Нравы и мораль: Нищета и богатство. Рабство физическое и духовное рабство
06.03.2020
/
Редакция
Актуальное эссе
Проблема рабства была острой и злободневной во все времена. Однако её существо не всегда воспринималось в обществе однозначно. Западноевропейские гуманисты все силы своего раскрепощённого ума и доходящей до экзальтации одухотворённости бросили на борьбу за освобождение человека и человечества от физического рабства. Духовное рабство рассматривалось ими лишь применительно к крайностям религиозного фанатизма. Этим и объясняется настойчивость гуманистов в отстаивании идей секуляризации.
Физическое рабство, действительно, являлось, является и будет являться самой грубой и самой циничной формой унижения достоинства как отдельного человека, так и целых сообществ людей. Мириться с этим одиозным явлением недостойно не только для умственно и нравственно развитой личности, но и для каждого уважающего себя человека. Борьба с физическим рабством должна быть делом чести и чувством долга любого цивилизованного государства, гражданского общества и ответственного гражданина своей страны.
Корни физического рабства уходят глубоко в недра человечества, и его истоки, несомненно, следует искать в первобытном обществе. Объединение изначально свободных людей в отдельные замкнутые племенные сообщества, а затем оформление этих сообществ в суверенные государства имели не только позитивные, но и негативные стороны. Позитив – разделение труда и обеспечение индивидуальной безопасности, негатив – расслоение и борьба за выживание в самом человеческом обществе. Именно ожесточённая борьба за выживание породила первоначальные формы рабства. Первыми рабами были пленённые враги, социальное унижение которых было морально оправданным и приносило значительную выгоду.
Своего пика физическое рабство достигло в рабовладельческом обществе, в котором закабаление людей было оформлено законодательно и превратилось в главный источник материального благосостояния свободных граждан и правящей элиты, а также в средство господства над слабыми государствами и народами. Западные гуманисты возвели в культ формы государственного устройства Древней Греции (демократия) и Древнего Рима (гражданское общество), стыдливо умалчивая о том, что это были классические рабовладельческие государства, эгоистичные и агрессивные в защите своих национальных интересов и безжалостные по отношению к другим государствам и народам.
Материальное процветание Древней Греции и Древнего Рима, достигнутое системным ограблением государств и народов, находившихся под их протекторатом, тоже имело свои позитивные и негативные стороны. Позитивным было высокое развитие культуры, а также умственных и нравственных начал узким кругом выдающихся людей, освобождённых от забот о хлебе насущном. Но был и негатив, причём не менее значимый. Чрезмерное богатство закабалило ум и души знати, утратившей способность к проявлению естественных человеческих чувств. Таких, как горе и радость, печаль и восторг, страдание и сострадание. Ум богатых людей отупел, а души окаменели. Это было тоже рабство, но не физическое, а духовное, вылившееся в культ Золотого Тельца.
Всё это не могло не сказаться не только на дееспособности самой элиты, но и на упадке нравов всей массы людей. Знаменитое восклицание Цицерона (106-43) – «O tempora, o mores!» («О времена, о нравы!») – подчёркивало всю глубину духовного падения Древнего Рима, обрекавшую народ на духовное вырождение, а государство – на неминуемую гибель. Меркантильные прагматики (либералы в первую очередь) обычно объясняют падение Рима непродуктивностью труда рабов, работавших из-под палки. Но, думается, этот фактор был всё-таки вторичным. Первичной же была цепная реакция распространения духовного рабства, связанного с избыточностью и развращающим влиянием умопомрачительного богатства элиты.
Вовсе не случайно христианство зародилось именно в одном из протекторатов Древнего Рима и именно в момент полного духовного разложения самого Рима. Не имея ни сил, ни возможности кардинальным образом изменить политическое устройство всё ещё всесильного Древнего Рима, Иисус Христос сосредоточил внимание на духовном освобождении своих соотечественников. Именно этому и была посвящена его Нагорная проповедь, гарантировавшая блаженство в Царстве Небесном всем земным страдальцам, а также людям, алчущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцам. Богатству земному Иисус противопоставил духовное богатство, причём первое он трактовал как главное препятствие к вступлению в Царство Небесное, а второе – как ключ к нему.
С той поры много воды утекло. Физическое рабовладение в чистом виде мы найдём сегодня только в единичных и, как правило, криминальных случаях. Законодательство всех стран мира относит эти случаи к самым тяжким преступлениям против человечности и сурово карает конкретных преступников. Но, положа руку на сердце, следует признать, что рабовладение как таковое никуда не делось: оно просто приняло более скрытые формы, имеющие налёт цивилизованности. Как известно, на смену одиозному рабовладению пришло не менее одиозное крепостное право, которое, в свою очередь, уступило место капиталистическому праву – праву богатых и сильных людей наживаться на людях бедных и беззащитных и унижать их человеческое достоинство.
Раб, по Далю, есть невольник, человек, обращённый в собственность ближнего своего и состоящий в полной его власти. Однако, помимо крайностей личностно зависимого положения (раб — господин), Владимир Даль отмечал ещё «рабство нужды», а также «рабство у страстей своих». В первом случае речь идёт о видоизменённом физическом рабовладении, когда богатый человек, вгоняя бедного в нужду, доводит его до рабского состояния. Во втором случае уже сам богач ничего не может поделать с самим собой, превращаясь в раба собственной алчности. Это и есть классический вариант духовного рабства.
Либерально-буржуазный строй, установившийся в России в начале 1990-х годов, не имеет аналогов в мире. Он только для приличия (на потребу Западу) именуется «либеральным» и «буржуазным». На самом деле он у нас представляет собой антипод тому и другому. Под прикрытием либерализма у нас действует, по сути, диктатура капитала, а под маской буржуазности скрывается рэкетирский захват и мародёрский грабёж общенародного достояния. Народ, считавшийся хозяином страны и владельцем её природных богатств, ныне не только полностью лишён этих прав, но и оказался сброшенным на дно социальной и экономической пропасти. То есть де факто доведен до рабского состояния.
Что касается духовного рабства, то оно расцвело сегодня в России пышным цветом, если, не превосходя, то, по крайней мере, вплотную приближаясь к уровню позднеримского духовного рабства. Наши олигархи и иже с ними уже не знают, куда тратить свои многомиллиардные капиталы, но владеющее их умами и душами алчное богатство требует от них, своих рабов, всё больших и больших прибылей. Если спросить сейчас любого конкретного российского олигарха, в чём состоит смысл его жизни, он вряд ли сможет вразумительно ответить. Но при этом он горло перегрызёт любому, кто покусится хотя бы на малую толику награбленного им капитала.
Докапываясь до смысла глагола «наживать», Владимир Даль, помимо смягчённой формы — «промышлять», даёт архаичные варианты — «достать», «добыть», «найти», «взять», «выпросить». Наши богачи действуют именно в соответствии с этим архаичным принципом, озабочиваясь только процессом непрерывного обогащения, превратившимся у них в жажду наживы. Именно жажду, подобную острой, непреодолимой и неутолимой тяге путника к воде посреди раскалённой пустыни. Мир для наших богачей – уже не более чем пустыня, а все мы — не более чем средство минутного утоления непрерывной и нескончаемо мучающей их жажды. Их бешеная погоня за наживой превратилась в лихорадочность, близкую к безумию, и в страсть, влекущую к обману и угнетению ближнего.
В России богатство надо держать как хищного, сильного и смертельно опасного зверя исключительно на цепи или в крепкой клетке. Ибо вырвавшись на волю, богатство в нашей стране (вспомним кулачество!) без всяких раздумий и внутренних тормозов, начинает набрасываться на беззащитных людей. Физически уничтожая их, оно одновременно занимается пожиранием себе подобных. Истребив же всё живое, оно перегрызёт себе вены и в безысходной тоске покончит жизнь самоубийством. Именно такова сущностная природа духовного рабства.
Цепью и клеткой для взбесившегося российского богатства мог бы стать, в первую очередь, прогрессивный налог или, точнее, налог на богатство. Отсутствие такового рождает у наших богачей ощущение полной безответственности перед народом, обществом и особенно перед российским государством, которое представляется им слабым и трусливым, неспособным обуздать их мощь и гордыню.
Другим способом вразумления наших богачей могло бы быть ужесточение наказания за совершаемые ими преступления в экономической, социальной и чисто уголовной сфере. Вопреки нынешней, потакающей и угождающей богачам, судебной практике, богатство при рассмотрении преступлений должно рассматриваться как самое серьёзное отягчающее обстоятельство. Ибо одно дело, когда то или иное преступление совершает человек, доведённый нуждой до отчаяния, и совсем другое дело, когда нарушает закон лицо, у которого дом ломится от избыточного богатства. Безмерная алчность обязательно должна быть наказуема и, тем самым, укрощена.
Однако следует учитывать, что для богача, стремящегося к преступному обогащению, даже временная утрата личной свободы зачастую менее болезненна, чем потеря хотя бы части богатства. Поэтому физическое наказание богача-преступника обязательно должно сопровождаться конфискацией награбленного им до того момента имущества. Причём конфискацией не только у него самого, но и у тех людей, которым какая-то часть имущества, по сути, отдана на хранение. Только так можно вразумить не только самого преступника, но и всю массу ему подобных, включая и близких ему людей.
Но не только отдельные граждане, но и само государство должны предусмотреть прочную защиту от посягательств разжиревших олигархов, впавших к тому же в безумную гордыню. А посему статья Конституции РФ, гарантирующая неприкосновенность частной собственности, должна быть дополнена хотя бы ремаркой – «если эта собственность не наносит ущерба национальной безопасности российского государства». Судя по затянувшемуся делу ЮКОСа, приобретшему негативный для России международный резонанс, такая поправка не только не лишена смысла, но в дальнейшем является крайне необходимой.
Наши «юные» олигархи, навязывая стране и народу непопулярную ныне в обществе Конституцию РФ 1993 года, вовсе не случайно сделали в ней упор на идеологию либерализма. С одной стороны, для безграничного собственного обогащения они превратили частную собственность в священную корову. И здесь звериное чутьё их не обмануло. За минувшие годы именно благодаря этому, они накопили огромное личное богатство, попутно сделав народ бедным и рабски зависимым от них. Но есть и вторая, не менее важная сторона у этой либеральной «медали».
На заре гуманизма европейская элита, во имя духовной свободы и для собственного самоутверждения в выходящем из Средневековья обществе, опиралась на нравственные принципы христианства. Нагорная проповедь Иисуса Христа, по сути, была превращена гуманистами в нравственный кодекс прогрессивного светского общества. Сегодня изменились не только времена, но стала другой и сама либеральная элита. Заключив сделку с «жёлтым дьяволом», она выступает ныне уже не против фанатизма, а против существа идей самого Христа. Заигрывая с религиозными фанатами и направляя их ярость против традиционных ценностей, либералы сами превратились в фанатичных гонителей Христа, Мохаммеда, Будды и всех активных приверженцев добра, здравого смысла и справедливости.
Завяжем здесь узелок себе на память: именно сегодня, именно в XXI веке пути добра, здравого смысла и справедливости, по которым традиционно двигались российское общество, народ и государство, расходятся полностью и окончательно с интересами отечественной и мировой либеральной элиты. Из просветителей либералы превратились в мракобесов, из прогрессистов – в ретрограды, из гуманистов – в человеконенавистников, из слуг народа – в господ и потенциальных рабовладельцев. Им уже нас не обмануть, да и самим нам негоже обманываться на их счёт.
Нам сегодня нужно выкинуть за борт весь накопленный элитами хлам псевдогуманистического, обманного, либерального бреда и двигаться дальше, опираясь исключительно на народный здравый смысл, реальную оценку жизненной ситуации и энергетику подлинного добра и сострадательной справедливости. В производственных отношениях это должно вылиться в утверждение, по крайней мере, в нашей стране принципов необходимости и достаточности.
Под необходимостью следует подразумевать не пресловутый нынешний «прожиточный минимум», определённый доброхотами-либералами для полуголодного существования трудящегося человека, а тот действительный минимум жизненных благ, позволяющий честному труженику поддерживать в обществе своё человеческое достоинство. Всё то, что находится ниже порога реальной жизненной необходимости всего народа и отдельного человека, должно быть объявлено зоной национального бедствия и должно стать главной заботой и предметом неустанной опеки российского государства.
К достаточности следует отнести потолок жизненных благ, потребный для достойного существования отдельного человека, конкретной семьи и всего общества. Всё, что выходит за этот уровень, должно быть подвергнуто жёсткому государственному надзору и скрупулёзному расследованию соответствующих органов на предмет источников чрезмерного богатства и способов его накопления. Важно при этом присмотреться и к нравственному облику обладателя богатства, а также выявить целевое использование накопленных излишков жизненных благ.
Я не знаю, как будет называться политический строй, который возьмёт на вооружение реализацию принципов необходимости и достаточности. Я не знаю, хватит ли разума и воли у нашего народа, общества и государства, чтобы установить такой строй. Но я знаю, что без выхода на этот спасительный здравомысленный путь мы ещё долго будем блуждать между Сциллой убогой нищеты и Харибдой безумного богатства, постоянно грозящими нам и нашим потомкам неизбежной рабской гибелью.
Говорят, что худой мир лучше доброй ссоры. Но мне иногда кажется, что всё же добрая честная ссора намного лучше изматывающего душу, бесконечного худого мира.
комментария 2
Ролан
10.03.2020Когда ж мы наконец проснёмся?!
Римма
10.03.2020Благодарю автора за столь глубокую, серьезную и наиважнейшую по затронутым проблемам статью!.. Мы, страна, Россия — на пороге глобальных изменений, и дай нам Бог разум и здравомыслие во время осмыслить ситуацию и не сожалеть в последствии о не сделанном!..