Тайные силы Российской истории*
13.04.2020ВОЛХВЫ, ПРОВИДЦЫ И… КОМЕТЫ
Кто, как и где творит историю? От воли государей, хитросплетений политиков, тонкого расчёта дипломатов или сакрального положения звёзд зависит тот или иной виток судьбы целой нации и народа? Ответить на этот вопрос пытаются учёные и психологи, экономисты и философы, да и всякий мыслящий человек рано или поздно пытается понять, что скрывается за кулисами истории. Результаты этих раздумий превращаются в объёмистые труды по философии, экономическому развитию общества, смене общественных формаций и бог весть чего ещё. Однако некоторые события не вписываются в стройные и скучные теории реалистов. Монголо-татарское иго, нашествие поляков и французов, бесконечные дворцовые перевороты и заговоры, кровавая революция семнадцатого года и беспощадные сталинские репрессии – политические события, происходившие в нашей стране, можно воспринимать, как трагическое стечение обстоятельств, если бы не одно «но». Многие из этих событий были предсказаны, и, что самое удивительное, сбылись в положенный срок. Летописи и документы прошлого сохранили для нас свидетельства замечательных пророчеств и откровений – волхвов, юродивых, провидцев и приверженцев христианской веры.
Вера в таинственное необъяснимое, сверхъестественное и чудесное возникла на заре цивилизации, когда человек был слаб и беспомощен перед таинственными силами природы. Нам, живущим на рубеже XXI века, нелегко представить, насколько жизнь целого племени или народа зависела от прихотей погоды, коварства соседнего племени, внезапного наводнения, землетрясения или извержения вулкана. Библия в изобилии сохранила для нас, зазнавшихся в своём технократическом могуществе потомков, свидетельства преклонения перед неуправляемой стихией, голодом, мором и болезнями. К этой невидимой и могущественной силе люди относились со страхом и почтением, служили ей, воздвигали алтари и храмы, приносили жертвы, стараясь склонить чашу судьбы на свою сторону. И лишь достойнейшие из достойных, обладающие способностью прозревать через таинственную завесу времени и грубой реальности могли стать служителями-жрецами – посредниками между человеком и Богом, землёй и небом.
Что представляет собой провидческий дар – голос ангельский или рык сатаны, разумное движение магнитных частиц или управляемое телепатически внушение более развитых собратьев по космосу, – определить невозможно, но, по крайней мере, пока, да это и не столь важно. Оставим философские вопросы на совести «знатоков человеческих душ» – пара- или просто психологов, и обратимся к проблемам куда более интересным, а именно: к проблеме самого времени. Является ли будущее неизбежным и неизменным, или на ход событий можно повлиять? Творим ли мы его ежечасно собственными поступками, или задано нам оно на веки вечные? Наука стоит на первой позиции, а различные религии в разное время выбирали по большей части точку зрения, им в данный момент более выгодную. А пророки и провидцы вещали, не замечая и не учитывая «политики партии и государства», сложных интриг официальной церкви, догматов и Библии. Однако толковали прорицаемое в зависимости от своих взглядов, убеждений и накопленного опыта. А порой открывалось нечто такое, чему и название придумать было сложно. Пример тому – зашифрованные «Центурии» Нострадамуса с описанием космических кораблей и водородных бомб, явно непонятных сознанию человека эпохи Возрождения.
Попытаемся выделить основные типы людей, обладающих способностью делать «пророчества», в том числе социально-политические.
Футурологи, предсказывающие с помощью логически обоснованного метода. Можно даже сказать, что за них «предсказывает» созданная ими система анализа данных, пусть даже примитивная.
Ясновидцы, которые, напротив, прорицают «из себя» и не владеют никакой методикой, кроме искусства впадать в транс. Они либо действуют так на основе своей обострённой интуиции, либо, вполне вероятно, обладают некими особыми талантами. Главная забота для них – это облечь свои туманные видения или предчувствия в ряд удобопонятных образов или достаточно ясных текстов.
Пророки – те, кто целенаправленно используют свои предвиденья (получая их как научно-футурологически, так и поэтически-ясновидчески) как важнейший аргумент, подкрепляющий их вероучительскую деятельность. Главный акцент пророки делают на предсказаниях грандиозных социально-политических перемен и потрясений, иллюстрируя ими свои призывы к моральному перерождению.
Волхвы, юродивые, христианские священники, а с проникновением в русскую землю заморских наук и астрологи играли важную роль в жизни мистически настроенной России. Волхвами у славян-язычников назывались жрецы – в честь бога Волхва, которому приносили в жертву людей. Само идолослужение называли волхованием, откуда впоследствии произошло слово «волшебство».
Русский народ чтил и уважал чудесное: во времена Крещения Руси и много позже сохранились потаённые капища, где совершались языческие богослужения и обряды, которые посещали и новообращённые христиане. Волхвы были не просто «служителями культа», но советчиками, лекарями и судьями в вопросах как мирских, так и божественных. Они охотно предсказывали будущее страждущим, стараясь укрепить уважение к вере языческой и подрывая авторитет христианской религии, которая считала тяжким грехом попытки проникнуть в тайные замыслы Создателя. Таким образом, в «загадочной» русской душе росла и крепла вера в чудеса и волхование, и не стоит удивляться, что просвещенные российские цари и императоры как должное воспринимали мистические откровения пророков и в большинстве своём не пытались изменить предсказанное.
Официальное христианство постепенно вытесняло полулегальное язычество, и вскоре функцию «утешителей душ» переняли православные священники. Христианство взяло на себя смелость гарантировать некоторые общеизвестные истины, например, конец света или пришествие антихриста. Однако на вопрос, что случится с конкретным человеком в ближайшем будущем, православные священники упорно не желали отвечать, а если и брали на себя ответственность предсказывать, то делали это исключительно для благо страны, мира или, на худой конец, правителя и существующего строя.
Техника предсказания священников-христиан отличалась от языческой так же разительно, как скажем, гадание на кофейной гуще от метода Кашпировского. Истинным признавалось лишь прямое знание, обретённое через молитву и покаяние. Случались и недоразумения, когда голос Божий начинал вещать устами совершенно неподходящего и никчемного человека, не заслужившего столь великой чести. О колдовских книгах, жезлах, амулетах, треножниках и магических зеркалах не могло быть и речи – сии предметы считались бесовскими и их использование в процессе предсказательства ясно указывало на «нечистое» происхождение пророчества. В датированном 1682 годом указе Петра I об основании в Москве Славяно-греко-латинской академии говорится, что если в Академии окажутся учителя, владеющие магией, то вместе с учениками они «яко чародеи без всякого милосердия сожгутся». В то же время начальству Академии строго предписывалось следить, чтобы никто из духовных лиц или мирян не держал у себя «отречённых» книг – «волшебных, чародийных, гадательных и всяких от церкви возбраняемых книг и писаний, и по оным не действовал и иных тому не учил». А у кого такие книги найдутся, тем угрожало сожжение вместе с этими книгами и притом «без всякого милосердия».
Научный подход к предсказаниям не поощрялся, и не совсем «законные» методы Якова Брюса (астрология, основанная на научных сведениях о движении небесных светил и природе вещей) признавалась малопонятными и еретическими.
Властью говорить правду в глаза правителям и царям были негласно наделены юродивые и блаженные, – как не вспомнить Пушкинское «волхвы не боятся могучих владык»! Кроме того, юродивые имели право на образ жизни, не ограниченный никакими рамками; зачастую они могли вести фактически «языческое» (в глазах «домостроевского» общества) существование, – и это также сближает их с древними волхвами. Единственное и решающее отличие состояло в том, что юродивые становились таковыми посредством веры в Воскресение Иисуса Христа, – их можно было бы назвать и «волхвами Христа ради».
Первые юродивые появились ещё среди христиан Египта в IV веке, но именно на Руси эти подвижники более всего «пришлись ко двору», и прославили свои имена, начиная с киевско-печерского чернеца Исаакия (1090) и кончая Василием Блаженным (1469- 1557). Притеснять юродивых начинают при Петре I, а в 1732 году, в царствование Анны Иоанновны и Бирона, когда православие подвергалось гонению, юродивым запретили специальным указом входить в церковь… Однако ни официальные запреты, ни гонения не помешали юродивым «проповедовать» истину простому люду близ церквей и храмов и во время бесчисленных странствий по дорогам Российской империи. Вот только записывать за ними было некому. Вообще летопись и жития, из которых можно почерпнуть документальные свидетельства о жизни древней и не столь древней Руси, были уделом официальной власти, а стоило человеку выйти из круга влияния «вышестоящих лиц», как след его по большей части терялся в необъятных просторах времени. Одна надежда на случайное упоминание… Так практически ничего неизвестно о юных годах Григория Распутина, а было бы интересно поразмыслить над судьбой человека, повлиявшего на ход мировой истории в начале ХХ века. Покрыты тайной и мраком обстоятельства жизни «русского Нострадамуса» Немчина, оставившего после себя письменное послание потомкам. Неясна и полна загадок кончина монаха Авеля, предсказавшего смерть трём государям на сто лет вперёд. Загадочна судьба фаворита Петра I Якова Брюса, создавшего «бестселлер XIX века» – «Брюсов календарь» с предсказаниями до 2000 года…
Не менее веским аргументом неодобрительного отношения высших сил к происходящему на земле были разнообразные небесные явления, стихийные бедствия, голод или, говоря языком современным, экономический кризис. Читаем Никоновскую летопись от 1364 года:
«Того же лета солнце бысть, аки кровь, и по нём места чёрные, и мгла стояла пол-лета, и зной и жары бяху велицы, места водные до конца иссохша и бысть страх и ужас во всех человечецах и скорбь великая».
Иногда засушливые годы шли один за другим. Так было в 1889-1892 годах, и все знают, как пару десятков лет спустя сбылось зловещее предзнаменование.
В реестр неблагоприятных знамений можно внести и комету Галлея. На земном небосклоне эта комета появляется в среднем каждые 76 лет, так как период её обращения вокруг Солнца меняется в пределах от 74,4 до 79,2 года. Каждое появление кометы Галлея оборачивалось для землян различными бедами: землетрясениями, наводнениями, ураганами… При явлении кометы в 1584 году царь Иван Грозный долго смотрел на небо, а потом сказал: «Вот знамение моей смерти». И царь, предсказавший собственную смерть, умер весной того же года.
Долгие века наших суеверных предков пугали лунные и солнечные затмения, неестественные «шутки природы» – собаки с двумя головами и тому подобные мутационные каверзы, а также не столь значительные, но безусловно чтимые в народе приметы вроде чёрного кота или перебежавшего дорогу зайца, испугавшего Пушкина настолько, что он не поехал в Петербург к декабристам. Все эти признаки однозначно свидетельствовали о неблагоприятном течении дел во внешней и внутренней политике государства, а иногда недвусмысленно предупреждали царей и правителей об опасности, грозящей их венценосным особам. Правители с уважением относились к вещим голосам природы. К пророкам цари также прислушивались охотно, но предпочитали держать их либо в заключении, подальше от любопытной толпы, либо поблизости от трона.
БОЖИЙ ДАР или НАКАЗАНИЕ?
Провидцы и пророки, будь то юродивые или просвещённые астрологи-чернокнижники, в любую эпоху, в любой стране пользовались особым вниманием к своей персоне. И не удивительно: опасны те, кому дозволено заглянуть в будущее, потому что предсказание обладает редкой силой самовоплощения.
Однако желание правителей заранее знать грядущие моменты собственной биографии сулило одни неприятности. Да и на что можно было надеяться, если дворцовые перевороты и интриги стали национальным видом спорта, а убийство законного государя нетерпеливыми наследниками сделалось почти правилом. Воистину, счастлив незнающий!
Обращались к пророкам личности, неуверенные в своём возвышении, чьё положение у кормила власти было двусмысленным и шатким.
Борис Годунов, если верить летописям, частенько прибегал к услугам «ведунов»: «Призвав к себе волхвов и волшебниц, вопросил их: «Возможно ли вам сие дело усмотрети… могу ли я свое желание получити?.. Буду ли я Царём?» Врагоугодницы ему же сказаша: «Истинно тебе возвещаем, что получиши желание свое: будеши на Царствии Московском, только на нас не прогневайся»… Он же им рече: «О, любимые мои гадатели! Отнюдь не убойтися мене; ничего иного не получите, кроме чести и даров, только скажите мне правду». Они же рекоша ему: «Недолго твоего царствия будет: только семь лет». Он же рече им с радостию великою, и лобызав их: «Хотя бы седмь дней, только бы имя Царское положити и желание свое совершити».
Почти всегда незадачливого пророка держали взаперти – во дворцовых покоях или в тюремных казематах. Держали, правда, с опаской…
Так, известного московского юродивого Ивана Корейшу за неудачное пророчество поместили в дом умалишённых. И содержали сего страдальца под надзором всю оставшуюся жизнь в отдельной комнате со специальным входом для посетителей, дабы мог прозорливый старец утешать страждущих.
Однако под горячую руку разгневанный правитель мог и голову снести незадачливому предсказателю
При Иване Грозном было подтверждено узаконение о сжигании провидцев и чародеев – царь, как известно, чрезвычайно их опасался.
По «розыскным делам» XVI века видно, однако, что сожжение применялось редко: колдунов и колдуний ссылали в отдалённые места, в монастыри, но не сжигали.
Охотно обращалась к «ведунам» царевна Софья. Однако положение этой «железной леди» XVII века было слишком шатким на политической арене «домостроевской» Руси, и дальше эмансипированной царевны повлекло за собой скорую расправу над её «аналитическим» окружением.
Пророческое дело было поставлено у Софьи на широкую ногу. У неё был по этой части особый приближённый человек – монах Сильвестр Медведев, который занимался астрологией, гадал по звёздам и считался великим знатоком по магической части. Разыскав какого-нибудь колдуна, Софья прежде всего отсылала его к Медведеву, а уж тот решал, заслуживает чародей доверия или нет.
Больше всего Софья доверяла некоему Дмитрию Силину. Это был лекарь, которого вызвали из Польши лечить царя Ивана Алексеевича. Жил он вместе с Медведевым, и тот убедился в солидных познаниях поляка в астрологии и медицине. Медведев осторожно осведомил Силина, которого держал при себе, чтобы тот давал, как сказали бы мы сейчас, политические прогнозы, будто Софья хочет выйти замуж за Голицына, а его, Медведева, сделать патриархом.
«И Сильвестр Медведев, – гласит «розыскное дело», – велел ему посмотреть в солнце: «Каково-де будет князь Голицын и будет ли он на Москве царём? Также и Фёдор Шакловитой каким чином будет, и будет ли он первым князем? А он, Сильвестр, патриархом?» И он, Силин, по тем Сильвестровым словам, ходил на Ивановскую колокольню Великого дважды и в солнце сматривал. И в солнце он видел: на великих государях венцы, по обыкновению, на главах, а у князь Василья Голицына венец мотался около грудей и назади, и со стороны, и он, князь, стоял темен и ходил колесом; а царевна София Алексеевна была печальна и смутна; в Сильвестр темен; а Федор Шакловитой стоял повеся голову, и значило ему, что будет скорая смерть, и преж Голицына… Затем Сильвестр Медведев велел Силину посмотреть на солнце и гадать: «будет ли Василью Голицыну счастье в походе против крымских татар или нет?» – И в солнце значилось, что князь Василью в том счастья никакова не будет, только он государеву казну истратит, а людей изомнет».
Сильвестр Медведев посылал будто бы Силина к князю Василию Голицыну. Вот что рассказал об этом визите Силин на допросе по тому же «делу»: «Я-де к князь Василию пришел, и князь спрашивал: будет ли он на Москве великим человеком? И я ему сказал: что ни затеял и тому не сбытца, – болши ничего не будет». Старые листы «розыскного дела» хранят эти речи, произнесённые под пыткой. Тогда же 7 марта 1691 года, сам Василий Голицын должен был отвечать на вопросный пункт «о гадательстве и ворожбе Митьки Силина». Притом было сказано ему, князю, что в случае запирательства будут его, князя, пытать.
Впоследствии, по воцарении Петра Алексеевича, Медведев советовался с колдуном Васькой Иконником, который уверял, будто в его власти состоит сам сатана и что если царевна даст ему пять тысяч рублей, то всё останется по-прежнему. Однако ему не поверили.
В это же время – то есть в период вражды Петра с Софьей – обвинение в колдовстве пало на престарелого стольника Безобразова. На старика донесли его же собственные люди, предварительно обворовавшие хозяина, а затем сбежавшие от него.
Они показали, что Безобразов был в сношениях с опальным Шакловитым, и со всех сторон созывал к себе колдунов и чародеек. Эти ведуны ворожили на костях, на деньгах и на воде, стараясь вызнать относительно царя Петра и его матери – можно ли поднять против них бунт и будет ли тот успешен. Всю эту компанию (самого Безобразова, его жену и всех колдунов) схватили и доставили в Москву, учинив им строжайший допрос, конечно с пыткой, под которой они признались во всём, о чём было угодно обвинить их судьям. Расправа последовала жестокая. Безобразову отрубили голову, жену его заточили в монастырь, всё их имущество отобрали в казну, а колдунов сослали в Сибирь вместе с жёнами и детьми.
Пётр I, монарх, заморским наукам обученный, строго преследовал чародеев и провидцев. После смерти Петра гонения прекратились, и власти снисходительнее стали относиться к разнообразным «прозрениям».
Однако нет счастливых пророков. Судьба каждого из них трагична. Не приносило утешения и духовное признание заслуг. Вспомним причисленных к лику святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Сколь тяжко было видеть им неисчислимые бедствия и моря крови, захлестнувшие Россию…
И словно во искупление вины минувших лет история окутала имена пророков легендами и сказаниями, связав их со знаменательными событиями прошлого.
Материал к публикации подготовила Римма Кошурникова
_________________
* — Печатается по книге Елены Авадяевой. «Тысячелетие. Россия в предсказаниях». – Москва, ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
1 комментарий
Алексей
13.04.2020Волхвы не имели никакого отношения к христианам. Юродивый означает не имеющий рода своего.