Ольга Варварская. «Рассуждения о детской литературе»
03.01.2012Когда-то моя мама мне настоятельно советовала почитать известную трилогию Горького – «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Специально мне искать эти произведения не пришлось, поскольку в школе, на уроках литературы мы до них добрались. Ну, что ж… теперь я могу сказать, что никакого неприятия активного эти произведения во мне не вызвали, равно как и особенных восторгов. Все-таки, не все интересно нам так, как интересно было нашим родителям.
Проблемы современной детской литературы, на мой взгляд, невозможно рассматривать отдельно от проблем современной литературы вообще. Это как о качестве продуктов говорить. Какая разница, кто эти продукты потребляет, взрослый, или ребенок, если продуктами этими отравится могут вполне себе и ребенок и взрослый?
Проблема современной литературы вообще, характер носит скорее экономический, финансовый, нежели нравственный, как бы цинично это не звучало. Потому и термины здесь обычно используются в большей степени торгово-промышленные. Такие как «качество», «спрос», «рынок» и т. д. И пусть читателя не коробит такая лексика, поскольку литература в наши дни, хорошая ли, плохая ли, не в последнюю очередь является товаром который продается и покупается.
Начнем с того, что благодаря антиселекции проводимой все последние десятилетия, настоящий читатель находится на грани вымирания. Тот самый читатель, что детство своё провёл в библиотеках, ночи с книжкой и фонариком под одеялом, а отпуска и выходные «в поле», в поисках духовной пищи. Ведь как бы ни ругали «времена диктатуры», или «застоя», а книга была тогда вещью престижной, и даже, в чем-то, культовой. Совсем иные времена настали….
Не секрет что издательства нынче выбирают в печать произведения, руководствуясь теми же побуждениями, какими руководствовались продавцы обычных товаров потребления во все времена. Все-таки издатель, это в первую очередь предприниматель, то есть человек деловой, тонким материям, большей частью, чуждый, добивающийся в первую очередь выгоды для себя, а потом уж, если повезет, думающий об этической стороне вопроса. Потому и удручающее впечатление производят терриконы «донцовых» на полках магазинов на тонкую, ранимую душу редкого, по нынешним временам, подвида читателя. Основная часть читающей публики эти продукты кушает, с удовольствием переваривает и еще просит, побуждая издателя на производство следующей партии «фантазийно-детективно-любовного» силоса. Как известно — кто платит… тот и меню выбирает.
И если с литературой для взрослых, пусть не все, но многое понятно, то с литературой для детей все гораздо сложнее!
Мы-то себе в состоянии хотя бы выбрать что-то, а ребенок сам себе никаких товаров не покупает!!! Ребенок сам для себя автора выбрать не может, поскольку просто не знает еще никаких авторов!!! Наконец, далеко не каждый ребенок может заставить родителя купить ему и книгу-то как таковую! При нынешнем-то падении интереса к чтению даже и среди взрослых… Значит воспитывать, учить, в первую очередь, надо взрослых! Вот тут-то и возлагается главная ответственность именно на того взрослого какой пользуется доверием ребенка, и вот тут-то, на мой взгляд, самым логичным, самым благоразумным было бы обратиться к классике детской литературы! И следует тут вспомнить о целом пласте Русской Литературы для детей! Я не против Саббатини и Дюма, наоборот! Я не мыслю развития любви к чтению без этих имен! Как можно без Линдгрен обойтись?! Я ни в коем случае не призываю никого забыть о Санд и Флобере, однако нам, господа родители, коли являемся мы русскоговорящими и русскочитающими людьми, все-таки следует передать, завещать, несмотря на пафосность этого действа, если не любовь, то хотя бы знание произведений русских великих писателей! В конце концов, не зря во всем мире нашу литературу знают и любят.
Пусть у ребенка будут и Артур с минипутами, и Гарри Поттер, и еще куча книг современных авторов! Именно современная детская литература может подготовить ребенка к взрослой жизни. Есть нынче европейские детские авторы, пишущие о проблемах современной семьи глазами детей, о которых мы с вами и разговаривать-то всерьез не можем. Нам никто в детстве книг не давал о детях, у которых родители геи, к примеру… Но именно классика дает способность отличить добро от зла, как бы банально и наивно это не звучало.
Вырастить из ребенка читателя — труд неимоверный! Никак не обойтись тут «малой кровью», подсовывая детям книги по собственному вкусу. Все равно придется и разбирать прочитанное, и спрашивать, и отвечать… Но ведь и результат того стоит!
И, ради всего святого, не нагружайте детское восприятие никакой идеологией! Ежели есть у Гайдара и Горького замечательные детские рассказы, так стало быть надо дать их ребенку! Будет еще и у него и у вас время для «разоблачений», в том случае если вашего ребенка будет хоть сколько-нибудь интересовать дела давно минувших дней. Все-таки, не все интересно нашим детям из того, что интересно нам…
1 комментарий
Pingback
03.01.2012http://klauzura.ru/2011/11/soderzhanie-vypusk-1-2/