ГРОМЧЕ – это уже ЧЕТЧЕ!
17.02.2019
/
Редакция
Теорема ДЦ-11
Как не крути, а ГРОМЧЕ – это уже ЧЕТЧЕ! Понятие «ТИХО» – это «ВЯЛО», «НЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО», «ПЛОХО ПОНЯТНО», то есть НЕ ЧЕТКО! В силу этой простой закономерности сценическая речь это, прежде всего, ГРОМКАЯ, и ОЧЕНЬ ГРОМКАЯ РЕЧЬ…! Уже в результате этого ЧЕТКОСТЬ ДИКЦИИ и ПОНИМАЕМОСТЬ РЕЧИ резко ВОЗРАСТАЕТ – это, с одной стороны.
С другой – выделение УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ слов, делает нашу речь еще ПОНЯТНЕЕ, так как упрощает процесс ВЫЧЛЕНЕНИЯ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ из ПОТОКА ЗВУКОВЫХ ФОНЕМ!
Итак, при «вялой» дикции, при нечетком произношении восприятие и узнавание конкретного слова происходит на уровне его ОТДЕЛЬНЫХ ФОНЕМ. В этом случае мы подсознательно пытаемся «СОБРАТЬ» слово из услышанных ФОНЕМ, точно так же, как мы ЧИТАЕМ, и сопоставить его со «словарем» или восстановить его в контексте фразы. ДЛИННЫЕ и ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЕ слова менее критичны при ПОТЕРЕ (искажению или «проглатыванию») ОДНОЙ и ДАЖЕ НЕСКОЛЬКИХ фонем и легко восстанавливаются. И наоборот, КОРОТКИЕ или МАЛОЗНАКОМЫЕ слова требуют более четкого проговаривания всех составляющих фонем и ОЧЕНЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ к потере ДАЖЕ ОДНОЙ фонемы. Таким образом, в процессе речи можно допустить некоторую потерю фонем, но только такую, которая позволит потом точно восстановить слово или СМЫСЛ фразы. Допустимое количество потерянных фонем зависит как от длины слова, так и от того, насколько часто оно используется в речи.
Точно так же, в рамках последующего восстановления в контексте, можно допустить и НЕВНЯТНОЕ произнесение слов, но ТОЛЬКО ХОРОШО ЗНАКОМЫХ. То есть четкость отдельных фонем и внятность произношения некоторых слов – момент не столь принципиальный, если существует возможность их подсознательного восстановления в контексте.
Таким образом, НЕОБХОДИМОСТЬ ЧЕТКОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ того или иного слова, зависит от конкретной ситуации, от конкретного слова и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВПРЯМУЮ функцией ЧЕТКОЙ ДИКЦИИ.
Необходимость ГРОМКИХ ГЛАСНЫХ…
Как говорит аксиома ГЛ-1 «О беззвучности СОгласных и голосовых гласных» – ГОЛОС – это ГЛАСНЫЕ! Таким образом, если не учитывать аксиому ГЛ-1, то можно скатиться на БЕЗЗВУЧНЫЕ СОгласные и, в конечном итоге, ПОТЕРЯТЬ ГОЛОС. К сожалению, в большей степени именно СОгласные и включаются в понятие «ДИКЦИЯ», хотя, как Вы видели, искажение ГЛАСНЫХ, НЕТОЧНАЯ ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЙ и в ОСОБЕННОСТИ ИСКАЖЕНИЕ УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ приводит, порой, к ФАТАЛЬНОМУ ИСКАЖЕНИЮ ЛЮБОГО СЛОВА.
Основной упор необходимо делать на УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, что улучшит и ГОЛОС, и ПОНИМАЕМОСТЬ вокальной РЕЧИ. Под это правило подпадают и однослоговые слова, так как единственный слог является и УДАРНЫМ. Правильным позитивным признаком воспитания любого голоса являются АКТИВНЫЕ и ГРОМКИЕ ГЛАСНЫЕ!
По СООТНОШЕНИЮ ГЛАСНЫХ и СОгласных можно судить правильности воспитания голоса, об эффективном направлении усилий певца на ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ, которое ярко показывают ГЛАСНЫЕ, а точнее ГОЛОС-ГЛАСНЫЕ в сравнении с ГРОМКОСТЬЮ и АКТИВНОСТЬЮ СОгласных….
Оценка голосов по аудио и видео записям…
Оценка голосовых данных певцов по их АУДИО и ВИДЕО записям НЕ ДАЕТ объективной картины о состоянии их голосов, и тому есть объективные причины, связанные с ТЕХНИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ и ВОЗМОЖНОСТЯМИ звукозаписывающей аппаратуры и способами их ОБРАБОТКИ.
Особенности технической записи заключаются в возможностях УСИЛЕНИИ ЗВУКА, когда МАЛЕНЬКИЙ ГОЛОС делают БОЛЬШИМ, а БОЛЬШОЙ голос «МАЛЕНЬКИМ» …. Это связано с БОЛЬШИМ ДИАПАЗОНОМ ДИНАМИКИ ГОЛОСА, то есть ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ РАЗНИЦЕЙ между piano и forte человеческого голоса. Для того, чтобы «ВПИХНУТЬ» голос в КАНАЛ звукозаписи приходится его «ПРЕСОВАТЬ», «СЖИМАТЬ» до определенного уровня по forte, в противном случае голос будет ОБРЕЗАН и ИСКАЖЕН.
С другой стороны, piano человеческого голоса может быть настолько слабым, особенно с увеличением расстояния до микрофона, что сигнал в канале будет соизмерим с ШУМАМИ самой аппаратуры. (Есть технический показатель аппаратуры – это отношение ПОЛЕЗНОГО СИГНАЛА к ШУМАМ АППАРАТУРЫ). Таким образом, возникает необходимость повышения УРОВНЯ ПОЛЕЗНОГО сигнала на piano для повышения ЧИСТОТЫ его ЗАПИСИ по отношению к уровню ШУМОВ самой аппаратуры.
В реальной ситуации, на концертах за пультом сидит профессиональный звукооператор и фактически «ЛОВИТ» ПЕВЦА (музыканта), то ПОВЫШАЯ СИГНАЛ, если он очень слабый, то ПОНИЖАЯ его, если сигнал очень большой. В последнем случае говорят, что большой сигнал ПЕРЕГРУЖАЕТ аппаратуру и звук или голос ИСКАЖАЕТСЯ. И это делается на концертах, когда певец поет «ВЖИВУЮ». Поэтому, чтобы не «париться», часто запускают ФОНОГРАММУ, записанную и сбалансированную в студии звукозаписи. В этом случае работа звукооператора резко упрощается, а певцу не надо надрываться…. Можно «СПЕТЬ» хоть десять концертов подряд – устанут, разве что только ноги певца….
В бытовой аппаратуре, например, когда вы записываете на ДИКТОФОН или ВИДЕОКАМЕРУ, звукооператором должны были бы быть именно Вы…! На самом деле при записи Вы ничего не регулируете потому, что все за Вас делает аппаратура. Для этого в нее встроена АРУ – автоматическая регулировка УСИЛЕНИЯ.
Она работает следующим образом; когда сигнал слабый – усиление АВТОМАТИЧЕСКИ делается МАКСИМАЛЬНЫМ, когда СИЛЬНЫЙ, то УСИЛЕНИЕ УМЕНЬШАЕТСЯ. За счет этого происходит ВЫРАВНИВАНИЕ звука, и мы хорошо слышим при проигрывании слабые звуки, а СИЛЬНЫЕ ЗВУКИ, во избежание ИСКАЖЕНИЯ, ОСЛАБЛЯЮТСЯ. Но в этом есть и скрытая отрицательная сторона – это то, что слабые голоса хорошо ложатся на запись, а сильные приходится «УЖИМАТЬ», поэтому они в ЗАПИСИ звучат ХУЖЕ. Таким образом, слушая запись, говорить о реальном голосе довольно-таки сложно. Чтобы как-то можно было анализировать голос в записи необходимо сравнить УРОВНИ ГРОМКОСТИ СОгласных и ГЛАСНЫХ, или другими словами, АКТИВНОСТЬ ГОЛОСОВЫХ ГЛАСНЫХ и АКТИВНОСТЬ БЕЗЗВУЧНЫХ СОгласных.
Если СОгласные в записи ОЧЕНЬ ЧЕТКИЕ – это явный признак ОТСУТСТВИЯ ГОЛОСА. Как говорит аксиома ГЛ-1 «Голос – это ГЛАСНЫЕ». Нет ГЛАСНЫХ – НЕТ ГОЛОСА…!
Если СОгласные и ГЛАСНЫЕ примерно одинаковые, то это значит, что голос у певца СЛАБЫЙ…
Если ГЛАСНЫЕ АКТИВНЫЕ, ГРОМКИЕ, то это уже ГОЛОС. Но чтобы определить его КАЧЕСТВО надо уже слушать певца ВЖИВУЮ и БЕЗ МИКРОФОНА. Дело в том, что многие эстрадные голоса вживую, БЕЗ МИКРОФОНА просто НЕ ЗВУЧАТ! Для ЗВУЧНОСТИ голоса при пении в МИКРОФОН добавляют РЕВЕРБЕРАЦИЮ – ЭХО, которое делает голос ОБЪЕМНЫМ. Вспомните, как хорошо голос звучит в небольшой ванной комнате, в пустой бочке…. Оперные певцы, да и не только оперные, должны НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ЭХОподобный голос САМИ в СЕБЕ, без технических средств. Единственно, что помогает певцам петь – это удачная АКУСТИКА ЗАЛА. Хорошо поется в церквях, купольных помещениях. Но и здесь возникают проблемы с самой акустикой залов – когда в залы заполняются ПУБЛИКОЙ, то акустика залов РЕЗКО УХУДШАЕТСЯ и петь становится очень трудно.
Оперные певцы ИТАЛЬЯНСКОЙ школы всегда говорили о пении РЕЗОНАНСОМ. Поиск РЕЗОНАНСА в голосе – это архи сложная задача, в которой не понятно ГДЕ и ЗА СЧЕТ ЧЕГО возникает в голосе РЕЗОНАНС, а точнее ГДЕ и ЗА СЧЕТ ЧЕГО возникает РЕЗОНАНС в ДЫХАТЕЛЬНОМ КАНАЛЕ певца? Единственно, что можно сказать, что РЕЗОНАНС НАДО НАЙТИ В СЕБЕ, и тогда голос певца не будет зависеть от акустики помещения. Это уже ВЫСОЧАЙШЕЕ УМЕНИЕ, которым обладают только ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ ОПЕРНЫЕ ПЕВЦЫ. Этому есть объективные предпосылки – ОПЕРНЫЕ певцы поют СПЕКТАКЛИ БЕЗ МИКРОФОНОВ! (Концерты не в счет)
К сожалению, в последнее время искусство РЕЗОНАНСНОГО пения начинает утрачивать свою значимость потому, что в коммерческих целях многие залы начинают ПОДЗВУЧИВАТЬСЯ ВСТРОЕННЫМИ МИКРОФОНАМИ, что создает у певцов иллюзию хорошего владения голосом и РЕЗОНАНСОМ…! К сожалению, это «МЕДВЕЖЬЯ» УСЛУГА, которая, в конечном итоге, ведет к ПОТЕРЕ ИСКУССТВА РЕЗОНАНСНОГО ПЕНИЯ.
Подведем черту под аудио и видео записями – ОНИ НЕ ДАЮТ ПОЛНОЙ РЕАЛЬНОЙ КАРТИНЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ ПЕВЦА…! Поэтому делать какие-то выводы в отношении ГОЛОСА того или иного певца по его записям, в конечном итоге НЕЛЬЗЯ. …
Оглянитесь вокруг…!
Послушайте, как говорят актеры и поют певцы с хорошей «ДИКЦИЕЙ». Вы удивитесь! Оказывается, что когда в их речи ЧЕТКО ПРОСЛУШИВАЮТСЯ УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – ВСЕ ПОНЯТНО! Даже СИЛЬНО ИСКАЖЕННАЯ РЕЧЬ достаточно понятна, например, когда говорят иностранцы с СИЛЬНЫМ АКЦЕНТОМ…. Когда в их речи УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЧЕТКО НЕ ПРОСЛУШИВАЮТСЯ – ВСЕ РЕЗКО УСЛОЖНЯЕТСЯ, и Вам приходится «НАПРЯГАТЬСЯ» …!
Практическое применение теоремы ДЦ-11…
Если Вы хотите улучшить свою РЕЧЬ и ВОКАЛЬНУЮ В ЧАСТНОСТИ, ОБРАТИТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ!
Сделайте ГЛАСНЫЕ и ЧЕТЧЕ, и ГРОМЧЕ СОгласных! Таким образом, при пении Вы ПЕРЕНЕСЕТЕ АКЦЕНТ с БЕЗЗВУЧНЫХ СОгласных на ГОЛОСОВЫЕ ГЛАСНЫЕ, как того требует аксиома ГЛ-1 «О БЕЗЗВУЧНОСТИ СОгласных».
Сделайте УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ и ЧЕТЧЕ, и ГРОМЧЕ и ДЛИННЕЕ СОгласных…! Это удержит слово от ФАТАЛЬНОГО ИСКАЖЕНИЯ, о чем говорится в теореме ГЛ-4! Вот такое ТРОЙНОЕ УСИЛЕНИЕ УДАРНЫХ ГОЛОСОВЫХ ГЛАСНЫХ…!
Таким образом, наши представления о необходимости получения четкой ДИКЦИИ, как процесса более четкого произнесения СОгласных, являются ОШИБОЧНЫМИ!
Для полноты всего того, что было сказано выше можно добавить такую интересную ТЕХНОЛОГИЮ, как КОСМЕТИКА РЕЧИ, которая начинает работать, когда весь акцент в произношении переносится на УДАРНЫЕ, ДЛИННЫЕ ГЛАСНЫЕ…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ