Понедельник, 25.11.2024
Журнал Клаузура

О Мастере и о любви: МХАТ им. М. Горького ведет к свету даже через тьму

Бал Воланда на большой сцене МХАТ, громыхают жестяные пластины, отражая сполохи пламени — и не разобрать, пламя ли это преисподней, огонь рассвета или костер любви, на котором готова сжечь себя Маргарита.

Всегда с аншлагом более 10 лет идет постановка по М Булгакову во МХАТ. Меняются лица, актеры меняют роли, но главное остается — даже в этой мистической пьесе, даже через кромешную тьму МХАТ ведет своего зрителя к свету. Потому что именно здесь, на большой сцене, темным зимним вечером проходит граница между добром и злом.

И этот грохот через времена…

Конечно, спектакль необычен в своей сценографии — народный артист России, режиссер Валерий Романович Белякович, умудрился при минимуме декораций создать полное ощущение присутствия в разных исторических временах.

«До дрожи пробирает этот гул жестяных листов и грохот молота по ним — ты понимаешь, дальше действие изменится, откроется новая страница великого романа и прекрасного спектакля», — отмечают зрители.

Действие спектакля, в котором прошлое тесно переплетается с настоящим, а реальность – с вымыслом, разворачивается в Москве 1930-х годов и в древнем Ершалаиме. С Патриарших прудов, где объявился дьявол со своей свитой, зрители переносятся во дворец Ирода Великого, в котором прокуратор Понтий Пилат вершит суд над бродячим философом Иешуа, а из психиатрической клиники профессора Стравинского, где томится Мастер, написавший роман о Пилате, – в квартиру дома 302-бис на Большой Садовой, в которой обосновалась нечистая сила… Зрители знакомимся с возлюбленной Мастера – Маргаритой, готовой заключить сделку с дьяволом, чтобы вернуть себе Мастера. Но прежде чем они вновь обретают друг друга, через сцену проходит череда смешных, обаятельных, отталкивающих и трагических образов, рожденных фантазией Булгакова.

Режиссеру и актерам удалось найти убедительное сценическое воплощение всем поворотам сюжета и персонажам романа. Неожиданные декорации – подвешенные над сценой жестяные щиты – превращаются то в рукопись романа, то в облака, то в закат, а красочные костюмы и яркое музыкальное оформление дополняют цельное впечатление от спектакля. Получилось феерическое масштабное зрелище, достойное великого романа.

Среди обычных лиц — необычные герои

Это спектакль обычно не отпускает актеров, вот и Олег Цветанович, чей Мастер становится для многих откровением, играет уже не первую роль и не первый год: «Я выпускал этот спектакль десять лет тому назад, играл Афрания, потом уходил к Беляковичу на Юго-Запад играть Пилата, теперь играю Мастера. Могу сказать, что мой Мастер — Это Валера Белякович. Это до безумия одержимый был художник, если что-то получается у меня, то благодаря ему, а если не получается, то благодаря мне. Мастер сжигает себя, он и говорит о себе, что уже в принципе мертвец, и лишь Маргарита горит другим желанием — спасти его».

К Ирине Фадиной роль Маргариты тоже пришла мистическим путем: «Все и каждая мечтает сыграть Маргариту, но мечтать и быть… Меня эта роль нашла в переломный день — я узнала о смерти Маргариты Эскиной, которая помогала мне здесь в Москве очень много, и вот идя с прощания с ней, я получаю весть, что меня назначили на Маргариту. Это был шок. Белякович сразу отмел мои мечты о романтической Маргарите — ему была нужна этакая Родина-мать, стихия, гроза, явление природы, древнегреческая богиня, что среди живых людей прикидывается обычной женщиной…»

Вряд ли, конечно, зрители согласятся с определением «обычные» по отношению хоть к кому-то из героев спектакля — настолько он ярок и глубок. Вновь и вновь люди возвращаются к этой истории о любви и прощении, об ошибках и возможности их исправить, о человеческих слабостях и силе. Актеры танцуют, общаются с залом как с равным, втягивая в этот водоворот истории, где каждому в свой срок делать выбор, на чьей ты стороне.

От тьмы к свету

Постановка МХАТ, что для многих откровение, получила благословение Патриарха Кирилла, а значит, театру действительно удалось выступить в роли некоего проводника над бездной, которую открывает Воланд, к свету, который таится в душе каждого человека. Главное — идти к этому свету, через все боли и страдания, через все испытания, не боясь защищать то, что тебе дорого и свято.

Объемное произведение, которое входит в школьную программу, со всеми его сюжетными линиями создателям удалось показать за четыре часа. Все это время зрители напряженно следят за самоотверженной любовью Маргариты к сходящему с ума писателю Мастеру, за бесовскими развлечениями Воланда и его свиты, за зарождением веры в сердце Понтия Пилата, за добротой и всепрощением Иешуа.

Сделать собственные выводы о добре и зле по Булгакову в трактовке МХАТ вы сможете 7 и 24 января, а также 9 и 29 февраля.


1 комментарий

  1. Борис

    Но ведь к сегодняшнему т.н. «МХАТ им.Горького» эта постановка не имеет отношения. И какой елейный текст!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика