Активное произнесение УДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, построенных
В ГРУДИ, УПРОЩАЕТ МОТОРИКУ ВСЕЙ ДИКЦИИ.
СКОРОСТНЫЕ возможности дикции и
ПУТИ их повышения…
Одной из важных сторон вокального умения является возможность повышения скорости пропевания текстового материала, сохраняя при этом четкость и разборчивость пропеваемого текста. Кроме всего, в такие моменты очень сложно остаться на опоре, на дыхании…
Традиционный способ ускорения пропевания текстового материала – это активное проговаривание-пропевание согласных. Но уже то, что мы с Вами обсуждали и выяснили – это то, что все согласные беззвучные (Аксиома ГЛ-1), позволяет уверенно говорить, что это совершенно не тот путь! Путь постановки и развития любого голоса – это активно идти на гласные!
Давайте детально разберемся в механике колебательного процесса маятника метронома (Рис. 12).
Если грузик сместить на кончик маятника, то частота его колебания замедлится. Если же сместить грузик к оси качания, то частота его колебания ускорится. При этом к маятнику не прилагается никаких дополнительных усилий! Все очень просто и закономерно…!
Теперь давайте детально разберемся в механике колебательного процесса артикуляционного аппарата, который и воспроизводит все согласные. Компонентами этого колебательного процесса являются язык, верхние и нижние челюсти (Рис. 13) ….
Точка приложения силы и частота колебаний…
В работе речевого аппарата большой процент приходится на долю языка: он не работает только при формировании согласных губной группы (б, м, в, п, ф). Язык можно сравнить с маятником метронома (Рис. 12), ось которого закреплена глубоко во рту, а сам маятник расположен горизонтально (Рис. 13).
Так, при перемещении грузика вдоль оси метронома по направлению к оси колебания, частота (скорость) колебаний маятника возрастает (f3), и, наоборот, при перемещении грузика в противоположном от оси метронома направлении – уменьшается (f1). При этом не надо прилагать никаких дополнительных усилий – для ускорения достаточно сместить акцент к оси колебания. Количество энергии, затраченное на процесс колебания, будет тем меньше, чем ближе к оси метронома находится грузик.
Данная закономерность применима и к работе нашего языка: смещение акцента вперед или назад будет уменьшать,или увеличивать соответственно скорость колебаний языка во рту. Очевидно, что, если акцент ставится на губахилина кончике языка, то есть в передней части ротового пространства, то скорость колебаний замедляется, а моторика дикции усложняется, а, следовательно, и ухудшается. Для голоса такая активизация передней части языка, губ ухудшит условия формирования опоры, резонанса. При этом усилится форсированность фонации голосовых складок, а с этим и звука, что будет подробно рассмотрено в теоремах дыхания (ДХ) ниже!
И наоборот, если акцент смещается вглубь, к оси качания, то скорость колебательного процесса ускорится, моторика дикции упростится, а, следовательно, и улучшится. Это очень простая механическая закономерность. Так на заднесмычных согласных (г, к) работает корень языка, а в переднезубных (д, л, н, т, ц) кончик языка. Таким образом, точка приложения «акцента» постоянно меняется (Рис. 13).
Таким образом, для повышения скорости дикции необходимо сместит акцент глубже, к «оси» качанияязыка – это пока первая необходимость.
Вторая необходимость – это уменьшить амплитуду артикуляции передней части ротового пространства. В данной случае можно говорить о необходимости деликатного артикулирования при пении.
Так существуют вокальные рекомендации – это «придержать рот», «не хлопотать ртом» и т.д. и т.п. В этом случае певец переходит на деликатное артикулирование, что, в свою очередь, смещает акцент к «оси качания» языка, в результате чего упрощается, и моторика всей дикции!
ЭТАЛОННЫЕ гласные, построенные на слогах «Г» и «К»
УПРОЩАЮТ МОТОРИКУ ДИКЦИИ
Таким образом, можно говорить о необходимости смещения акцента на согласные заднесмычной группы «Г» и «К», в результате чего упростится моторика формирования всей дикции!
И тут мы возвращаемся к теореме ДЦ-14, которая говорит, что согласные «Г» и «К» отсекают рот и стабилизируют формирование гласных. эталонным гласным, построенным на слогах заднесмычных согласных «Г» и «К», заставляют их формироваться в большей степени на груди.
Те, кто проповедует «пение на груди», заставляют сместить акцент в работе всей дикции глубже, что упрощает не только моторику всей дикции, но и улучшает голосообразование потому, что этим смещается общий акцент из беззвучной области рта! Кроме того, гласные начинают строиться не во рту, а в большей степени на груди. В этом случае они (гласные) в меньшей степени зависят от артикуляции, поэтому проявляются четче и дольше….
В данном случае просматривается тенденция на углубление акцента в работе всего голосового аппарата, компонентами которого является и дикционный аппарат.
Во-первых, голосовой аппарат требует смещения акцента вглубь из беззвучнойобластирта, как минимум, в область зева и глотки, где формируются голосовые гласные. Об этом говорит теорема-аксиома ГЛ-1.
Во-вторых, дикционный аппарат, формирующий гласные, требует углубления формирования гласных, что позволит гласным формироваться в большей степени за счет области 4, то есть глотки (Рис. 5). Это позволит избежать деформации области, формирующей все гласные, которые в частном случае являются и ударными гласными, то есть сделать гласные и длиннее, и четче.
С ударными гласными связан процесс вычленения целых звуковых блоков-слов, что повышает уровеньпонимаемости речи, и вокальной в частности.
В-третьих, дикционный аппарат, формирующий согласные, требует углубления акцента в его работе, что увеличит частоту колебаний артикуляционной системы, элементами которой являются язык, нижние и верхние челюсти. Повышение частоты колебаний системы говорит об упрощении моторики артикуляции, формирующей согласные.
Забегая вперед…
В вокальной терминологии существует термин «углубленный звук», как звук неправильный! Этот термин фактически ставит табу на любое желание или попытки углубления области формирования звука. Но, забегая вперед, хочу сказать, что слуховое восприятие углубленного звука связано с исчезновением в тембре голоса ВЫСОКИХ ЧАСТОТ, генератором которых является самая тонкая часть голосовых складок – ФАЛЬЦЕТНАЯ их часть. В результате различных причин фальцет перестает работать и возникает слуховое качество звука, как «углубленный» звук, при котором основная часть голосовых складок работает (фонирует) нормально. Наряду с термином «углубленный» существуют и другие термины-синонимы такие, как «глухой», «неяркий», которые точно отражают суть происходящего в процессе голосообразования. Суть, так называемого, «углубленного» и «близкого» звуков, рассматривается в отдельной теореме ниже – главной теореме ГЛ-6.
Таким образом, теорема ДЦ-15 доказывает необходимость углубления в работе не только дикционного аппарата, но и голосового аппарата. Теорема ДЦ-15 объединяет аксиому ГЛ-1 и теорему ГЛ-2 общей тенденциейнанеобходимостьуглубления акцента в работе голосо-дикционного аппарата и, таким образом, ставит под сомнение правомерность использования термина «углубленный», как неправильный…! Этот факт будет обстоятельно доказан в главной теореме ГЛ-6 и ГЛ-7…
Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теоремы ДЦ-15: «Теорема дикции ДЦ-15, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этой теоремы дикции ДЦ-15.
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011
Связь
Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ