самом деле тонких наблюдений о творчестве коллег (например, о сюжете в песнях Высоцкого, о значении деталей в «Кожаных куртках» Городницкого…). Пристрастие к разборам сочинений товарищей всегда было характерной чертой его творческого и человеческого облика. Например, известен случай, когда поздно ночью Ю. Визбор позвонил барду В. Егорову, чтобы спросить того о смысле слова «замять» [29], которое тот употребил в своей известной песне «Друзья уходят».

Ни в чьём, если говорить о крупных бардах, исполнении не сохранилось столько записей чужих песен, сколько их сохранилось в исполнении Визбора. Он поет песни А. Якушевой, Б. Окуджавы («По Смоленской дороге»), Ю. Кукина («Где ж ты мой добрый волшебник?»), А. Галича («Ой, ну что ж ты говорить»), Е. Клячкина («Мимо ристалищ, капищ»). Он пел их не только в узком кругу, но и на публике. Не всем бардам пришлось по душе его исполнение и даже возникнут «конфликты такого рода».

В 1966 году Ю. Визбор рассорится с бардом Е. Клячкиным. Дело было в Минске, на телевидении, где готовился сюжет о бардовском творчестве. Разговор зашёл о степени смелости. Визбор обидно намекнул на «дешёвое фрондёрство», Клячкин же ответил намеков на малодушие («Трусоват был Юра бедный…»). Этого оказалось достаточно, чтобы лет десять не общаться друг с другом.

Визбор был человеком «своей волны». Были случаи [30], когда выступая в одном концерте с другим бардом, он пел то, что ему хотелось в данный момент, безотносительно к тому, какое настроение у зала создал предыдущий участник концерта. Например, так было на одном из концертов, где первое отделение отпел А. Н. Васин, а во втором отделении выступал Ю. И. Визбор. Если А. Н. Васин пел о высоком, то Ю. И. Визбор опустил уровень темы на бытовой уровень – стал смешить собравшуюся аудиторию своими юморными песнями. Снивелировал и даже свел на нет усилия своего собрата по «кругу бардов». Хотя, вполне мог поддержать поднятую тему и даже придать ей повышенный градус, песен для этого у него в авторском запасе было достаточно. Мог, но не захотел.

Визбор пользовался своим служебным положением организатора журнала «Кругозор», давая возможность знакомым малоизвестным бардам записать свои песни для публикации в таком журнале. Например: 1) в восьмой номер за 1964 год, вошли записи голосов ленинградских бардов: Бориса Полоскина, Валентина Вихорева, Евгения Клячкина и Александра Городницкого. Конечно, включить в шестиминутную пластинку по полной песне каждого из них было невозможно, но фрагменты песен и краткие высказывания друзей туда вошли. В завершение Визбор сам напел куплет известной песни Городницкого «Над Канадой, над Канадой»; 2) в «Кругозоре» 1968 года появилась первая маленькая пластинка барда Б. Окуджавы.

Визбор мерялся силой с «мэтрами песни». В начале 1960-х годов, на квартире радиожурналиста Виктора Любовцева, был назначен домашний концерт «на двоих»: Ю. Визбор и М. Анчаров.  «Визбор как младший – начал. Спел три песни и почтительно умолк. Анчаров выдержал маленькую паузу и тоже спел три песни, и тоже замолк, вежливо склонив голову». Вообще-то в таких случаях обычно возникал момент состязательности, конкуренции, борьбы за внимание слушателей (и особенно слушательниц!), но здесь, как видим, гораздо заметнее взаимная почтительность. Не удивительно, что она присуща младшему – но и старший (полушутя, но без ложной скромности называвший себя «Мафусаилом этого жанра» – то есть патриархом авторской песни) воспринимает «конкурента» уважительно, уже ощущая, наверное, значимость его таланта» (из воспоминаний Л. Анненского).

2. 7. Пожелания исполнителям песен Ю. И. Визбора

Такие пожелания охватывают, как минимум, два сектора информации песенно-культурного следа Ю. И. Визбора, как: 1) золотой фонд песен барда; 2) особенности гитарного аккомпанемента.

2. 7. 1. Золотой фонд песен барда

Когда перед культурным исполнителем песен бардов возникает вопрос о публичном и ответственном представлении песенности Ю. И. Визбора, то здесь и возникает потребность в списке песен с признаками, например: 1) «главные песни барда Ю. И. Визбора»; 2) «широко известные песни Ю. И. Визбора»; 3) «песни Ю. И. Визбора из репертуара хороших исполнителей песен бардов»; 4) «видовой срез песенного следа  Ю. Б. Визбора: лирика, шутка, рассказ, из песенных репортажей, из альпинистских песен, из туристских песен и т.п.». Мы рекомендуем использовать здесь не менее трех списков песен: 1) песни Ю. И. Визбора из РИМП. Здесь собраны изюминки авторской песенности барда; 2) песни из вклада Ю. И. Визбора в «гимнику бардов» (см. табл. 2). На этих песнях можно попеть вместе с аудиторией слушателей; 3) из репертуаров песен хороших исполнителей [31] (см. табл. 4); 4) песни из хорошего сборника песен [32].

Таблица 4. Разные песни Ю. И. Визбора из репертуара хороших исполнителей песен бардов. Содержание таблицы упорядочено по колонке «ряд», где стоки таблицы промаркированы, как: 1 – песни первого ряда внимания исполнителя песен. Они часто выбираются для концертного исполнения; 2 – песни второго ряда внимания, 3 – песни третьего ряда внимания. Здесь нет песен, которые уже упомянуты в таблицах 1 и 2.

2. 7. 2. Особенности гитарного аккомпанемента

Многим любителям песен бардов известно, что внешняя простота гитарного аккомпанемента является только кажущейся простотой. Когда начинаешь подбирать такой аккомпанемент на слух [34], то такая работа не получается сразу, а требует явных усилий и развитого гармонического слуха. В программу «Гитарных школ» многих КСП обязательно входила информация об «изюминках музыкальной гармонии песен Ю. И. Визбора». Человек, освоивший такие изюминки, может себя считать вполне готовым к аккордовому аккомпанементу песен бардов вообще.

Визбор Ю. И., конечно, не единственный и не первый [35] «аккордеонист» в «круге бардов». Его особенностью является то, что он: 1) играет на семиструнной гитаре стандартного строя; 2) использует призвуковое поле аккордов.

Ниже мы приводим фрагмент «накопителя аккордового аккомпанемента  песен» (см. табл. 5). Сюда занесен аккордовый аккомпанемент 4-х знаковых песен барда: «Здравствуй белый пароходик» «Смотри-ка моя дорогая», «Я сердце оставил в Фанских горах», « Нас исполняет музыка по лицам». Более полная версия «накопителя аккордового аккомпанемента», для «круга бардов» как Целое, приведена в нашем учебнике «Песенная гитара бардов» [36].

Таблица 5. Фрагмент «Накопителя аккордового аккомпанемента» песен Ю. И. Визбора. Гармония Am-A-C [«ля-минор — ля-мажор — до-мажор»] [37].

Что бросается в глаза? — Два очевидных момента, как: 1) аккордовый аккомпанемент Ю. И. Визбора выходит за рамки сектора «основные аккорды», достигая областей «специальные аккорды» и «редкие аккорды». Большая же часть непрофессиональных любителей гитары имеет опыт аккордового аккомпанемента песен, который можно полностью записать внутри сектора «основные аккорды». Выход за пределы этого сектора говорит о развитости гармонического слуха «выше среднего уровня»; 2) уровень аккордовой заполненности  песенного аккомпанемента хорош и часто не требует своего дополнения по линии «авторский вариант аккомпанемента → концертный вариант аккомпанемента хорошего исполнителя». Известным примером дополнения являются концертные варианты [38] аккордового аккомпанемента песен «Вот хорошо и тихо и достойно» и «Одинокий гитарист».

Сегодня многие исполнители песен бардов используют шестиструнную гитару со стандартным строем. Гитара же Ю. И. Визбора семиструнная. Как учесть семиструнное звучание на шестиструнке? — Использовать аппликатуры аккордов шестиструнки, адаптированные под звучание семиструнки [39].

Резюме (возвратное акцентирование)

Говоря формально, текст нашей статьи закончен. Читатель познакомился с информационно-бардовским компактом «Бардовский счет». Такой образ является направленно сжатым конспектом большого массива информации о Ю. И. Визборе, как о деятеле сферы «песни бардов» в позиции «современный бард» (Сибард). Такое сжатие стало полноценно возможным только после того, как был построен интегрально-компактный образ «круг бардов», прошитый акцентными линиями позиции «аутентичный исполнитель песен бардов». Связь «часть-Целое» и есть новым уровнем восприятия культурного явления «барды и их песни» (песенности бардов).

Как же фигура Ю. И. Визбора входит в «круг бардов»? — Было отмечено, как минимум, следующее: 1) песенно-творческая активность Ю. И. Визбора отличается от такой активности у «круга бардов» только одной зоной (1973 г.); 2) «круг бардов» опирается на «табель о рангах». Здесь Ю. И. Визбор занимает место № 9; 3) в «триединой песне бардов» Ю. И. Визбор разрабатывал все ее линии, но особенно линии «бардовская песня» и «самодеятельная песня»; 4) в песенность «круга бардов» Ю. И. Визбор внес 6 оригинальных акцентов песни бардов: 4 – линия «бардовская песня», 1 – линия «самодеятельная песня», 1 – линия «авторская песня-1»; 5) «круг бардов» опирается на «гимнику бардов». Взнос Ю. И. Визбора составляет здесь 23 песни; 6) «круг бардов» опирается на образ «аутентичный исполнитель песен бардов». Визбор Ю. И. соответствует  такому образу, исполняя каждую песню в двоякой ткани: а) как конкретную песню; б) как песню из песенной культуры бардов (Авторская культура песен бардов); 7) взнос Ю. И. Визбора в «накопитель песенной гармонии бардов» приобрел конкретность и наглядность на основе введения оригинальной формы «накопитель аккордового аккомпанемента песен». Известный тезис, что «песни бардов торят ткань минорной гармонии» приобретает здесь детальную конкретность, нивелируя расхожее выражение «в песнях бардов всего пару аккордов».

Сергей Орловский

Примечания:

  1. Орловский С. П. Понятийный фокус «Бардовский счет». Клаузура, 03.12.2018.

  2. Наша модель «Референтно-исполнительское множество песен». Заменяет Целое (репрезентное множество песен) по достаточности разнообразия песенности бардов.

  3. Сокращенное название от «клуб самодеятельной песни».

  4. Орловский С. Новая хронология авторской песни. В сетевом научно-культурологическом журнале «Релга» (№18 [256] 15.12.2012).

  5. Все числовые значения этого графика взяты с коэффициентом 1/50.

  6. Орловский С. Бардовский «Табель о рангах». В сетевом научно-культурологическом журнале «Релга» (№14 [317] 10.12.2016).

  7. Орловский С. П. Юбилеи «пантеона памяти у бардов» в 2018 году. Обзор и критика. Опубликовано в журнале «Клаузура».

  8. Орловский С. Новая модель самоидентификации исполнителя песен. В сетевом научно-культурологическом журнале «Релга» (№7 [263] 25.05.2013).

  9. Визбор также сыграл в кино: «Июльский дождь», «Красная палатка», «Рудольфио», «Семнадцать мгновений весны» и др.

  10. По его сценариям сняты художественные ленты: «Год дракона», «Капитан Фракасс», «Прыжок»; в театрах ставились его пьеса «Автоград-XXI», инсценировка «В списках не значился» (обе в соавторстве с М. А. Захаровым, 1975).

  11. Здесь учились известные барды: Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, Б. Вахнюк, В. Долина, А. Васин.

  12. Великолепная компания «обозренщиков»: Юрий Визбор, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев, Владимир Красновский, Максим Кусургашев, Борис Вульфов, Оскар Гинзбург, Юрий Альперович (Дружников) – ставила целые представления, на которые рвалось пол-Москвы, а Аркадий Райкин даже намеревался взять в свой сатирический спектакль миниатюры, придуманные студентами. В обозрениях звучали и самостоятельно сочиненные песни.

  13. Известные песни из песенных репортажей: («На плато Расвумчорр», 1961; «Хамар-Дабан», 1962; «Ночной полет», 1964; «Тралфлот», 1965; «Репортаж с трассы Хорог-Ош», 1965; «Капитан ВВС Донцов», 1967; «Песня о подводниках», 1970; «Мы вышли из зоны циклона…», 1980).

  14. Кулагин А. сообщает здесь величину 250 песен.

  15. Например, он слушал пластинки французского шансонье Ив Монтана, который с большим успехом выступал в Москве в 1956 году. Возможно, пример успеха такого шансонье сыграл для него роль «счастливого случая». Ведь у бардов и шансонье есть целый ряд совпадающих признаков.

  16. Доктор филологии И. Б. Ничипоров и др.

  17. Хотя песенность присутствует уже в стихах юного Визбора, например в его стихах 1948 года, когда ему было 14 лет. Некоторые исследователи песенного наследия Визбора считают его первой песней песню «Чутко горы спят» (Мадагаскар), написанной то ли в 1951, то ли в 1952. Иногда мы встречаем и указание на песню «Теберда, Теберда» (Теберда), написанной в 1952 году.

  18. Например: «Вот хорошо и тихо» (Вересковый куст, 1972), «Нас исполняет музыка» (Сорокалетье», 1977), «О, мой пресветлый» (Многоголосье, 1978).

  19. Те, кто заявил о себе своим творчеством, сразу после развенчания культа личности И. Сталина в период 1953-1960 гг.

  20. Такую песню пели в клубах самодеятельной песни бывшего СССР.

  21. Богдасарова С. и В. Красновский писали музыку к песням: «Парень из Кентукки», «Карельский вальс», «Прощай, Москва!», «Старые ели», «Тихий вечер спустился за Камою…», «Дождик опять моросит с утра…». Мелодии к текстам Ю. И. Визбора сочинял и В. Олеников.

  22. Пример – «Если я заболею».

  23. www.bards.de.

  24. См. Орловский С. Учение Сибард. Днепропетровск, ИКНРЧ, 2015. — 72 с.

  25. Например, такую «вертикаль» изучает в песнях Ю. И. Визбора ученый филолог С. А. Мансков. Он считает, что Визбор активно опирается на такие «софийные категории», как: Вера, Надежда, Любовь, Дружба. Включает область действия глубинных слоев психики человека: Справедливость, Милосердие, Смирение, Надежда, Бескорыстное служение, Стремление к Высшему Смыслу. Это приводит к непременному сопряжению мирских и сакральных черт жизни человека. Сама же песня становится здесь слуховым проводником человека к алтарю такого сопряжения.

  26. В исследовательском дискурсе по «авторской песне» нам приходилось встречать сочетание «трансляция мировоззренческих констант», выраженной связкой добродетелей «Честь-Совесть-Долг-Благородство-Достоинство», которая непременно должна присутствовать у подлинных носителей признака «бард». Тем самым «песни бардов» возводят в ранг «инструментов влияния» на «этический код» и «ценностный кругозор» слушателей!?

  27. Кулагин А. Визбор. Серия ЖЗЛ. Изд. Молодая Гвардия, 2013.- 368 с.

  28. Гладилин, В. Репортаж из … жизни. Интервью с Ю. Визбором [Электронный ресурс] / В. Гладилин. – URL: http://vizbor.ru/index.php?chrazdel=11&chmenu=15&r=interview&listid=6 (дата обращения: 12.03.2014).

  29. Это слово употреблено в песенной строе «Друзья уходят в прошлое, как в замять».

  30. Они есть в нашем авторском архиве.

  31. В первом ряду таких исполнителей можно назвать: А. Дова, А. Брунова, В. Чечета.

  32. Например, нам часто, как действующему исполнителю песен, приходилось пользоваться книжкой «Визбор Ю. И льет на пустыни мои доброта». (Сост. Н. Типатов, В. Ткачев. Харьков, 1995. — 320 с.). Здесь 289 текстов песен с аккордовой надписью в тональностях авторского оригинала. Есть схемы аккордовых пальцовок для шестиструнной гитары.

  33. Визбор Ю. Я сердце оставил в синих горах. М.: Физкультура и спорт, 1988.

  34. Сейчас уже появилась информация уровня «ноты песни», «песня с аккордами», «песня с табами», но главным мерилом правильности такой информации остается музыкальный слух исполнителя песен.

  35. Позицию «гитарный маэстро» в «круге бардов» занимают такие фигуры, как например: С. Никитин, В. Берковский, А. Мирзаян, В. Луферов, А. Дольский. Примером же позиции «гармонисты» (люди аккордовой гармонии) являются: Ю. Визбор, М. Щербаков, Е. Клячкин, В. Туриянский, Ю. Устинов, В. Ланцберг.

  36. Песенная гитара бардов. Учебник – самоучитель. Издание-1. Нюрнберг, ИКНРЧ, 2014. — 310 с., ф. А4.

  37. В теории музыки эти две тональности имеют одинаковые основные аккорды. Тональность Am носит название «параллельный минор». Перед записью цепочки аккордов в накопитель ее нужно транспонировать в тональность Am или С.

  38. На некоторых фестивалях песен бардов, для направленной сборки таких аккомпанементов, устраивались специальные творческие мастерские «авторско-исполнительские».

  39. Например, образы таких аккордов собирались в разделе «Аккордово-темперированная шестиструнка» учебной программы нашей авторской версии «Гитарной школы» (КСП г. Днепропетровска, 1985 г.).


комментария 4

  1. Алексей Гаврилов

    Что за интересный вуз МГПИ им.Крупской? МГПИ — им.Ленина был, а имени Крупской — МОПИ. У автора — комбинаторика

  2. Орловский Сергей

    Уважаемый А.Кулагин, информация взята из текста вашей книги «Визбор» (Молодая гвардия, 2013), размещенного в Интернет. Если вы пишите, что Визбор нередко выступал экспертом текстов песен бардов, то это значит не только формальный контроль глазами, но и прочувствование изнутри, через исполнение. Отсюда и число песен других авторов, которые он знал. О «типичном барде» тоже из вашей книги. Между прочим, я обращался к вам, приглашая к себе на сайт, хотел познакомит вас с моим направлением изучения песен. В фейсбук делал это три раза. Может быть вы пропустили? Обычно в моей практике действует предарительно знакомить профильных исследоватлей с тем что пишу. Этого требует масштаб и замах моего письма.

  3. Анатолий Кулагин

    С недоумением воспринял в статье ссылки на моё имя. В разделе 2.1 автор пишет о Визборе, что «он пел ряд песен известных авторов», и в примечании добавляет: «Кулагин А. сообщает здесь величину 250 песен». Не помню, чтобы я где-то «сообщал» такую информацию. Возможно, Визбор и пел столько песен других бардов, но это количество намного превышает известный мне по фонограммам репертуар Визбора как исполнителя чужих песен (примерно полсотни). В разделе 2.5 автор приводит в кавычках — то есть на правах точной цитаты — якобы принадлежащие мне слова о Визборе как «наиболее типичном российском барде» (и т. д.), и далее их оспоривает. Но я такого нигде не писал и не говорил.

    • Редакция

      Добрый день, Уважаемый Анатолий!
      Мы обратились к автору за разъяснениями.
      Надеемся, что в скором времени он вам ответит!
      С Уважением!
      Редакция ЖК

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика