Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

«ВЗАИМНАЯ ЛЮБОВЬ»: Что новенького на эстраде?

В Москонцерте прошел концерт под названием «Взаимная любовь», приуроченный к 8 марта. Поскольку он был выстроен необычно, то хотелось бы обратить на него внимание.

С приходом в нашу страну нового времени (с началом перестройки) эстрадный концерт как вид, предложенный зрителям для восприятия искусства отдельными номерами, не исчез, хотя постановка его претерпела изменения и произошло перераспределение зрительских симпатий. Хотя с последним стоит разобраться поглубже, так как этот предмет существует ныне не сам по себе, а сильно зависит от владельцев телекомпаний и СМИ, а у них свои предпочтения, часто идущие вразрез с мнением публики, искусствоведов, и, порой, даже с разумом. То есть тут сказывается не столько самостоятельный выбора человека, сколько навязанный ему рекламой.

Не станем рассматривать концерты филармонические, поскольку «Взаимная любовь» – не из них, и нацелим свое внимание на эстраду. Тут перемены разительные. Эстрадные концерты в основном перешли в разряд шоу, идею которого трудно постичь, во всяком случае с точки зрения общества, – очевидно, что организаторы вдохновлены или озадачены целями, в которые не посвящают чужаков, и потому они скрыты для всех, кроме узкого круга своих. С точки зрения постановки тут главную роль все-таки играет зрелище, в то время как другие возможные идейные ценности сведены даже не к минимуму, а к нулю. Шоу представлено мощным светом, лазерами, огромными экранами, диковинными конструкциями огромных масштабов, фейерверками. Бешенный ритм, мелькание цветных лучей, ярких костюмов, громкий звук (и качественный), агрессивный голос ведущего обязаны «завести» зрителей до потери собственной осознанности. Здесь не услышите ни стихов, ни отрывков из литературных произведений, здесь не будет лирики и юмора веселого, но вдумчивого. Шоу возможны при вложении в них больших денег и требуют естественно больших залов, чтобы с помощью большого количества зрителей, а потому еще и наличия рекламы, окупиться и получить прибыль.

Правда, есть и исключения. В небольших залах все-таки проходят мероприятия, которые мы можем назвать эстрадными концертами. Сольные или сборные, они придерживаются одного жанра. Скажем, либо песни, либо романсы, либо поэзия, отдельно будет рок, отдельно джаз и т.п. – часто убыточные, без атрибутов шоу, так как не позволяет ни площадка, ни средства (да и не окупятся), и при том малопосещаемые. Проходят без ажиотажа, без последующего освещения в СМИ.

И напрочь забыт концерт, в котором собирались бы представители разных видов искусства: танцы, песни, романсы, иллюзии, разговорный жанр, джаз, классика. То есть все в одном.  Причина возможно в том, что для продюсеров это слишком хлопотно, или, подражая западным образцам и не находя такого рода шоу там, за границей, не считают необходимым делать и в России, – одним словом, не формат.

Но вот 6 марта 2019 года Москонцерт провел именно такой концерт – сборный, в котором нашлось место для многих видов искусства.

Он был приурочен к 8 марта и, значит, посвящен женщинам. Хотя и мужчины в зале приветствовались. А как же иначе! У женщин должны быть спутники!
Было два действия с антрактом.

По опросам, предпринятым специально для изучения мнения зрителей, которых просили не скрывать всей правды, концерт удался. Доминировали лирические мелодии, и было суждение, что стоило бы добавить веселых. Однако организаторы сознательно построили программу именно так, они не хотели идти обычным путем, где чередуются то те, то другие. Думаю, что не открою тайны, если скажу, что самые красивые мелодии, проникающие в самую душу, – все-таки лирические. Программа выстраивалась так, чтобы зритель погрузился в тихий праздник, наполненный откровением нежности, любви, радости. Слова, мелодии и артистический шарм таким образом воспринимаются полней, чувственней и возвышают присутствующих над суетой, бытом и в целом грубым миром, оставшимся за стенами зала.

Кроме вокала, была хорошая подборка инструментальной музыки, причем тоже разнообразная: классика (классический ансамбль), романс (попурри на рояле), романтика (акустическая гитара-соло) танго (аккордеон-соло), современная музыка (саксофон-соло). Публику занимали номера иллюзии-трансформации (мгновенное переодевание). 

И в качестве бонуса концерта – выступление Московского театра «Варьете».

Концерт создавал мир прелести, в котором человек мог быть счастливым и в котором осознавал свою личность как духовную сущность, наделенную чувством прекрасного и чистой душой.
Отдельно выделять кого-нибудь из артистов было бы нечестно, ибо все были интересны. И выступали, вызывая нежность в зале, и сами все были красивы. Многие зрители удивлялись, что в Москве есть такие артисты, а о них мало известно широкой публике. Это даже странно, утверждали они. Собственно, билеты стоят в сравнении с другими залами – не то, чтоб копейки, все-таки население наше в основном живет бедно, но все же вполне доступны (от 400 рубл.).

Привожу полный список артистов (на афише).

По итогам концерта можно сделать вывод, что чем богаче видовая палитра произведений, тем более он (концерт) удовлетворяет потребность публики в эстетическом и духовном удовольствии. Но при одном условии: все номера должны быть на высоком уровне, все должны волновать зрителя. Ни одного выступления, поставленного в программу для любых других нужд, кроме его красоты и глубокого впечатления (с учетом вышесказанного), не должно быть! 

Хотеть и сделать, однако, – разные вещи. Для концерта нужны деньги, окупаемость, а кассу делают звезды. Тут есть свои трудности. Популярных современных звезд, обласканных вниманием центральных каналов ТВ или лучшими СМИ, в Москонцерте нет, во всяком случае на сегодняшний день. Но, может, это и хорошо? По-моему, ими общество уже сыто по горло, в них нет загадки; а эгоцентризм, в котором они пребывают, уже всем надоел. Они служат не искусству, они служат себе, – ну и пусть живут сами! Беда в том, что воротилы шоу-бизнеса приучили публику вестись на обман: они устраивают ажиотаж вокруг фитюльки и внушают людям, что это и есть ценность. И вместо подлинного таланта подсовывают искусственную знаменитость. Люди не то, чтобы верят, они поддаются давлению бесконечно повторяемой рекламы. Тут надо признать, что так бывает не всегда: нет правила без исключений – и звезды бывают настоящие… Но чу! Я допустил неточность. В Москонцерте есть звезды – заслуженно приобретшие свое место на небосклоне славы, только они работают отдельно – так уж сложилось! – и потому их в расчет мы не берем.

Касса-кассой – понятно, что публика на звезд ходит охотней! – но хочется уже искусства, изящества, тонкости чувствований, хочется зрителей радовать, пробуждать в них приятные ощущения, а не забивать грохотом уши, а зрелищем застить глаза. Пусть люди после концерта остаются еще надолго под жизнеутверждающим впечатлением, и потому улыбаются окружающим, близким и целому миру.

В Москонцерте есть с кем делать концерты. Эти артисты могут показать себя и свое искусство на самом достойном уровне, им не хватает только хорошей пиар-кампании по продвижению на Олимп эстрадной иерархии. СМИ и ТВ – не вообще, а те, от которых многое зависит, с ними не работают, а если и случается, то крайне редко и не целенаправленно!

Стоит заметить, что для продвижения артиста в мир большого рынка деньги – это еще не все. Нужны прочные связи с теми, кто держит в своих крепких хищных зубах рынок искусства.

Зато артисты Москонцерта – для души, и это было продемонстрировано 6 марта 2019 г. в Зеркальном зале Москонцерта на улице Пушечная.

Не важно, какой вид искусства они представляли: танец, песня, романс, арии, иллюзии, – во всяком есть произведения, которые доходят до сердца любого человека. И любителю хореографии обязательно понравится народная песня, если у нее красивая мелодия и проникновенные слова, а фанату рока – оперная ария (прецедент есть – например, арию Надира с успехом исполняет на своих концертах рок-певец Валерий Кипелов) и т.д. Главное, чтоб произведения были подобраны с хорошим вкусом да исполнение было мастерским.

Посмотрите внимательно на афишу. Запомните имена артистов, которые выступали на концерте «Взаимная любовь». Они по сути своей – все звезды, хоть и не имеют широкой известности. Их исполнение трогает зрителя. А это главное. Номера сделаны талантливо, мастерски, с любовью к публике. Снимаю шляпу!..

Юрий Андрийчук


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика