Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

К 80-летию скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова

Вячеслав КЛЫКОВ

(1939-2006)

«ОБРАТИТЬСЯ К СВОЕЙ ИСТОРИИ…»

Интервью

К 80-летию скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова,

Президента Международного фонда Славянской письменности и культуры,

лауреата Государственных премий СССР и РСФСР,

обладателя золотой медали Академии художеств

Вячеслав Михайлович, Вы – автор замечательных памятников поэтам Константину Батюшкову в Вологде и Николаю Рубцову в Тотьме; писателю-пророку протопопу Аввакуму в Григорьево; Великой княгине Елизавете Фёдоровне, Матушке Марфо-Мариинской обители; одним из самых чтимых на Руси святым Серафиму Саровскому в Сарове и Сергию Радонежскому в Радонеже. Вы создали скульптурные портреты Владимира Высоцкого и Василия Шукшина, а также величественный монумент основателям славянской письменности св. равноапостольным Кириллу и Мефодию… Столь глубокий интерес к мастерам образного и высокого в духовности своей народного слова явно не случаен, не так ли?

– В слове – душа народа: «И назовёт всяк сущий в ней язык…», – верил в своё бессмертие Александр Пушкин, явно понимая равнозначность слов «народ» и «язык». А что сделали и делают с нашим народом, с русским языком? В какие нелепые одёжки с чужого плеча рядят даже привычные понятия?!.. Почему «спонсор», если было выше и краше – «благотворитель»? Но ещё страшнее другое – холодный, трескучий, змеиный язык вносит в нашу жизнь и чуждые народному духу понятия и представления. Вместо соборности, как соразмышления и совета, совместного выбора самого высокого и необходимого, – какой-нибудь «консенсус» или «компромисс», подразумевая уступки, изменения в позиции сначала малозаметные, но густо растущие… Идёт повседневное вытеснение не просто слова исконно народного, идёт вытеснение истории и культуры, национального самосознания.

Всё это не могло не беспокоить национально мыслящих писателей, художников, политиков. Именно они несколько лет назад задумались о значении деяний первоучителей славян, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для славянских языков вообще и для русского в частности. И в 1986 году в Мурманске был проведён первый Праздник славянской письменности и культуры. Затем такие праздники прошли в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске.

– Не могли бы Вы более подробно вспомнить историю этого праздника: откуда пришёл, кто был его инициатором?

– История?.. Пожалуй, стоит. История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X-XI веках. Самые ранние данные по празднованию дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В России празднование Дня памяти святых братьев уходит корнями в далёкое прошлое и отмечался он преимущественно церковью. Был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в  XIX веке эта традиция возродилась.

Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году при Александре III, царе-миротворце,  в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня  памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 по н. с.).

В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году, как я уже сказал, по инициативе ряда неравнодушных и мыслящих граждан.

Но почему – Мурманск, не Москва был избран местом проведения торжеств?..

– Северяне очень серьёзные и ответственные товарищи, для них слово и дело – близнецы-братья, не в обиду москвичам будь сказано.

– А памятник Солунским братьям, впервые установленный в России, тоже оказался в Мурманске по той же причине?

– Нет. Памятник Кириллу и Мефодию, что стоит в Мурманске (скульптор Владимир Гиновски), подарен болгарскими братьями в 1989 году. Это точная бронзовая копия того, что украшает центральную площадь Софии. Монумент представляет собой фигуры братьев, одетых в монашеские одеяния, олицетворяющие собой неугасимые свечи; в руке Кирилла – перо, Мефодий

прижимает к себе Евангелие; фигуры братьев поддерживают свиток, на котором изображены первые буквы славянского алфавита Аз и Буки.

–  Как же он туда попал?

– Памятник тогда проделал долгий путь: паромом по Чёрному морю до Ильичёвска, далее – по землям славянских народов – Украины, Белоруссии и России, и всюду встречи с облечёнными в бронзу Солунскими братьями превращались в многолюдные чествования с молебнами и звоном колоколов. Поэтому памятник, первый на Руси, по желанию дарителей, установлен в Мурманске.

Судя по тому, что Праздник Дни славянской письменности стал ежегодным волеизъявлением народа, власть вынуждена была «услышать» настроение масс?

– Да, подобное случается, хотя и не часто. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим постановлением объявил 24 мая Праздником славянской письменности и культуры, придав тем самым ему государственный статус*.

 Для подготовки и проведения праздников был образован  Оргкомитет, который стал основой для создания Фонда славянской письменности и культуры. В прошлом, 1991 году наш Фонд получил статус международного и был зарегистрирован в Российском министерстве юстиции.

Каковы его цели и задачи?

– Наш Фонд – международная неправительственная общественная организация. В его уставе записано: «В своей деятельности Фонд преследует главным образом благотворительные цели. Основной целью Фонда является выявление, сохранение, изучение и пропаганда памятников письменности, языка, обычаев, традиций, культуры славянского народа в их конкретно-исторической и этно-социальной целостности в интересах развития общечеловеческой культуры, обогащения духовной жизни славянских и других народов, гуманистического воспитания молодёжи». Сопредседатели совета нашего Фонда – известные писатели, художники, музыканты, священнослужители, такие как: Валентин Распутин, Владимир Крупин, Юрий Лощиц, Владислав Чернушенко, Валерий Балабанов, архимандрит Свято-Данилова монастыря Иннокентий Павлов,

иеромонах Донского монастыря Тихон Шевкунов и др.

Красочные, яркие, эмоционально насыщенные Дни славянской письменности и культуры

запомнились, стали неотъемлемой частью нашей духовной жизни. В этом, 1992 году праздник пришёл, наконец, в Москву. Чем он особенно примечателен?

– Задумано много интересного, обо всём и не рассказать. Посвящён праздник 600-летию со

дня упокоения Преподобного Сергия Радонежского, Чьё имя стало никогда не гаснущим символом единения. Символичным будет и то, что Неугасимая Лампада, возжжённая от Благодатного огня у Гроба Господня в Иерусалиме, совершит путь через все славянские страны и будет установлена в постамент памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади. В Успенском соборе пройдёт торжественная литургия, а потом состоится крестный ход к памятнику…

Вячеслав Михайлович, выступая на творческих вечерах, Вы всегда затрагиваете тему о вечности в скульптуре, она особенно для Вас важна?

– Да, для меня основное содержание скульптуры – вечность, а уже потом – сюжеты, характеры, типы. И родилось это убеждение очень рано, наверное, когда рос в степном курском хуторке Мырмыжи. В нём насчитывалось 10-12 домов, и он далеко отстоял от больших проезжих дорог, сохраняя полукрестьянский-полуказацкий уклад жизни. Думаю, что мир, окружающий ребёнка в возрасте 5-7 лет, достаточен, чтобы не затеряться в нём. Этот мир закладывает жизненные ориентиры. И – творческие. Когда на фоне бескрайней степи видишь не громадный табун, а 5-6 лошадей, которых всего-то и  было в нашем хуторе, их начинаешь узнавать «в лицо» Вот где они – истоки неподдельного любопытства и любви к природе. Видишь её очарование – и хочется всё это изобразить каким-либо способом: вырезать из дерева, вылепить из глины, нарисовать… Представьте себе послевоенную деревню, где для меня, мальчишки, это было единственным развлечением…

Но были и учителя, наставники в искусстве?  Кто из писателей или художников наиболее близок Вам?

– Мне очень близок по духу Иван Алексеевич Бунин, и не только потому, что я рос в сходных природных условиях. Думаю, что только в степи приходит к человеку ощущение вечности. Ещё я очень люблю Пушкина, считаю, что онзолотая мера всему!..

Из современных скульпторов более всего ценю недавно ушедшего итальянца Джакомо Манцу. В его творчестве воплотился дух Италии, его талант – не ниже Микеланджело или Донателло, а то и выше. В нашем Отечестве, к сожалению, нет подобных примеров. Это горький урок для России: кичимся, но не можем повторить и продолжить традиции классиков.

Нашу современность Вы судите очень строго, не оглядываясь, особенно так называемую монументальную пропаганду

– Говорил и говорить буду! Большевистская монументальная пропаганда – одно из звеньев цепи преступлений против русского народа, русской культуры, российской государственности. Искусству там отводилась роль клячи для вывоза лозунгов, плакатов, идей и прочих глупостей. В одном же ряду стоят и декреты Ленина об усечении русского языка, об изменении русского православного календаря, о передаче художественных организаций в ведение Наркомпроса. Господь Бог уберёг меня в варварском деле – создания монументальных идолов.

Тем не менее, над проектом монумента Победы на Поклонной горе Вы работали с увлечением. Ваш проект признавался лучшим во всех турах конкурса. Как он должен выглядеть, и будет ли воплощён в камне?

– Это совсем другое дело – увековечить Память о народном Подвиге. Над монументом Победы я работал около 10 лет. Мне сразу было понятно, что осуществить проект, сохраняя в точности традиции национальной архитектуры и скульптуры невозможно, пока у власти находится одурманенное космополитизмом правительство. Национально-патриотические организации были в то время столь малочисленны, что их мнение не учитывалось.

Проект представляет собой белокаменную звонницу 50-метровой высоты с фигурой Божией Матери на куполе. Стены звонницы предполагалось украсить барельефами, изображающими те или иные события войны. На пилонах будут фигуры Георгия Победоносца, маршала Георгия Жукова… Поразительно, что в истории России немало совпадений, вызывающих раздумья о каких-то закономерностях высшего, духовного мира. Война началась 22 июня, в день Всех святых, в Земле Российской просиявших; закончилась она – победой нашего народа в день святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы (это позже день Победы назначили на 9 мая!).

Будет ли воплощён?.. В настоящее время есть решение правительства России и соглашение властей об установлении этого монумента под Прохоровкой, на месте величайшего танкового сражения. С весны приступаем к строительству.

Символика избрана традиционно-народная, а точнее – церковная?

– Любое достижение культуры зиждется на духовных истоках. Русская культура традиционно питается православной символикой. Идеалы Русской Православной Церкви достаточно высоки, чтобы каждому можно было очистить свою душу. Исторический опыт нашего народа вынес, пожалуй, самую главную закономерность: идея соборности, государственности возможна лишь при наличии триединства – православия, самодержавия, народности. Нарушение одной из составляющих  триединства всегда грозило бедой. В 1917 году было расчленено это триединство, в результате расшатались связи на различных уровнях: государства, народа, семьи, личности. Этот распад продолжается до сих пор. Власть разъединяется временщиками, церковь – расколами и ересями, народ – ярлыками. Новое «демократическое» правительство, пытающееся заимствованными, чуждыми формами государственности скрепить эти связи, обречено на провал. Следствие такой политики – всё большая нищета народа, бездействие закона и распад духовности.

В мире много зла. Но нам надо научиться не растрачивать свою душу на мерзость, которая разлита вокруг, а делать шаги к созиданию.

Вячеслав Михайлович Клыков,
Президент Международного фонда Славянской письменности и культуры,
лауреат Государственных премий СССР и РСФСР,
обладатель золотой медали Академии художеств

Легко сказать – не растрачивать… Открываешь любую, за малым исключением,  газету, включаешь наугад телепрограмму, а там – одно и то же: как хорошо на западе и как мерзко у нас; как мы отстали, как бескультурны, как не цивилизованы

– Научиться отключаться! Сегодня Останкинская телебашня – жало того самого ядовитого змия, искушающего нашу страну, это рассадник бесовства, отравляющий миллионы душ, особенно молодых.

В своей основной массе телевиденье выдаёт продукцию чужебесия. Это сознательная попытка уничтожить историческую память народа. И если мы не научимся побеждать это зло, нас ждёт участь народа, уступившего своё место под солнцем другим.

Вячеслав Михайлович, для читателей журнала «Славяне», конечно же, интересно Ваше отношение к проблеме славянства, особенно в эти трудные, трагические для него дни.

– Десятилетиями Запад рассуждал о «загадочной» русской, славянской душе, искал её разгадку. С настороженностью думаю: неужели нашли «ключик» к ней в том, чтобы оболгать её, ошельмовать, заточить в оковы? Вот смотрю иногда на Московский Кремль и вижу точный символ пленённой русской души. В центре Кремля – православные храмы с крестами, а вдоль оградительной стены – башни с пятиконечными звёздами, которые напоминают часовых, охраняющих пленников…

Последние события, происходящие на Балканах, говорят о том, что и здесь славянские народы расчленяются, раскалываются, и приобщаются к «новому мировому порядку», диктуемому США и их израильским лобби. Конфликты в Югославии разыгрываются, как модель, и уже переносится в нашу страну. Уже вбит клин между Россией, Украиной и Белоруссией. СНГ – лишь ширма, прикрывающая этот раскол. Единственное утешает, что всё это ещё не коснулось глубинного народного сознания, но как знать, что грядёт?..

Спасение славянства – в возрождении России. Как её возрождать?

– Для начала воскресить хотя бы имя страны – Россия. Пока же мы встречаемся только с дьявольскими аббревиатурами: СССР, РСФСР, СНГ, РФ… Затем необходимо воскресить наши разорванные исторические связи – личностные, государственные. Это работа долгая и кропотливая. Нужно сбросить с себя ярлыки – демократ, патриот, либерал и т.д. Ведь эти ярлыки используются для расчленения народа. А нам бы помнить, что все мы – кровные дети единой матери – России. Обратиться к своей истории – там уже бывали тяжкие, смутные времена, но всегда находились и Минины, с Пожарскими, и Кутузовы, и Жуковы…

Беседу вели:

Валентин Свининников

и

Римма Кошурникова

(1992 г.)

* В марте 2009 года участниками выездного заседания Оргкомитета праздника в Саратове было принято решение, что с 2010 года Дни славянской письменности и культуры будут проходить в Москве.

 


1 комментарий

  1. Byuf

    Статья отвечает на самые главные проблемы нашего времени, просто — рабочая программа нашей жизни! Очень славная фотография, такой живой и привычный образ Вячеслава Михайловича на фоне родной русской природы . Спасибо авторам, что познакомили новых читателей с этой душевной беседой и мыслями Вячеслава Михайловича, записанными в 1992 г, а так современно звучащими сегодня.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика