Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

СОгласные «Г» и «К» «ОТСЕКАЮТ» РОТ и СТАБИЛИЗИРУЮТ звучание ГЛАСНЫХ…

Теорема ДЦ-14

В силу выше сказанного в теореме ДЦ-1, которая говорит, что «НЕДООЦЕНКА ЧЕТКОСТИ ГЛАСНЫХ и ОСОБЕННО УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ – это большая ОШИБКА», становится понятна вся актуальность получения четких, стабильных ГЛАСНЫХ, соответствующих нормам речевого произношения, и мало подверженных артикуляционному искажению или, я бы сказал, артикуляционной ДЕФОРМАЦИИ. Рассмотрим варианты формирования гласных в ротоглоточном пространстве человека и выясним их достоинства и недостатки….

Напомню, что гласные фонемы образуются за счет попадания звука голосовых складок в преобразующий объем, которым может быть объем и ВНЕ человека, что доказал в своих опытах Гельмгольц. В человеческом организме этим объемом является, как правило, ротовая, глоточная и ротоглоточная полости. Как говорит теорема ГЛ-5, гласные не имеют и не могут иметь четкого места формирования – это целая область: выше голосовых складок до самых губ (рис.10). Поэтому гласная, «спаянная» с согласной слога, имеет тенденцию приобретать ощущения, связанные с формированием согласных своего же слога, особенно «взрывных, например, га-а (рис. 8 и 11), па-а, да-а, ба-а (рис. 10). Таким образом, «позиция» гласной у певца начинает отождествляться с яркими и конкретными ощущениями формирования согласных слога в ротовом пространстве. Если учитывать широкий разброс мест формирования всех согласных (от губ и до корня языка включительно (рис. 5)), то становится понятным, что ДАЖЕ ОДНА, и ТА ЖЕ ГЛАСНАЯ будет давать РАЗНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ своего формирования. Эта разность в ощущениях зависит от сопутствующей согласной из этого же СЛОГА, и дает ПЕСТРОТУ ЗВУЧАНИЯ даже ОДНОЙ и ТОЙ ЖЕ ГЛАСНОЙ….

Эта «картина» в речи и пении проявляется очень слабо, практически незаметна для любого человека потому, что все это происходит на малом отрезке дыхательного канала человека – сантиметров 5-10, начиная от губ и до…! Кроме того, варьирование тембра гласных в речи не имеет особого значения, если только оно не носит паталогического характера. И, тем не менее, «позиция» даже одной и той же гласной будет всегда меняться, и давать «пестроту», создавая при этом неудобства при пении на текстовом материале, что является признаком плохой школы! Особенно сильно эта тенденция пестроты будет проявляться при пении на высокой тесситуре.

Учитывая частую смену слогов, сразу становится понятным вся сложность исполнения произведений со словами. Еще раз напомню, что даже одна и та же гласная будет формироваться по-разному в зависимости от сопутствующей в слоге согласной. Как же можно справиться с этой проблемой и сделать «позицию» всех гласных единообразной?

С одной стороны, для единообразия звучания гласных они должны формироваться в ОДНОМ ОБЪЕМЕ, который должен иметь возможность менять свою конфигурацию.

С другой стороны, необходимо, чтобы конфигурация объема, формирующего гласные, не зависела от сопутствующих согласных слога, а точнее от их артикуляции. Так при ротовом способе формирования гласных именно артикуляционные движения приводят к постоянному изменению ротового объема, что АВТОМАТИЧЕСКИ и ЗАКОНОМЕРНО ИСКАЖАЕТ и РОТОВЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Давайте проанализируем при помощи, каких объемов (полостей) образуются гласные в разных слогах. Для этого обратимся к таблице 2 и рисунку 5. Начнем с согласных заднесмычной группы согласных (Г, К, Х).

Хочу отметить тот факт, что согласные «К» и «К» в момент своего формирования полностью перекрывают дыхательный канал человека и этим отсекают всю ротовую область от области глоточной (Рис. 8. 11) Согласная «Х» придыхательная поэтому «отсечения» не происходит, в результате чего в данном аспекте она не представляет особого интереса. В дальнейшем мы будем иметь в виду только две заднесмычные согласные – «Г» и «К».

Итак, из рисунка 5 видно, что все гласные в слогах заднесмычной группы согласных фонем (г, к) в момент их смычки могут формироваться ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ ОБЪЕМА 4 – ОБЛАСТИ ЗЕВА и ГЛОТКИ.

Верхненебная группа (ж, ч, ш, щ) – за счет объема зева (4) и части ротового пространства (3). Конечно, при этом в формирование гласных может вовлекаться частично и передняя часть, так как полной смычки на этих согласных не происходит, но это сейчас не столь принципиально.

Переднезубная группа согласных (д, з, л, н, р, т, ц, с, й) формируется за счет объема зева и глотки (4) и части ротового пространства (3 + 2).

И наконец губная группа согласных фонем (б, м, в, п, ф) – за счет объема зева и глотки (4) и части ротового пространства (3 + 2 + 1).

ЭТАЛОННЫЕ ГЛАСНЫЕ…

Из таблицы 2 видно, что только объем области ЗЕВА и ГЛОТКИ (4) ВСЕГДА(!) участвует при формировании ГЛАСНЫХ во ВСЕХ СЛОГАХ. Все остальные объемы (1, 2, 3) ПОДКЛЮЧАЮТСЯ ПЕРИОДИЧЕСКИ. Таким образом, единственная группа согласных фонем, которая могла бы дать один и тот же объем для акустического формирования гласных, одинаковость физиологических ощущений их формирования – это «ВЗРЫВНЫЕ» согласные фонемы ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы – это фонемы «Г» и «К». При этом гласные уже не будут зависеть от объемов 1, 2 и 3, за счет чего произойдет их СТАБИЛИЗАЦИЯ. Кроме этого заднесмычные гласные уже не будут зависеть от артикуляции остальных согласных (1, 2, 3). Таким образом, можно говорить о НЕОБХОДИМОСТИ формирования ВСЕХ ГЛАСНЫХ через слоги ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы, считать их ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМИ или даже ЭТАЛОННЫМИ!

Причем эта одинаковость формирования или локализация звука гласных проявляется, ТОЛЬКО В МОМЕНТ СМЫЧКИ очень коротких фонем Г или К. При этом непосредственный звук голосовых складок будет преобразовываться в определенные гласные, только при соответствующей конфигурации объема зева и глотки (4)! Но как только взрывные согласные (г, к) размыкаются (рис. 8), в процесс формирования вовлекается передняя часть ротового пространства, то есть области 3, 2, 1 (Рис. 5), где формируются беззвучные согласные. Таким образом, локализовать гласные только в области зева и глотки – области 4, при постоянно меняющихся согласных и гласных, практически очень трудно….

И, тем не менее, мы логически приходим к выводу о необходимости акустического формирования всех ГЛАСНЫХ в области ЗЕВА и ГЛОТКИ, которая наиболее просто получается на слогах с «взрывными» согласными заднесмычной группы (Г, К).

Итальянский слог «НГ-А» …

В контексте данной теоремы всплывает интересный факт. Так некоторые итальянские педагоги очень любили распевать своих учеников на слог «НГ-А» … К этому факту известен постулат-высказывание, известное со времен староитальянской школы: «Звук ДОЛЖЕН БЫТЬ В НОСУ, но в звуке НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НОСА». Как ни парадоксально, но согласные «НГ» полностью интерпретируют это высказывание…. Так согласная «Н» фактически дает НАЗАЛИЗАЦИЮ, и звук оказывается в НОСУ (Рис. 10). Таким образом, реализуется первая часть постулата: «Звук ДОЛЖЕН БЫТЬ В НОСУ…» Но следом за «Н» подставляется согласная «Г». Что же в этом случае происходит?

В результате СМЫЧКИ происходит ОТСЕЧЕНИЕ ВСЕЙ РОТОВОЙ ОБЛАСТИ и ГЛАСНАЯ «А» уже строится в ГЛОТКЕ (Рис. 11)! Возникает вопрос: «Где, в конечном итоге, сформируется ГЛАСНАЯ – по согласной «Н» или по согласной «Г»?»

Я думаю, что в конечном итоге выиграет не та согласная, которая стоит первой, а та, за которой ПОСЛЕДНЕЕ «СЛОВО», то есть «Г»! Таким образом, получается, что итальянцы, которые используют в распевках слог «НГА», строят ГЛАСНЫЕ по согласной «Г», как это показано на рисунке 11, то есть, в нашем случае, по ЭТАЛОННОМУ СЛОГУ «ГА» …!

Небольшое уточнении! Если бы НОС ЗАРАБОТАЛ в полную силу, то возникла бы не просто НАЗАЛИЗАЦИЯ, а ОТКРОВЕННАЯ ГНУСАВОСТЬ! Это подтверждает КЛИНИКА, когда ПАРАЛИЧ НЕБНОЙ ЗАНАВЕСКИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫВАЕТ ВХОД В НОСОВЫЕ пазухи и тогда голос становится НЕПРИЯТНО ГНУСАВЫМ. Таким образом, с этих позиций вторая часть фразы «…В ЗВУКЕ НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ НОСА» по сути своей ВЕРНА!

Теория теорией, а практика практикой…

К сожалению, идеальная локализация гласных происходит в очень КОРОТКИЙ промежуток ВРЕМЕНИтолько в момент их СМЫЧКИ, что усложняет процесс и КОНТРОЛЯ, и УДЕРЖАНИЯ гласных при удлинённом их звучании, то есть пении. Но эта проблема достаточно эффективно решается при помощи САМОКОНТРОЛЯ приемом «ЛОДОЧКИ» – руки, приставленной ото РТА к УХУ во время пения. (По крайней мере, этот прием можно использовать во время ВПЕВАНИЯ произведений, и в особо трудных местах). Так Вы могли наблюдать в жизни, как некоторые певцы при пении ВЕРХНИХ НОТ ПРИСТАВЛЯЮТ свою РУКУ к УХУ, что упрощает им процесс ИНТОНИРОВАНИЯ….

Технология ГЛОТОЧНОЙ ФИКСАЦИИ гласных

Технология такова: Если Вы начнете распеваться на слоги с согласными «Г» или «К», то надо ЗАФИКСИРОВАТЬ-ЗАПОМНИТЬ звучание ГЛАСНОЙ В МОМЕНТ СМЫЧКИ – это первое.

Второе – это НАДО СОХРАНИТЬ ЗАПОМНЕННОЕ звучание гласной в момент СМЫЧКИ НЕИЗМЕННОЙ до КОНЦА ЗВУЧАНИЯ!

Еще один момент: если в произведении не получается какая-то нота, то для начала ПОДСТАВЬТЕ в СЛОГ, который не получается, вместо реальных согласных согласную «К» или «Г», как Вам будет удобно. После нескольких пропевок этого измененного слова Вы увидите, что ГОЛОС СТАНОВИТСЯ НА «МЕСТО». Запомните звучание ГЛАСНОЙ и МГНОВЕННО ВЕРНИТЕСЬ к ИСХОДНОМУ СЛОВУ, сохранив звучание ГЛАСНОЙ с согласной «К» или «Г» ….

Если Вы будете гласные пропевать просто на СЛОГИ (Га, Ка и т.д.), то получить ЕСТЕСТВЕННУЮ ГЛАСНУЮ, звучащую в РАМКАХ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ в этом случае будет ТРУДНО. Искаженная ГЛАСНАЯ – это уже ЗАЖИМ! Необходимо придумать СЛОВО, в котором ГЛАСНАЯ будет УДАРНОЙ, например, «Ка-а-а-а-тя», «Га-а-а-ля», «Го-о-о-о-ша» и т.д. При распевках ВСЕГДА следует в УМЕ ДЕРЖАТЬ именно СЛОВО, что позволит ВЫРОВНИТЬ ГОЛОС на всем упражнении, и удержать ГЛАСНУЮ в рамках РЕЧЕВЫХ НОРМ ПРОИЗНОШЕНИЯ. В этом случае Вы получите ТРОЙНОЙ эффект: уберете ЗАЖИМ, ОТКЛЮЧИТЕ РОТ и удержите ГЛАСНУЮ в рамках РЕЧЕВЫХ НОРМ ПРОИЗНОШЕНИЯ.

Для проверки себя сначала ОТКРОЙТЕ РОТ, как Вы это обычно делаете при пении, и ПРОИЗНЕСИТЕ СЛОВО. Вы увидите, что имя будет звучать СТРАННО. Только после того, как Вы прикроете РОТ, СЛОВО ПОЛУЧИТСЯ ЕСТЕСТВЕННОЕ – это и есть то СЛОВО, УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ которого надо ОПЕВАТЬ.

Отсюда вытекает и следующая необходимость: ПЕТЬ НАДО НА ЯЗЫКЕ, на котором Вы ГОВОРИТЕ и ДУМАЕТЕ. В противном случае УБРАТЬ ЗАЖИМ будет сложно, и ТОЧНОСТИ РЕЧЕВОЙ ИНТОНАЦИИ добиться будет трудно – в каждом языке свои НЮАНСЫ и НОРМЫ произношения, казалось бы одинаковых с нашим языком, ГЛАСНЫХ….

ЭТАЛОННЫЕ слоги – слоги ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы…!

Данная терема доказывает, что единственные СЛОГИ, которые позволяют формировать ГЛАСНЫЕ ТОЛЬКО в области 4 (рис. 5), правда только в момент СМЫЧКИ – это ЗАДНЕСМЫЧНЫЕ согласные «К» или «Г». Эта область (4, рис. 5) ВСЕГДА участвует в формировании ВСЕХ ГЛАСНЫХ. Другие же области (1, 2, 3) подключаются ПЕРИОДИЧЕСКИ с появлением в словах соответствующих согласных. Поэтому для СТАБИЛИЗАЦИИ и ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ЕДИНООБРАЗИЯ ВСЕХ ГЛАСНЫХ ЛОГИЧНО использовать в качестве ЭТАЛОННЫХ гласные из слогов ЗАДНЕСМЫЧНОЙ группы – «К» и «Г»!

Традиционно используемые слоги…

Традиционная вокальная школа в основном использует в качестве ЭТАЛОННЫХ слогов слоги «МИ», «МА» (э, о, у) и «ЗИ», «ЗА» (э, о, у). Проанализируем НЕДОСТАТКИ формирования ГЛАСНЫХ на этих СЛОГАХ.

С точки зрения выше описанной логики получается, что если эти согласные НЕ БУДУТ меняться, как это происходит в распевках, то выровнять ГЛАСНЫЕ можно. Но в реальном пении согласные ВСЕГДА МЕНЯЮТСЯ, и гораздо чаще, чем гласные потому, что в слоге на ОДНУ гласную приходится от ОДНОЙ до ПЯТИ согласных. Таким образом, будут меняться и ОБЛАСТИ, формирующие ОДНУ И ТУ ЖЕ ГЛАСНУЮ, в результате чего, выровнять ДАЖЕ ОДНУ гласную становится очень сложно! Практически КАЖДЫЙ СЛОГ требует работы по ВЫРАВНИВАНИЮ ЕГО ГЛАСНОЙ!

Худо-бедно эту операцию ДОВЕДЕНИЯ ГЛАСНОЙ до НОРМ РЕЧЕВОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ можно провести на ДЛИННЫХ НОТАХ-СЛОГАХ…! Но чаще ВРЕМЯ ЗВУЧАНИЯ одного слога настолько мало, что выровнять ГЛАСНУЮ вы просто НЕ УСПЕЕТЕ…! О недооценки четкости ГЛАСНЫХ говорит теорема ДЦ-1.

В свое время, когда я только начинал заниматься пением, то пытался строить гласные, как и ВСЕ, во РТУ. Например, на гласной «А» ЗАВАЛИВАЛСЯ ЯЗЫК, и гласная звучала очень неестественно. Мой педагог заставлял меня держать язык РУКОЙ, и так продолжалось очень долго. Выровнять гласные никак не получалось…. Когда я через несколько лет пришел к идее построения гласных на слогах с согласными «Г», «К», то практически СРАЗУ ВСЕ ГЛАСНЫЕ ВЫРОВНЯЛИСЬ! Это было для меня и НЕОЖИДАННО, и ОЧЕНЬ УДИВИТЕЛЬНО! С тех пор я просто отказался от РОТОВОГО способа формирования гласных!

С другой стороны, как говорит теорема ГЛ-2, «Рот – это беззвучная область», и с этой позиции слоги с согласными «З» и «М» являются, мягко говоря, НЕУДАЧНЫМИ…! И, тем не менее, они используются традиционной вокальной школой, и тому есть своя ЛОГИКА, которая базируется на «факте», что параназальные полости являются ГОЛОВНЫМИ РЕЗОНАТОРАМИ…!?

ОШИБОЧНОСТЬ этого факта будет доказана ниже, в другой теореме, которая доказывает, что «параназальные полости НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ни головными резонаторами, ни резонаторами-усилителями вообще…! Параназальные полости ГЛУШАТ звук…!

Сергей Богаченко


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика